Чт. Мар 28th, 2024

Жертва образовательных реформ. В Димитровграде ликвидируют молочный техникум с 80-летней историей

Последний, с их слов, работает без лицензии и аккредитации, но при всесторонней поддержке со стороны региональных чиновников минобра и лично губернатора Морозова.

Как выяснилось в ходе разбирательства, филиалу московского вуза в первую очередь необходимы прописка, площади и другая образовательная база, без которой он просто не в состоянии получить государственную аккредитацию.

Слияние, а вернее сказать поглощение техникума филиалом московского вуза МГУ ТУ, проходит в рамках реформы системы профобразования, и не исключено, что «крыша» вуза сидит где-то высоко в Москве. В ситуацию по просьбе педагогического состава молочного техникума вынуждено было вмешаться региональное отделение ОНФ. Минувшая встреча с педагогами оказалась напряженной. Последние не только боятся в результате грядущего слияния остаться без работы, но и выступают за сохранение техникума с 80-летней историей, который функционировал даже в период Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

И вот после почти векового существования учебного заведения региональные власти вдруг решили провести его оптимизацию, лишив по сути область огромной доли востребованных технических выпускников. А на недавней встрече в ОНФ губернатор Морозов уже заявил о молочном техникуме как о ликвидированном, хотя тот еще жив и выпускает ежегодно более ста специалистов. Направления обучения самые востребованные на сегодня: теплоснабжение и теплотехническое оборудование, технология молока и молочных продуктов, мяса и мясных продуктов, технология жиров и жирозаменителей, монтаж и техническая эксплуатация холодильно-компрессорных машин и установок, монтаж и эксплуатация оборудования систем газоснабжения и другие. При этом в техникуме ни разу не видели экс-министра сельского хозяйства г-на Чепухина, который должен бы первым заинтересоваться выпускаемыми специалистами. Зато учиться, к примеру, на того же технолога молока или мясных продуктов сюда присылают из Татарстана, Самарской области и других регионов.

Позавчера в стенах техникума представители Общероссийского народного фронта встретились с педагогическим коллективом, на нем присутствовал представитель министерства образования, директор департамента профессионального образования и науки Ульяновской области Алексей Шкляр, которому поручено курировать вопрос ликвидации учебного заведения. Разговор получился эмоциональным, преподаватели оказались настолько возмущены, что перебороли в себе чувство раболепства перед чиновниками и вылили все, что, как говорится, на душе накипело.

РЕФОРМА ИЛИ РЕЙДЕРСКИЙ ЗАХВАТ?

Подготовка техникума к слиянию с вузом идет не первый месяц:

— Контрольные цифры к новому году уйдут к МГУ ТУ, – рассказывает замдиректора по учебной работе Наталья Дергунова. – Нам директор сказал отдать все наши учебные программы и цифры им, чтобы МГУ ТУ отлицензировал все наши программы. Таким образом у них появятся лицензии с нашими специальностями, а нас впоследствии просто ликвидируют. Соответственно будет сокращение людей. Нас заверяют, что педагоги все равно же останутся в филиале. Но начнем с того: неизвестно, какая часть специальностей в итоге будет лицензироваться. Кроме того, у них есть свои педагоги, которые работают по совместительству. То есть часть из нас, так или иначе, уйдет в никуда. Через год еще будут сокращения. Кто перейдет работать в филиал? Самых активных, конечно, не возьмут. Мы обращались к нашему учредителю в министерство образования, но пока нам ничего разъяснить не могут.

#video=6MKyjIg26UA#

У директора регионального департамента профобразования и науки Александра Шкляра, несмотря на уже начавшийся процесс сливания техникума, точного ответа на поставленные вопросы не оказалось. Его формулировки оказались расплывчаты: обещать сохранение техникума и рабочих мест он не мог, как и открыто заявить о ликвидации, дабы спровоцировать протест. Потому в очередной раз пытался нивелировать тему:

— Смотря по какому варианту мы идем с передачей, — заявил он. — Если мы идем и финансируем через 44-ый закон – это один механизм. Если с передачей в федеральное учреждение данного учебного заведения, что тоже рассматривается и в настоящее время, то еще раз говорю, что тот круг проблем, который в рабочей группе был озвучен, требует сейчас подходов к созданию дорожной карты, решению этой проблемы. Здесь уже возможны пути еще и через публичный конкурс.

— А сколько надо времени, чтобы дорожную карту составить и довести ее до коллектива или хотя бы до рабочей группы?

