Пт. Апр 19th, 2024

Алексей Куринный: «Новая социальная политика правительства Ульяновской области»

Официально заседание анонсировалось, как совещание по обсуждению новой социальной политики в Ульяновской области. Ожидалось весьма интересное мероприятие, учитывая, что вся новизна социальной политики правительства Ульяновской области последнего времени состоит исключительно в сворачивании ранее принятых на себя социальных обязательств.

Так в феврале 2014 постановлением областного правительства были введены новые правила учета трудового стажа для лиц, претендующих на получение звания «Ветеран труда Ульяновской области». Чтобы получить это звание, напомню, необходимо было иметь трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин, из которых не менее половины должны были быть отработаны на территории Ульяновской области. С февраля в расчет необходимого трудового стажа перестали засчитываться годы обучения и еще ряд периодов. И если Ветеранами труда Ульяновской области ежегодно становились 7-9 тысяч жителей региона, то нововведение ограничило их число до 5-6 тысяч в год. Областной бюджет на этом сэкономил около 50 миллионов рублей в год. В июне 2014 депутаты ЗС от Единой России изменили правила выплаты компенсации за ЖКУ Ветеранам труда Ульяновской области. В результате выплаты были уменьшены более чем для 30 тысяч человек. Бюджет «сохранил» при этом еще более 200 миллионов рублей в год. В августе 2014 по инициативе губернатора силами все той же ЕР внесены очередные изменения в закон об областных Ветеранах. Для получения почетного звания и соответствующих льгот с 1.01.2015 теперь потребуется не только большой трудовой стаж по новым правилам его учета, но и наличие награды Ульяновской области. Одновременно на территории региона надо будет отработать уже не ½, а ¾ трудового стажа. В результате из 6 тысяч потенциальных претендентов на получение указанного звания смогут претендовать от силы 1.5 тысячи человек в год. Экономия бюджета – 120 миллионов рублей в год.

Не остались без «внимания» областного правительства и депутатов от ЕР семьи, имеющие детей, талантливые студенты. Изменениями в соответствующие областные законы в течение лета ужесточены правила предоставления социальной выплаты на приобретение жилья многодетным семьям (экономия 50 миллионов рублей в год), именных стипендий студентам (экономия около 18 миллионов рублей в год). С 1 октября 2014 года увеличен с полутора до трех лет срок для получения регионального капитала «Семья» (экономия хоть пока и временная на 2015-2016 годы составит более 100 миллионов рублей в год).

Ответственные областные чиновники в обоснование принятых непопулярных мер сослались якобы на «низкую эффективность» отменяемых мер соцподдержки. Получается, громко вводили, пиарились на всю страну и, вдруг, после многих лет оказалось, что меры неэффективны и сотни миллионов государственных рублей растрачены впустую?! Лидеры областного ЕР пошли дальше и объявили региональный материнский капитал «Семья» мерой, «стимулирующей к размножению только асоциальные семьи». По этой причине по их предложению его надо в ближайшее время отменить (50 тысяч рублей при рождении второго ребенка, 100 тысяч третьего, 150 тысяч четвертого и т.д.) и ввести взамен некий социальный контракт (50 тысяч на ребенка при выполнении дополнительных условий). Никто не знает толком, что это такое, но экономия бюджета вполне очевидна. Дополнительно еще около 60 миллионов рублей в год.

Посчитайте и Вы поймете, что в результате принятых ЕР в последние несколько месяцев изменений в нормативные акты на следующий год правительство Ульяновской области сэкономит на самых социально незащищенных жителях области около 550 миллионов рублей!

Однако, возвращаясь собственно к заседанию 6 ноября. Основным вопросом было рассмотрение областной общественной комиссией вопросов оказания адресной материальной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. На комиссию было вынесено 290 предварительно обращений граждан, из которых три особо показательных должен был разрешить лично губернатор. Первым рассмотрели обращение пенсионерки по поводу оказания ей материальной помощи после пожара в доме. Сумма ущерба составила около 700 тысяч рублей. Пенсионерка работает в школе вахтершей. Дочь в разводе, работает в одном из городских муниципальных предприятий. Сын не работает. Губернатор стал вникать в проблему. После анализа доходов и расходов семьи заявительницы, губернатор выяснил, почему не работает сын, почему бывший муж не платит алименты дочери. В результате заявительнице выделили 73 тысячи из областного бюджета. Дополнительно Морозов поручил Беспаловой, выделить еще по 50 тысяч рублей из городского бюджета и бюджета муниципального предприятия, где работает дочь.

