Чт. Апр 18th, 2024

Александр Титов: Перенос органа – серьезная операция, сравнимая с операцией на сердце

Это стало ясно 28 февраля на совещании губернатора области Сергея Морозова с «музыкальной общественностью» (так в официальном релизе пресс-службы правительства и губернатора названа эта группа граждан), которое состоялось в здании Ленинского мемориала. Морозов предложил создать дирекцию по строительству органного зала в мемцентре и призвал неравнодушных граждан войти в эту дирекцию, чтобы тем самым «вписать свое имя в историю».

Историческое здание областной филармонии (бывшее здание Общественного собрания по проекту архитектора Ливчака) встало на ремонт в 2016 году. По плану ремонт должен быть закончиться к июлю 2017 года, но до завершения еще очень далеко. На время ремонта орган фирмы «Ойле» законсервирован. Совещание с Морозовым имело целью убедить общественность (и лишний раз, возможно, самих участников встречи), что решение о переносе органа – единственно правильное. И специалисты, и общественники, которым дали слово, в основном выступили в поддержку этого решения. Обоснованной и последовательной критики решения не прозвучало, что означает одно из двух: либо оно действительно оптимальное или, по крайней мере, вынужденное, либо на совещании не было людей, которые могли бы аргументированно его оспорить. И такое единодушие настораживает, указывая на то, что оно, как это и раньше бывало в подобных случаях, срежиссировано властью.

Лишь краевед Сергей Петров предложил радикальную альтернативу – построить отдельный филармонический концертный зал с нуля. «Польза вашего решения сомнительна, а вред возможен, – сказал он. – Подставьте, что здесь «вдарит» токката и фуга ре-минор, что станет со зданием федерального значения? К тому же нам не говорят о деньгах: стоит ли овчинка выделки?» Но Морозов охладил пыл краеведа: зал строить не будем, сказал он, потому что область не потянет такой «ценник» с учетом того, что график ремонта учреждений культуры весьма затратен и расписан на 10 лет вперед, к тому же нельзя позволить, чтобы орган умолк на 10 лет – это целое поколение филармонических слушателей, которое будет потеряно.

У директора Ленинского мемориала Лидии Лариной нашлись свои аргументы за перенос: в 2012 году специалисты московского Акустического института проводили исследования зала филармонии, тогда же выяснилось, что звук в нем не «летит» как надо, при заполнении зала зрителями звуковые характеристики ухудшаются. Это приспособленное помещение, которое изначально не было предназначено для концертов, кроме того, в здании не хватает помещений для репетиций. После ремонта здесь предполагается открыть камерный зал на 200 мест, соответствующий всем нормативным требованиям. «Задача – сохранить здание филармонии как памятник культурного наследия, – сказала Ларина. – Но нет смысла вкладывать деньги в ремонт фасада без ремонта несущих конструкций. Здание сгнило изнутри. Поэтому в первую очередь вложены средства в ремонт фундамента, кровли, южной стены».

Президент группы компаний “Acoustic Group”, кандидат технических наук Анатолий Лившиц обследовал конференц-зал бывшего Дома политпросвещения, куда предполагается перенести орган. Как следует из контекста встречи, ему в дальнейшем и предстоит сделать из него малый концертный зал.

«Зал имеет хорошую акустическую форму, – сказал он. – Высота помещений – предельная для органного зала, надо бы поднять потолок метра на два, но конструкция здания не позволит. Впрочем, высота достаточная, а потолок можно поднять на 30-40 см, максимально увеличив длину. Тогда зал будет на четверку с плюсом. Ограничения по высоте некритичные. Стеклянные стены закроем гипсовыми панелями, несущие конструкции это позволяют. Применим деревянную отделку. Если бы у города была альтернатива – зал большего объема и высоты, я бы голосовал за другой зал. Но альтернатив, как я понимаю, нет. Так что при грамотной работе город получит достойный органный зал».

Москвич Олег Мельников, который представился как театральный технолог, видит в принятом решении плюсы: «Есть возможность совместить в одном месте, в мемцентре, весь филармонический комплекс – большой зал, малый зал, репетиционные помещения, технические службы, всю закулисную инфраструктуру. Да, малый зал нужно увеличить на два метра в длину, и для этого нужно будет убеждать службу охраны памятников культуры (то есть региональное управление по охране объектов культурного наследия – ред.). Зал филармонии не предназначен для органной музыки, и мы будем делать такой зал».

Ульяновский органист, солист филармонии, заслуженный артист РФ Александр Титов, был едва ли не единственным, кроме Петрова, который высказал сомнение:

«Неоднозначно отношусь к решению о переносе органа. Он установлен 35 лет назад. Несмотря на минусы зала филармонии, орган там прижился. Перенос его – серьезная операция, сравнимая с операцией на сердце. На новом месте инструмент будет звучать по-другому. Придется разобрать, перенести и собрать более 10 тысяч деталей, и в этом есть риск. Важно, чтобы орган переносила та же фирма, что его строила и устанавливала. Важно также приобрести систему управления микроклиматом помещения, где будет установлен орган, если мы хотим, чтобы он жил еще сто лет».

«Вспоминаю, как тяжело работалось в здании филармонии, – сказал художественный руководитель и главный дирижер УГАСО «Губернаторский» Олег Зверев. – Зал изначально не концертный, отопление неправильное, репетировать негде. Большой зал мемцентра – это наш зал, мы там живем, наконец-то, потому что губернатор принял правильное решение. Акустика нового зала позволит органу звучать на более высоком уровне». «Главное, не превратить все это в долгострой», – сказал один из участников обсуждения.

Впоследствии все, кто говорил на совещании, выступали в поддержку переноса органа и строительства малого зала в мемцентре. Некоторые даже предлагали установиться его в Большом зале мемцентра, но им было сказано, что нельзя сокращать площадь сцены. Отдельные деятели культуры скатывались на откровенную лесть по отношению к губернатору, чего от них совершенно не требовалось. Один из музыкантов УГАСО, например, заявил: «Во время гастролей в Японии из-за вашего присутствия в концертном зале мы играли лучше». А директор одной из детских школ искусств честно, без утайки, сказала в лицо Морозову: «Губернатор не боится неординарных решений – которые неожиданно приносят победы». Она попросила у Бога, чтобы на ульяновскую культуру «пролились денежные потоки».

Таким образом, с учетом всех ранее организованных региональной властью дискуссий решение принято: переоборудовать «стеклянный зверинец» в Доме политпросвещения под органный зал. Цена вопроса приблизительно известна, но московские специалисты в кулуарах признались, что губернатор просил их не называть эту цифру. Сам Морозов сказал, что на ремонт и реконструкцию мемцентра предстоит потратить около миллиарда рублей. Вероятно, в эту сумму включат и расходы по созданию малого зала. Сроков, опять же, не называют.

Роман СОКОЛОВ