— В той ситуации, в которой мы сейчас находимся, я, наверное, сроки бы не озвучил, потому что сейчас мы работаем еще с Высшей школой экономики по вопросам формирования и развития системы профессионального образования региональной, в том числе, предполагаем рассмотрение возможного пути решения этих вопросов, – еще запутанней продолжил Шкляр. — Вы поверьте, здесь существует несколько способов. Сейчас по закону разрешено и через публичный конкурс устанавливать государственное задание для неподведомственных учреждений – это, наверное, самый цивилизованный путь, который возможен в данной ситуации, но при наличии в Законе об образовании строки «о публичном конкурсе» нет механизма передачи целевой субсидии для учреждения, которое находится на другом уровне — бюджетном. И вот этот вопрос тоже требует решения – в России он сейчас прорабатывается активно. Поэтому мы как раз рассматривали различные пути, по которым это возможно осуществить. Если мы говорим о 44-ом законе, то здесь, наверное, достаточно сложный путь, по которому, как мы подсчитали, нужно идти не менее 4 лет.

#video=dxin5Ap7u-A#

«ЗОЛОТЫЕ РУКИ РОССИИ». УЛЬЯНОВСКИЕ ТЕХНИКУМЫ ЖДЕТ ОПТИМИЗАЦИЯ

На наш вопрос, почему нельзя сохранить молочный техникум, чиновник ответил, что сейчас эффективными образовательными учреждениями считаются лишь те, где численность студентов составляет не менее 1000 человек. То есть, с его слов, процесс оптимизации и укрупнения неизбежен, и по всей видимости затронет все техникумы Ульяновской области. «Мы прекрасно понимаем, что сейчас здесь обучается 500 человек при проектном мощности до 1000 – это неэффективное расходование средств, и я думаю, здесь очень сложно с этим спорить», — заключил чиновник.

— Сколько учебных заведений в Ульяновской области на сегодняшний день являются эффективными, где численность менее 500 человек? – возмутились педагоги.

— Задача поставлена на перспективу, и работа ведется по всей области, – не переставал отдуваться за решение, разработанное в стенах высокопоставленных кабинетов, чиновник. — Мы понимаем, что есть учебные заведения, которые находятся вдали, в глуши, и которые просто так не оптимизируешь и людей на улицы не отправишь. Поэтому подход к образовательным организациям, находящимся в городах и населенных пунктах, будет по оптимизации нескольким иным. Да, их много, но это не значит, что мы должны сейчас ничего не делать.

#video=v4YgBWz7wMI#

После этих слов стало ясно: скандалы с подобными слияниями и поглощениями «неэффективных» ульяновских техникумов регион еще услышит. Димитровградский молочный техникум стал лишь первой ласточкой оптимизации профобучения.

По словам педагогов, региональное министерство образования и науки поставило коллектив молочного техникума перед фактом, что он будет присоединен к филиалу указанного ВУЗа. Однако, согласно ст. 55 Гражданского кодекса Российской Федерации, филиалы не являются юридическими лицами. Руководители филиалов назначаются юридическим лицом и действуют на основании его доверенности. Следовательно, филиал МГУТУ в городе Димитровграде не является юридическим лицом, а руководитель филиала Жаркова действует лишь на основании доверенности юридического лица, то есть МГУ ТУ. Согласно ст. 57, реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) происходит между юридическими лицами. А так как филиал не является юридическим лицом, следовательно, ни о каком присоединении речь идти не может. Не могут присоединить к не юридическому лицу юридическое лицо. Получается, техникум просто ликвидируют по решению учредителя — Министерства образования и науки Ульяновской области. И это почему-то минобром умалчивается.

Секрет объединения, как говорится, лежит на поверхности. Филиал московского ВУЗа находится на площадях техникума и использует недвижимое имущество техникума. Однако вместо договора аренды недвижимое имущество почему-то передается коммерческому вузу в безвозмездное пользование сроком на 5 лет. Хотя в условиях дефицита финансирования из бюджета Ульяновской области на текущее содержание имущества техникума денежные средства от аренды могли бы быть направлены на необходимые нужды техникума. И такое странное решение было принято Законодательным собранием Ульяновской области.

Еще более странным выглядит, на наш взгляд, ситуация с самим Филиалом МГУТУ в городе Димитровграде. Он не имеет лицензии на ведение образовательной деятельности и свидетельства о государственной аккредитации, но, не смотря на это, осуществил набор студентов на 2015-2016 учебный год, ведет образовательную деятельность и выдает дипломы государственного образца.

