Вт. Мар 19th, 2024

Денег нет, но вы держитесь. Как ульяновских медработников обманули в рамках Майских указов президента

В прошлом году Ульяновская область оказалась в числе немногих российских регионов, где программа по повышению заработных плат для работников здравоохранения не выполнена в полном объеме. В этом году с медработниками поступили еще хуже – их в очередной раз обманули.

Заметим, что повышение зарплат медицинским работникам происходит во исполнение Майских указов президента. У каждого региона разработана собственная дорожная карта по повышению зарплат на 2012-1018 годы. Причем Ульяновская область не справляется с запланированным повышением зарплат из года в год. Так, в прошлом году наш регион оказался в числе 15 из 85 российских регионов, где повышение зарплат не выполнено сразу среди всех трех категорий медицинских работников. В реальности зарплаты врачей и медицинских сестер не дотягивают даже до росстатовских.

В прошлом году Ульяновская область, а вместе с ней Омская и Рязанская области, в начале 2017 г. вместо того, чтобы выполнять Майские указы, просто переписали ранее утвержденные показатели «дорожной карты», по-видимому, обнаружив, что не справляются с собственными планами. Не исключено и то, что в прошлом году повышения зарплат для медработников в очередной раз «замылили», если бы не приезд в наш регион Дмитрия Медведева. Прекрасно осознавая, что вопросы будут заданы по выполнению Майских указов нелицеприятные, а отвечать, собственно говоря, нечего, в тот же день губернатор Морозов разразился заявлением о повышении заработной платы работникам бюджетной сферы региона на 15%. Причем увеличение размера заработной платы медперсоналу не повлекло дополнительных финансовых расходов для ЛПУ, и медучреждения вынуждены были укладывается в свой нынешний фонд оплаты труда. Закончилось такое выполнение Майских указов в июле скандалом: в медучреждениях начался массовый перевод всего младшего медперсонала в дворники, уборщицы, кастелянши, тем самым сотен сотрудников этой категории лишили не только медицинского стажа, но и положенных ежегодных доплат, дополнительного отпуска… При этом функционал у сотрудников остался прежним.

Депутат Госдумы Алексей Куринный тогда обратился в Прокуратуру Ульяновской области с просьбой провести проверку по факту нарушения прав работников, которые к нему обратились. Последняя подтвердила все факты, в итоге восстановив в прежних трудовых правах 184 работников. Остальные, а это тоже без малого сотни сотрудников младшего медперсонала, которые не обращались с заявлениями в прокуратуру, так и остались за бортом майских указов. С крохотной зарплатой.

Учитывая поэтапное повышение заработных плат, к концу 2018 году, согласно Майским указам президента, уровень зарплат врачей должен составить 200%, а среднего и младшего персонала – 100% от средней заработной платы по региону.

Как намеревался выполнить эти показатели губернатор Морозов, заявляя, в начале декабря прошлого года, что Ульяновская область станет одним из первых регионов, где будут исполнены указы Путина, знает только он один. По официальным заявлениям пресс-службы губернатора, с 1 декабря 2018 года предполагалось проиндексировать оплату труда работникам культуры на 6,5%, тренерам — преподавателям дополнительного образования на 5,8%, преподавателям и мастерам производственного обучения — на 4%, врачам и работникам, имеющим высшее медицинское образование — на 29%, а также среднему медицинского персоналу — на 12%, младшему медицинскому персоналу — на 40%, работникам социального обслуживания — на 34% и педагогам, оказывающим социальные услуги детям — сиротам — на 7,3%. Постановление от 25 декабря 2017 г. N 679-П «О внесении изменений в Постановление Правительства Ульяновской области от 27.07.2018 №374-П» подписано Александром Смекалиным. Ниже – оклады, указанные в данном постановлении.

