Чт. Апр 18th, 2024

Кино Вадима Абдрашитова

"…У каждой картины была тяжёлая биография."Остановился поезд" уложили на полку,но,к счастью,она там пролежала недолго.За фильм "Охота на лис" я был уволен с киностудии "Мосфильм".У меня отобрали материалы картины.К счастью,на три дня.Наказывали рублём.Цензура чувствовала многое.Но в наших картинах нет никаких фиг в кармане.Что думали,то и говорили.Но хотя это были очень суровые времена,мне удалось все картины спасти.Только на "Охоте на лис" остался один шрам…

Корр:В 90-е на шестидесятников возложили ответственность за поражение "оттепели".Сегодня же возникает идеализированный образ оттепели как ностальгического бренда советского прошлого.

В.А:-О чём вы?Посмотрите сериалы,посвященные тому времени.Как показаны шестидесятники?Как сборище людей,постоянно пьющих и перепрыгивающих из одной постели в другую.Вот что мне показывают федеральные каналы.Это оттепель?Никто не романтизирует,скорее наоборот-идёт насильственная девальвация смысла и идей оттепели.

Корр:Вы приехали в Москву поступать в МФТИ,и первое,что увидели в ночной Москве,-съёмки фильма "Девять дней одного года"?Что для вас оттепель?

В.А:-Прежде всего ХХ съезд и доклад Хрущёва о культе личности Сталина.Сколько людей освободились из лагерей!При всех сложностях оттепель была временем реализации свобод,вообще появления самой идеи индивидуальной свободы как ценности.Сколько свежих идей появились в театре,литературе,кино!В искусстве-простой человек стал интересен художнику.Посмотрите "Летят журавли" Михаила Калатозова.Такую историю Вероники невозможно представить показанной на экране до оттепели.История человека,гуманизм очень важны для искусства того времени…"

("Российская газета")