Чт. Мар 28th, 2024

Сергей Морозов и Рамзан Кадыров – братья по «демократии». Ульяновская область признана одним из самых недемократичных регионов России

Авторы утверждают, что оценивают не персонально губернаторов, а общую ситуацию в регионе, на которую местные губернаторы, тем не менее, оказывают самое прямое влияние. Выбранные для оценки формализованные показатели в проведенном исследовании объединены и «расфасованы» в пять групп. В каждой из них каждому представленному в списке региону дается оценка по пятибалльной системе. Ульяновскую область наш портал не обнаружил среди лидеров. Скорее, наш регион возглавил 20-ку аутсайдеров, занимая в ней 55-е место. Причем не выбился даже в «хорошисты» ни по одному из показателей, по которым оценивали эксперты демократичность российских регионов.

Авторы рейтинга – трое известных российских политологов-регионалистов. Но о них чуть позже. За пять лет, прошедших с их последнего исследования, они усовершенствовали методику, сделав акцент на качестве и демократичности региональных политических режимов. Приблизились к международным рейтингам демократичности стран. И окончательно ушли от единой дифференциации регионов, дающей «общую температуру по палате». Пять оценочных групп это уровень политической конкуренции, институциональная автономия регионального парламента, парламентские права оппозиции, административную устойчивость, включающую срок нахождения у власти губернатора с января 2005 года, а также состояние системы местного самоуправления в административном центре субъекта РФ. Впервые предпринята попытка максимально снизить роль «человеческого фактора» на фоне влияния сложившейся мифологии.

ОПЯТЬ «ТРОЙКА»

Все группы показателей имеют равный вес. Каждый из них по отдельности может быть в отдельном регионе имитационным. Очень жаль, что, отдавшись отдыху на Первомай и День Победы, даже многие политические элиты страны не разглядели этот рейтинг, оказавший в свое время несомненное влияние на прочие всевозможные исследования социально-экономической устойчивости и выживания в данных условиях. Ключевая характеристика обновленного рейтинга – уровень политической конкуренции. В этом направлении исследователи и вели основную работу. При этом главным образом учитывалось среднее число эффективных партий по двум последним выборам – в региональный парламент и Госдуму на территории региона. Этот пункт наглядно показывает, что современные реалии по многим регионам ожидаемо уже не соответствуют ситуации и мифологии «нулевых». По этому показателю наш регион – крепкий «троечник».

«Тройку» смогли поставить авторы исследования Ульяновской области, оценивая и независимость ЗСО. Хотя, и с этим можно поспорить: областной парламент в нашем регионе целиком и полностью зависит от желания и мнения губернатора, да и вспомнить хотя бы одно принятое самостоятельно решение, обращение к Президенту или в Госдуму, или отрицательное голосование по вынесенной из «желтого дома» инициативе сложно. Так что «тройка» облпарламенту поставлена с натяжкой.

Еще хуже дела в морозовской «вотчине» с административной устойчивостью и местным самоуправлением. По этим двум показателям регион получает всего два балла.

Примечательно, что составители списка оговариваются: чем дольше губернатор у власти, тем, как правило, сильнее тенденция системы управления региона к авторитаризации. А состояние системы местного самоуправления в «столице» субъекта оценивают, исходя из ее представленности в руководстве регионального парламента и комитетах ЗСО.

Совсем из рук вон плохо в нашем регионе с оппозицией. Судя по жирному и однозначному оценочному «колу», ее в Ульяновской области просто нет. И все потуги Сергея Морозова выдать за таковую своих «карманных оппозиционеров» просто смешны. Отсюда и 55-я позиция…

УЛЬЯНОВСКАЯ ОППОЗИЦИЯ «НИЖЕ СРЕДНЕГО УРОВНЯ»

Вот тут-то прогубернаторские «скептики» и зададут ожидаемый вопрос. Насколько, дескать, можно доверять авторам рейтинга? Отвечаем: двое основателей – в прошлом ведущие специалисты Московского Центра Карнеги Николай Петров и Алексей Титков. Присоединившийся к ним редактор Проекта регионального мониторинга Александр Кынев. С последнему за комментариями и обратился наш портал.

— Формализованные показатели в данном случае – смысл рейтинга, чтобы результат не зависел от того, сколько лет назад эксперт был в регионе и пил ли он чай с губернатором. Общим местом Ульяновской области можно назвать нижнюю часть средней группы. Или верхнюю часть нижней – аутсайдеров. Кому как нравится. Более упрощенная оценка вашего региона: уровень конкуренции и независимости областного парламента – средний относительно других регионов. Политические права оппозиции и система местного самоуправления – ниже среднего уровня.

А кто же в пятерке лидеров? Карелия (общий балл 20), а также Московская, Мурманская, Свердловская и Ленинградские области, набравшие итоговые 16 баллов. Не отстают от них Калининград и Новосибирск. При этом сама Москва лишь на 31-й строчке, Санкт-Петербург чуть выше – десятый. В семибалльных аутсайдерах рейтинга ближайшие к нам Мордовия и Марий Эл.

У Ульяновской области 11 баллов. Наши однобалльники – Дагестан, Алтай, Башкортостан, Калмыкия, Северная Осетия, Бурятия, Карачаево-Черкесия, Нижегородчина, Калужская, Тульская, Липецкая и Ростовская области. А также ближайшие к нашему региону соседи по списку – Чечня и Кабардино-Балкария. Получается, что Морозов такой же примерно демократ как Кадыров Сомнительная радость от такого сравнения…

Работу по разработке методики авторы рейтинга намерены продолжать. В частности добавят характеристики «гражданская активность» и «открытость информации». В связи с этим Петров, Титков и Кынев резонно предполагают, что регионы, уже утратившие позиции по сравнению с «нулевыми», будут и впредь выглядеть не самым лучшим образом. Уточнение нашего портала: если власть не поменяется.

Иван Собакин