Фото:

Эйфория, в которой последние недели витали ульяновские врачи и медсестры, длилась недолго. Впрочем, наряду с радостью от грядущего повышения зарплат и построения планов по ее расходованию, в коллективах медучреждений началось и брожение. И даже недовольство: с повышением на 40% оклада санитаркам не смирились медсестры, у которых после соответствующего повышения зарплаты должны были практически сравняться. За бортом роста зарплат в больницах в очередной раз остались водители, сантехники, уборщицы и другой персонал. В ряде больниц, как, к примеру, в МСЧ УАЗ, начался очередной перевод младшего медперсонала в уборщицы, дабы сэкономить фонд зарплаты. Пока одни делили шкуру неубитого медведя, вторые поняли, что денег не хватит, и быстренько внесли очередные изменения в постановление, сократив почти вдвое (!!!) заявленное повышение.

Фото:

Облажавшись по полной программе, чиновники начали выдумывать различные версии, чтобы прикрыть себе и губернатору зад. Последний, в декабре напиарившись вплоть до федеральных СМИ на повышении зарплат медработникам, теперь и вовсе ушел от комментариев по ситуации. Понятно, что никаких пресс-релизов «По инициативе губернатора Морозова снижены зарплаты..», как это было в ситуации с повышением, никто не увидит.

После проведенных в коллективах обсуждения ситуации, на которых было сказано «денег нет и вы держитесь», ситуация вытекла из стен медучреждений. Вчера ближе к вечеру чиновники и главврачи – от министра Абдуллова до главврача Мидленко – раздавали комментарии. Абдуллов свалил первоначально оглашенное повышение зарплат на некую техническую ошибку, ради административного «авторитета» приплетя к ситуации медицинскую палату во главе с г-ном Корневым. Мол, это по их указанию мы увидели ошибку и исправили. Председатель правительства области Смекалин грозил наказать всех виновных. Главврач Мидленко тут же успокаивал, что якобы даже несмотря на то, что обещанного повышения зарплат не предвидится, Майские указы по ним будут выполнены.

Версия с технической ошибкой – полный бред. Как и доводы министра, судя по его заявлению, не разбирающегося в компенсационных и стимулирующих выплатах. Выплаты за вредность и совмещение – это компенсационные выплаты, а отнюдь не стимулирующие, как считает Абдуллов.

По словам депутата Госдумы Алексея Куринного, он еще в декабре предположил, что такое повышение зарплат, о котором заявил губернатор, просто нереально:

— Я уверен, что ситуация с медперсоналом не была просто технической ошибкой. Это некомпетентность руководства области – от министра до председателя правительства и губернатора, который сначала пропиарился, а теперь отмалчивается. Причем ответственные лица не смогли грамотно просчитать и распределить федеральные деньги, которые пришли в регион. По линии ОМС понадобилось гораздо больше денег, чем они рассчитывали. Дополнительно пришло где-то плюс 22%, а до большинства больниц дошло около 10% надбавки из-за объективной неравномерности распределения, а не плюс 20%, как рассчитывали. Вот почему в целом по области не получилось рассчитываемого повышения зарплат, отсюда и отыгрывание ситуации назад. Как будут выходить из ситуации те медучреждения, в которых допсоглашения по повышению зарплат, как, к примеру, в больнице им. Копосова (Карамзина) и ряде других, уже подписаны, — не знаю. По действующему законодательству весь медперсонал должны за два месяца предупредить, что оклады будут снижены, и только в марте их снизить.

Обман, который региональные чиновники теперь объясняют технической ошибкой, медицинский персонал вряд ли спустит им с рук. С политической точки зрения это удар по президенту в преддверие выборов. Впрочем, для региональных чиновников мнения людей не важны, главное – отчитаться в Кремль о выполнении Майских указов. А они, как заявила зампредправительства Екатерина Уба, будут выполнены даже при существующем снижении зарплат. Фактически это сделать, конечно, возможно, как обычно включив принцип «средней по больнице», объединив зарплаты всех медработников, работающих на две ставки, набирая ночные, выходные и прочее. А реальная зарплата, которую увидят в своих квитках медсестры, врачи и санитарки, чиновников не волнует. Они мыслят слишком масштабно, чтобы отвлекаться на мелочи.

Ирина Казакова

фото ukrainatoday.com.ua