Сб. Апр 20th, 2024

Арбитраж признал незаконной отмену ульяновским ФАС закупки медизделий почти на 600 миллионов рублей

Аукцион на сайте госзакупок на общую сумму в 587 870 792,56 рублей оказался в минувшем году для 64 медучреждений по всей области, пожалуй, самым крупным и важным по своей значимости. В перечне медизделий — 3527 позиций! Необходимые для лечения реактивы-реагенты для лабораторных испытаний, шприцы, шовный материал и много другое должны были начать поступать в больницы еще в апреле, но этого не случилось! В итоге медучреждения в срочном порядке вынуждены были формировать новые лоты, заново выходить на закупки, что оттянуло поставку медицинских изделий на несколько месяцев. Как рассказывают сами врачи, весной прошлого года из-за острой нехватки необходимых «расходников», выкручивались как могли.

Причина кризисной ситуации в региональном здравоохранении, как выяснилось, оказалась банальной. Региональный УФАС по жалобе двух фирм усмотрел в документации к аукциону нарушения, отменив аукцион. Даже несмотря на то, что сами фирмы — ООО «Авангард» и ООО «Октант» — никогда не принимали участие в подобных аукционах, среди видов их деятельности отсутствует такое направление, как поставка медицинских изделий… Ни разу не явились жалобщики ни в ФАС, ни на заседания в арбитражный процесс. Тем не менее, несмотря на чистейшей воды злоупотребление правом этими фирмами, ФАС почему-то в данном случае не прекратил рассмотрение их заявлений.

Из стен регионального УФАС дело плавно перетекло в арбитражный процесс. Медицинские учреждения Ульяновской области, не согласившись с решением ФАС и отменой аукциона, пошли, что называется, ва-банк в отстаивании своих прав на эффективную работу. Впрочем, в Ульяновском арбитраже их ждало фиаско: решение оказалось в пользу антимонопольщиков, которое в конце декабря минувшего года полностью отменил 11 апелляционный суд. Последний отклонил прежде всего, доводы ФАС о том, что права ООО «ОКТАНТ» и ООО «Авангард» (заявители жалоб в УФАС) на участие в аукционе были якобы нарушены. Условия закупки не лишали их права принять в нем участие, но те даже не заявлялись.

Если по существу, то апелляционная инстанция расставила все точки над «И», указав, что все 64 заказчика совместного аукциона входят в единую систему здравоохранения г.Ульяновска и Ульяновской области и находятся на её территории, а соответственно имеют потребность в заявленных к закупке медицинских изделиях, которые все применяются в лечебном процессе. По мнению апелляционной инстанции, выбор предмета закупки именно комплексной услуги на закупку и поставку медизделий законен.

И самое важное: 11-й арбитражный суд в своем решении указал на социальную значимость таких действий при организации аукциона, сославшись на уже сложившуюся судебную практику, в том числе и в ряде других регионов России. Кроме того, арбитражный суд правомочно указал региональному УФАС, что при вынесении ими решения не учитывалась основная цель закупки – оказание своевременной, качественной медицинской помощи населению ульяновского региона. Общий вердикт решения суда таков, что решение Комиссии УФАС по Ульяновской области по контролю закупок и отмена того аукциона не соответствовали закону и препятствовали осуществлению деятельности лечебных учреждений. При этом важно учесть, в каких больших объемах были сорваны закупки медизделий.