СЕКРЕТ ПОЛИШИНЕЛЯ

— Им наши площади нужны для того, чтобы получить лицензию, потому что без наших площадей они ее не получат, — говорит юрисконсульт техникума Светлана Корчагина. — Им нужны аудитории, помещения и прочее. Поэтому у нас вопрос стоит – почему нас решили присоединить именно к этому-то филиалу? Этот филиал вообще на сегодняшний день, скажем так, не тот ВУЗ, к которому нас могли бы присоединить. Я считаю, что во-первых, они студентов поставили в заблуждение – не показывают ни лицензии, ни госаккредитации, не передают договоры на руки, которые студенты могли бы изучить. Вообще непонятно, почему они начали образовательный процесс?

#video=1AubPkH26y4#

— Они делают очень хитро, передают студентов в головной ВУЗ на последнем курсе, чтобы им выдали дипломы, — продолжает юрисконсульт техникума Светлана Корчагина. — Это похоже на мошенничество, потому что образовательная деятельность ведется здесь. Сюда не приезжает профессура из Москвы, здесь преподают кто по совместительству, кто как. Аккредитации нет. Этим грешат именно филиалы. У каждого филиала должна быть лицензия и должна быть аккредитация, и это все должно быть в приложении к головному ВУЗу. Это явное нарушение. Но на это министерство почему-то закрывает глаза.

#video=KuN5MX3A8NU#

— Я работаю с предприятиями молочной промышленности и агропромышленного комплекса. Не слукавлю, если скажу, что еженедельно получаю по два по три звонка с просьбой направить выпускников на работу, — говорит Ольга Ананьева, замдиректора по производственному обучению. — Предприятия только в последнее время повернулись к нам лицом. До этого им это не нужно было, а сейчас, когда каждое предприятие испытывает кадровый голод, нам звонят, просят, идут навстречу. Готовы решать многие социально-бытовые вопросы нашим студентам, например, в плане жилья. В Димитровграде, к сожалению, нет уже мощного молочного завода, он в свое время тоже был успешно развален. Но в Ульяновской области у нас достаточно молочных заводов, на которых, к сожалению, остались работать пенсионеры. Практику студенты проходят не только в Ульяновской области, но в других регионах – в Новосибирске, в Томске, Омске, Геленджике. По Ульяновской области мы заключаем договоры с 20-ю предприятиями, но они все маленькие. У нас также работает служба содействия трудоустройству выпускников, через нее ребята устраиваются.

#video=Hc0mWJFHOIY#

Подозрения педагогов, что после присоединения молочного техникума к филиалу московского вуза его попросту ликвидируют, не безосновательны.

— Нас просто не будет через год, через два, а этот филиал сам по себе умрет, но и этого техникума тоже не будет, которому 85 лет, — уверена Наталья Дергунова. — Нельзя ли решить этот вопрос по-другому? Если настолько сложно, ну давайте, пусть филиал сам существует по себе, мы существуем сами в этом здании под одной крышей. В чем экономия Ульяновской области — непонятно. Зарплату они нам будут платить, как говорят. Здание они тоже будут содержать. Или просто пытаются избавиться таким образом от техникума? Вы знаете, в войну техникум существовал. Мы занимаем второе место. Да, у нас есть проблемные места, но это не то, из-за чего стоит ликвидировать это учебное заведение.

#video=sjzHawyd8ec#

— Молочный техникум является юридическим лицом, только ликвидация учебного заведения. Программа Министерства образования РФ предполагает сокращение всех неэффективных ВУЗов, в том числе и филиалов. Вы считаете, что это филиал эффективен, если отвечает только двум критериям из семи? И если вдруг филиала через год или через два не станет? Где будет наше структурное подразделение? – вновь попытались добиться ответов на поставленные вопросы от Шкляра педагоги. — И потом, почему мы забываем, что образование это не привилегия богатых людей. На образование в принципе имеет право каждый человек. Вы понимаете? И куда пойдут наши «сложные» мальчишки и девчонки, с которыми мы с первого курса работаем, как со своими детьми? И на выпуске они становятся уже хорошими выпускниками не только в плане профессионализма, но и как люди.

КАК ГУБЕРНАТОР МОРОЗОВ МОЛОЧНЫЙ ТЕХНИКУМ ЛИКВИДИРОВАЛ

Ответа от чиновника не последовало. Зато председатель региональной ревизионной комиссии ОНФ, Герой России, доверенное лицо президента РФ Олег Лобунец вспомнил слова ульяновского губернатора Морозова с последней его встречи с активом ОНФ. Тогда ему задали вопрос, как региональное правительство намерено решать кадровый вопрос для строящегося медицинского центра. На что губернатор Морозов с легкостью тогда заявил, что он дал поручение развернуть работу филиала Карсунского медицинского училища в бывшем димитровградском молочном техникуме.

