Пт. Мар 29th, 2024

Кривая мизансцена. Димитровградский театр драмы остается без половины репертуара

Главный режиссер димитровградской драмы Олег Александров написал заявление об уходе по собственному желанию. Вслед за этим на стол администрации театра легли аналогичные заявления от семи ведущих актёров труппы. Еще пятеро ищут работу. Этот «демарш» продиктован решением культурных властей муниципалитета о назначении новым художественным руководителем димитровградской драмы бывшего пресс-секретаря городской администрации Ольги Панченко.

Фото:

История неприятная и с душком. Но попробуем разобраться.

И начнем с июня 2014 года, когда по приглашению тогдашнего руководителя димитровградского драматического Андрея Шкалова сюда приехали на ПМЖ беженцы с юго-востока Украины – руководитель Луганского театра драмы Александров и шестеро актёров. Они очень скоро акклиматизировались и достаточно быстро и громко заявили о себе. Первый же спектакль Олега Валерьевича «Гроза» по Островскому стал гвоздем репертуара. За этим последовали другие серьезные работы, которые восторженно были приняты театралами даже в областном центре, а также на различных фестивалях. Именно в заслугу Александрову ставят возросший престиж фестиваля театров малых городов атомной отрасли России «Театральный Атомград». В театральном лексиконе димитровградской драмы появилось понятие «аншлаг». При нём в два раза увеличили размер средней заработной платы, а доходность была поднята в первый же год на 73 процента.

Примечательно, что культурные чиновники Димитровграда тут же секвестировали финансирование на аналогичную сумму, оставив театр без субсидий на коммуналку и постановочные расходы. На одной зарплате. И тем более непонятно, какая черная кошка пробежала между руководством театра и культурной властью Димитровграда на рубеже 2017-2018 годов.

Конкурс на замещение вакантной должности худрука театра был назначен еще 26 декабря прошлого уже года. Не совсем понятен мэсседж этой инициативы. Ведь по всем прикидкам с этими обязанностями неплохо справлялся сам Александров. Его главной проблемой до последнего времени оставалось лишь получение паспорта гражданина РФ. Дело в том, что россиянин Александров однажды уже менял гражданство – на украинское, когда приходил художественным руководителем театра драмы имени Луспекаева в Луганске. Поэтому и оформление ему нового российского документа заняло чуть больше времени, чем приехавшим с ним украинским актёрам. Все это время юридически худруком димитровградской драмы оставался директор театра Эрнест Ишмаков. И вот когда Олег Валерьевич снова стал гражданином РФ, ему и было объявлено, что в его услугах димитровградский драмтеатр больше не нуждается.

На замену Александрову сверху спустили Ольгу Панченко. Она не варяг, в 1990-х годах долгое время служила в димитровградском драматическом актрисой. Потом в 2004-м, по официальной версии, предпочла театру телевидение. Работала в городском управлении культуры. А в последнее время отвечала в администрации Димитровграда за связи с общественностью и СМИ. В свободное от театра время Панченко много путешествовала по заграницам, где понабралась необходимого опыта и отныне намерена построить свою работу худрука, а заодно и директора театра на основе менеджмента стран Западной Европы. В первый день встречи с труппой Ольга Робертовна декларировала, что никаких революций и репрессий с ее приходом не будет. Мол, обойдется без разрушений, одно сплошное созидание.

Вот только возвращение Панченко в театр было обставлено так, что с созиданием как-то не клеится. 12 января заявления об уходе вслед за Александровым положили все бывшие луганчане плюс Наталья Константинова. И это были только цветочки. Поскольку с 1 января 2018 года вступили в юридическую силу поправки в российское законодательство об авторском праве. Согласно им, без ведома создателя спектакля в нем не имеют права менять даже мизансценический поворот головы персонажа. А, учитывая, что ставил последние три года в димитровградском театре преимущественно Александров, уходя, он забирает с собой значительную часть нынешнего репертуара.

— Половину, если быть точным, – уточняет Олег Валерьевич. – С нами уходят «Гроза», «Примадонны», «Лысая певица», «Женитьба», несколько детских спектаклей. Все они ставились под определенных актеров, и замены только погубят эти спектакли. О возвращении на определенных условиях мы пока не думали. Поскольку поступили с нами, мягко говоря, не совсем цивилизованно. В городском отделе культуры мне просто сообщили, что я не прошел по конкурсу и мне придется покинуть театр. Никаких подробностей и объяснений. Все мы уже ищем работу. И пока понимаем только одно – в любом случае остаемся россиянами. Страну, которая спасла нас от войны, не покинем ни в коем случае – это вопрос решенный.

Причины отставки Александрова и внезапного назначения на его должность своего бывшего зама Панченко глава димитровградского управления культуры Ирина Ширяева официально озвучивать не спешит. Не торопятся с комментариями, три дня «кормя завтраками», и в областном министерстве искусства и культурной политики. Что касается театрального сообщества региона, то оно в большинстве своем о пертурбациях в театральной жизни Димитровграда не в курсе даже, поскольку еще не вполне отошло от новогодне-рождественских праздников.

В театральных кулуарах, впрочем, обсуждают, что веской причиной, по которой не продлен контракт с Александровым, могла стать неугомонность режиссера. Он, дескать, был слишком настойчив с просьбами в адрес городской и областной власти помочь театру. Чересчур много и часто обивал чиновничьи пороги, отвлекая от более важных и насущных дел. «Выбивал» деньги на увеличение зарплаты артистам, на проведение того же «Театральнго Атомграда», на софинансирование проекта «Единой России» по поддержке театров малых городов России. Вот и достал культурное руководство города, которое давно злило, что главный режиссер получает такую же зарплату, как сама Ширяева, да еще и гонорары за постановку спектаклей смеет просить. Последней каплей в чаше терпения руководства города стало, судя по всему, «инициированное» Александровым указание губернатора Сергея Морозова к мэру Димитровграда Алексею Кошаеву оказать театру помощь в организации поездки на международный фестиваль в Молдавию. Но и этого неукротимому Александрову оказалось мало. Он озвучил свои планы на 2018 год о ландшафтном спектакле, о гастрольных поездках по стране: Казань, Чебоксары, Самара, Оренбург, Волгоград, Саратов – далее везде… И на все это требуется как минимум софинансирование города. Кто ж такое потерпит?

И пошло-поехало. Театру припомнили долги по коммуналке. Начались контрольно-ревизионные проверки с самыми невероятными придирками. Например, почему числится в штате, не появляясь де факто на работе, старейшая актриса театра, заслуженная артистка России Любовь Тирская, находящаяся, между прочим, на термальной стадии рака. Пошли разговоры, что Александров с Ишмаковым разграбили театр. Вот и дали понять – не высовывайтесь. Дошло до того, что настроения в высших эшелонах городской власти витали самые оскорбительные: был нормальный театр, пока эти хохлы не приехали, сидели бы себе тихо и не рыпались театре, а то, дескать, захватили все и устроили местным дискриминацию.

Есть, утверждает наш источник, по понятным причинам пожелавший остаться неназванным, негласное распоряжение начальника управления культуры: чтобы до 16 января их здесь не было! Становится понятно почему, если учесть, что 19-го в театр собирается глава региона – автобус дарить… Что это – «черная метка» или просто чиновничья перестраховка? Ответ мы вряд ли когда-нибудь услышим.

А театр жалко…

Иван СОБАКИН