И если по первому случаю вопросов у меня не было (за исключением особой щедрости, проявленной губернатором в сравнении с остальными случаями, рассматриваемыми без его личного участия), то в отношении двух последующих они появились. Так сначала рассмотрели обращение женщины 48 лет. Волею судьбы она ухаживает сразу за тремя инвалидами 1 группы в своей семье: мужем и двумя взрослыми детьми. Дети страдают редким наследственным заболеванием, требующим дорогостоящего медикаментозного лечения — около 35 тысяч в месяц. Из совокупного дохода семьи более половины средств тратится на лекарства. Материальная помощь после длительного разбора ситуации была выделена, «чтобы полгода о лекарствах не думалось». Похожим было и следующее рассмотренное губернатором обращение женщины 42 лет, муж которой погиб, а она не работает, так как ухаживает за больным ребенком-инвалидом. Совокупный месячный доход семьи около 20 тысяч рублей, а на лечение редкого заболевания ребенка требуется лекарств на 8 тысяч рублей в месяц. Несмотря на мою информацию о том, что лекарственное обеспечение в обоих случаях должно быть обеспечено за счет средств областного бюджета в соответствии с Постановлением правительства РФ от 30.07.1994 № 890, вопрос вновь был решен по типу «дадим 50 тысяч и на время забудем о проблеме». Получается, что оказание государственной социальной помощи фактически прикрывало неисполнение обязательств областной казны по другому основанию!

Далее оптом был рассмотрен вопрос о выделении государственной социальной помощи 287 заявителям на общую сумму 2 миллиона 566 тысяч рублей на газификацию домовладений в ряде районов области. При этом несколько раз губернатор вспомнил об особых заслугах в этом Единой России, а депутат ЗСО от ЕР потребовал провести в муниципальных образованиях собрания граждан и разъяснить им, чья это заслуга (надо полагать, будут объяснять, что благодетели исключительно единороссы).

Вот такое показательное мероприятие. Сами новые принципы социальной политики областного правительства были заключены в туманной фразе одного из докладчиков о том, что предоставление мер социальной поддержки должно быть адресным, и увязано с нуждаемостью получателя. Если вы следите за ситуацией, то, наверное, заметили, что областные ответственные чиновники последнее время стали повторять эту мысль, как мантру. Вроде, на первый взгляд, справедливо. Но с другой стороны, кто будет определять нуждаемость? Не приведет ли это просто к ограничению числа получателей мер социальной поддержки?

В обоснование предполагаемого в ближайшем будущем решения были приведены некие данные о том, что, например, 10 % Ветеранов труда Ульяновской области (люди, имеющие трудовой стаж 40 лет, для мужчин и 35 лет для женщин), оказывается, продолжают работать и даже получают доходы выше среднего по региону (17 тысяч в месяц на человека). Следуя логике инициаторов перемен, поддерживать из областного бюджета таких региональных Ветеранов нет смысла?! А для чего тогда огромный стаж? А помощь ульяновским Ветеранам это доплата за бедность или оценка их многолетнего труда на благо страны? Вопросы пока без ответа, но сходные рассуждения на тему нуждаемости и адресности легли в основу аналогичных предложений по ограничению мер социальной поддержки для других социальных групп (семей с детьми, многодетных, студентов и т.д.).

Получается, что кроме принадлежности к определенной социальной группе, потенциальным получателям мер социальной поддержки предлагается дополнительно доказывать свою нуждаемость. А это, вероятнее всего, новые справки, посещение ответственных чиновников, комиссий, вопросы типа: «А почему дети не помогают?», «А чем занимается ваш бывший муж?» и т.д.

По моему мнению, с учетом уже принятых в последние месяцы изменений в областное социальное законодательство, все разговоры об адресности и нуждаемости — лишь прикрытие для очередной волны урезания социальных льгот. На полмиллиарда рублей расходы областного бюджета уже сократили, но дефицит на обеспечение мер социальной поддержки в 2015 году еще более 1.3 миллиарда рублей. А это значит, что эти деньги в непростой период реального снижения доходов большинства предлагается изъять у десятков тысяч ульяновцев под видом достижения социальной справедливости.

Кстати из 526 миллионов рублей, минимально необходимых для обеспечения лекарствами граждан, в бюджете области на 2015 год заложено только 253. А это значит, что системно вопрос опять не будет решен. Наиболее стойкие вновь будут вынуждены смиренно просить помощи у областных чиновников, надеясь, что их случай разберет сам губернатор и можно будет «вздохнуть» на очередные полгодика. Или прокуратура защитит их право на жизнь и добьется в суде необходимых лекарств, как неоднократно уже было в этом году. Ну а те, кто не смог, кто не дошел – опять же сэкономят бюджетные средства.

Ну и главное, человеку прошедшему все круги доказывания своей нуждаемости в соответствии с новой социальной политикой, на всех уровнях можно будет доходчиво объяснить, что получаемая мера социальной поддержки – это не просто исполнение областного закона, а благодать, предоставленная конкретным чиновником и(или) конкретной партией.

http://kurenny.livejournal.com/39699.html

фото с atn.ua