Что значит бывший и когда был ликвидирован молочный техникум, г-н Шкляр ответить не смог. Он прокомментировал данную идею как нереализуемую, но после ссылки на главу региона он заявил, что губернатор попросту был неправильно понят. Вопрос окончательно еще не решен, идет обсуждение.

#video=RLYBfd3C7-g#

Возмущение педагогов молочного техникума вполне понятно. Тот же Алексей Александрович Шкляр неоднократно приезжал сюда, общался с коллективом, но эти встречи ни к чему не привели. Общение с ним больше походит на хождение по кругу.

— Нам обещали, что проработают механизмы, с нами встретятся, — вновь взяла слово замдиректора Ольга Ананьева. – Мы пытались инициировать встречу с директором филиала, с Анной Александровной, она тоже пришла на эту встречу. Но на все вопросы она отвечала – обращайтесь к учредителю, то есть к министерству образования. У последних мы так и не нашли ни одного ответа ни на один свой вопрос. Коллектив находится в информационном вакууме, поэтому нам ничего не оставалось делать, кроме как начать обращаться во всевозможные инстанции. Мы не хотим, чтобы техникум прекратил свое существование. Мы хотим сохранить его и не дать развалить, как другие образовательные организации.

Гражданским кодексом и Законом об образовании выделяется 5 форм реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение или образование. Уважаемый Алексей Александрович, мы никуда не в одну форму не подходим. Мы подходим только под ликвидацию. Мы тоже грамотные люди, пользуемся интернетом. Когда стали читать про ВУЗ, собирать информацию, и хочу сказать, что ни об одном Вузе столько негатива, как об этом, нет.

#video=Bf-J8KtO5I0#

— Последняя встреча у нас состоялась в проректором МГУ ТУ госпожой Капицей Галиной Павловной. Почему я говорю госпожа, потому что на самом деле она разговаривала с нами таким тоном. Мы отчаялись увидеть где-то правду. Она трижды сказала: мы здесь находимся при поддержке министра образования РФ Ливанова, министра образования Ульяновской области Убы, губернатора Морозова и законодательного собрания. Больше мы от нее ничего не добились. И при этом она сказала: все вопросы к учредителю. Такое ощущение, что наши учредители на коленях стоят перед Москвой с просьбой, чтобы нас взяли.

— Можно еще пояснить, вот почему мы пишем про рейдерский захват? Потому что на самом деле имеет место недружественное силовое поглощение нашего техникума с целью присвоения имущества. Потому что на самом деле им нужна наша база, без которой они не получат ни лицензию, ни государственную аккредитацию. Методы, которые они используют, недостаточно чистоплотные и порядочные, когда на самом деле требуют именно в требовательной форме передать учебные программы, над которыми преподаватели наши работали, площади в безвозмездное пользование и т.д. Просто напросто используют.

Аргументов сохранения димитровградского техникума было предостаточно. Как и вопросов, почему присоединение происходит именно к МГУ ТУ. Почему, к примеру, не сделать техникум филиалом или базовой ступенью образования УГСХА или не объединить его с другим техникумом Димитровграда?

К концу встречи стало ясно, что дальше создания рабочей группы, которая была создана еще в сентябре директором департамента профессионального образования и науки Ульяновской области Алексеем Шкляром, дело не сдвинулось. Чиновничья задача, как известно, протянуть как можно дольше волокиту, запутать и измотать участников, а затем решить вопрос в свою пользу. Этим Шкляр и занимался, разводя пустую болтовню с заумными словами. Потому ОНФ оставляет вопрос димитровградского молочного техникума на своем контроле. Решение, к которому пришли ОНФовцы: этот техникум надо не только сохранить, но и укрепить. Сохранить специальности, которые необходимы для региона и города. «Необдуманная и поспешная оптимизация и реорганизация учебных заведений не допустима. Нужно взвесить все «за» и «против» и только после этого принимать решение», — резюмировала сопредседатель регионального штаба ОНФ Елена Куцына.

Со своей стороны отметим, что начавшаяся реформа, в частности, в отношении Димитровградского молочного техникума, лежит на поверхности и закончится банальным его закрытием. Зато на его месте будет процветать МГУ ТУ, обучение в котором платное. Это позволит чиновникам сэкономить региональный бюджет.

При этом никто из них почему-то даже не задумался, что данное решение ударит не только по педагогическому коллективу, но и по тысячам ребят из малообеспеченных семей, для которых этот техникум — единственная возможность получить бесплатно рабочую профессию. А говорят еще, что в стране рабочих рук не хватает.

Ирина Казакова