Чт. Апр 18th, 2024

Алексей Куринный: Еще один новогодний «подарок» семьям с детьми от депутатов-единороссов областного парламента

А ведь последствия принятия этого закона в ближайшее время ощутят на себе тысячи семей, имеющих детей.

Напомню, что в самом законе «О дополнительных мерах социальной поддержки семей, имеющих детей» речь идет о региональном семейном капитале «Семья» и вариантах его использования. Семейный капитал — это выплата из областного бюджета в размере 50 тыс. руб. при рождении второго, 100 тыс. руб. – третьего, 150 тыс. руб.- четвертого, 200 тыс. руб. – пятого, 250 тыс. руб. – шестого и 700 тыс. руб. — седьмого и последующих детей. Эти средства можно было потратить на улучшение жилищных условий семьи, образование и лечение детей. Несколько месяцев назад по инициативе правительства области единоросы увеличили срок, после которого можно использовать капитал «Семья», с полутора до трех лет от момента рождения ребенка.

В пояснительной записке к рассматриваемому законопроекту указано, что он разработан в целях совершенствования предоставления мер социальной поддержки и его принятие направлено исключительно на повышение адресности и эффективности предоставления мер социальной поддержки семьям с детьми. К сожалению, за этими словами областного правительства на протяжении последних нескольких месяцев неизменно скрывается урезание мер социальной поддержки для разных категорий жителей Ульяновской области. Причем подходы к адресности кардинально менялись в процессе подготовки законопроекта. Сначала планировалось уровнять выплату на всех детей и сделать ее равной 50 тысячам рублей (чем сэкономить бюджету около 120 млн. руб. в год). Затем ввести демографический контракт и повысить эффективность контроля за расходованием средств. Далее планировалось установить даже выплату семьям, не имеющим детей на лечение. Подходы так запутались, что представлявший итоговый законопроект министр Павел Дегтярь доложил сначала один вариант проекта, где заявленной целью было «стимулирование рождения именно первых детей», и величина выплаты составляла 50 тыс. руб. на всех детей, как наиболее справедливое решение. Председатель ЗС даже предложил быстро поставить вопрос на голосование. Но после моего замечания о том, что комитет рассматривал совершенно другой вариант закона, министр поправился и быстро представил другой законопроект, где уже «необходимо стимулировать рождение второго и последующих детей» и сохранить существующий размер выплат.

Что же было предложено изменить в итоге.

1)расширить существующий перечень вариантов расходования средств именного капитала «Семья». В новой редакции его разрешено дополнительно использовать на оплату услуг по страхованию здоровья ребёнка и жилого помещения (не знаю насколько это актуально), и оплату услуг по организации отдыха и оздоровления ребёнка.

2)в закон вводится такое понятие как «социальный демографический контракт» (далее – СДК), т.е. соглашение, заключаемое между лицом, получившим сертификат и органом социальной защиты населения, в соответствии с которым лицо, получившее в соответствии с Законом право на дополнительные меры социальной поддержки, обязуется осуществить расходование принадлежащих ему денежных средств по направлениям, определённым Законом, а уполномоченный орган обязуется ежемесячно частично компенсировать произведённые расходы. Одновременно устанавливаются довольно сложные условия, сроки заключения СДК (не более одного года) и обязанности сторон. Получатель средств капитала «Семья» в соответствии с СДК будет обязан регулярно отчитываться о своих тратах и предоставлять чиновникам отчеты. В случае ошибок и задержек с предоставлением отчетов, выплаты прекращаются на время или совсем.

3)существенно изменяются условия распоряжения средствами именного капитала «Семья»:

а) распоряжение средствами (частью средств) именного капитала «Семья» предложено осуществлять в форме компенсации расходов, произведённых лицом, получившим сертификат в размере 25 процентов от величины понесённых расходов? То есть, сначала семья должна израсходовать свои деньги, а потом получить компенсацию, да еще не более 25% от реально произведенных расходов. Либо получить софинансирование к своим расходам по механизму СДК, регулярно отчитываясь о полученных деньгах. Кроме того, в ходе заседания никто из ответственных чиновников так и не смог пояснить мне: почему именно 25%? Почему нельзя потратить деньги, например на покупку жилья, целиком?

б) получить денежные средства за счёт средств именного капитала «Семья» на улучшение жилищных условий возможно при условии, если по состоянию на день обращения за распоряжением средствами именного капитала «Семья», члены семьи состоят на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма. Напомню, для этого доход на одного члена семьи не должен превышать 8 тыс. руб., жилая площадь – 12 кв.м., а стоимость имущества не более 400 тыс. руб. При таком подходе потратить средства регионального капитала «Семья» на улучшение жилищный условий смогут не более 15% семей.

Я достаточно подробно разобрался в предлагаемом новом порядке распоряжения средствами капитала «Семья». Кроме того, я и сам совсем недавно воспользовался средствами регионального капитала на оплату ипотеки и потому изложил на заседании свои возражения:

1. Порог в размере 25 % ничем не обоснован, особенно если речь идет о приобретении жилья. Это особенно глупо, учитывая, что компенсировать средствами регионального капитала «Семья» затраты на приобретение жилья можно только нуждающимся в улучшении жилищных условий семьям. А это в соответствии с критериями. Как уже было сказано, не более 15% самых бедных семей. Где они возьмут оставшиеся 75% средств?

2. Если семья взяла ипотеку до рождения ребенка и(или) самостоятельно улучшила свои жилищные условия, не ожидая необходимых трех лет для реализации капитала «Семья» (как раз мой случай), то потратить деньги сертификата на оплату ипотеки в новых условиях будет невозможно. Дело в том, что такая семья в любом случае перестанет быть нуждающейся по критерию жилой площади.

3. Огромное количество непрозрачных административных процедур, связанных с предоставлением справок, отчетов, разрешений чиновников разного уровня на всех этапах реализации капитала «Семья» сделает механизм реализации громоздким и неудобным.

4. И наконец, в самом законопроекте уже на заседании обнаружилась грубая техническая ошибка, с которой принимать закон было просто нельзя.

Изложив свои соображения, я предложил принять закон в первом чтении и проработать все вопросы, которые остались без ответа до принятия его во втором чтении. Однако мое предложение было проигнорировано депутатами фракции «Единая Россия». Закон был быстро принят вместе с грубой технической ошибкой, которую предложено исправить как-нибудь потом.

Итогом применения закона на практике с 1.02.2015 года однозначно станет бесконечная беготня по чиновничьим кабинетам и невозможность подавляющему большинству семей использовать средства капитала «Семья» на улучшение жилищных условий. А ведь использование средств капитала «Семья» на покупку жилья и оплату ипотеки были одними из самых востребованных направлений в старой редакции закона. Более того, я прогнозирую ситуацию, что деньги виртуально (в виде сертификата) вроде как будут, но реально потратить их большинство семей просто не сможет.