Пт. Апр 19th, 2024

Федеральный закон нарушен

Но чиновники регионального уровня надежно защищают определенный узкий круг бизнесменов, тем самым продолжая нарушать Федеральный закон «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» от 05.04.2013 N 44-ФЗ, а также Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 N 135-ФЗ. Но почему-то нарушение этого закона ни со стороны ФАС, ни со стороны прокуратуры ранее не поднималось и не изучалось.

Известно, что общеобразовательные учреждения Ульяновска и Димитровграда заключают договоры на оказание услуг по организации горячего питания для обучающихся льготных категорий фактически без проведения торгов, тем самым создавая необоснованное преимущества для отдельных участников рынка, тем самым нарушая статью 8 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ, принцип обеспечения конкуренции. Соответственно имеет место нарушение Закона № 44-ФЗ в части не обеспечения гласности, прозрачности размещения заказов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере размещения заказов.

Средства на финансирование питания льготных категорий направляются напрямую родителям, таким образом средства из бюджетных трансформируются в якобы личные и выводятся из сферы 44-ФЗ, после чего образовательные организации проводят конкурсный отбор по правилам, установленным их учредителями. Такая трансформация, по нашему мнению, является притворным действием, совершаемым исключительно с одной целью – избежать процедур, предусмотренных 44-ФЗ. А также создает возможность узкому кругу компаний в без конкурентной среде осуществлять питание по более высоким ценам, чем в других городах Приволжского федерального округа.

Согласно приложения № 6 к Постановлению Администрации г. Ульяновска от 25.06.2013 № 2739 «Об утверждении Порядков предоставления мер социальной поддержки граждан, постоянно или преимущественно проживающих в муниципальном образовании «город Ульяновск», имеющих детей (с изменениями на 1 февраля 2017 года)» с 01.01.2017 мера социальной поддержки в виде «предоставления ежедневного горячего разового бесплатного питания во время образовательного процесса в муниципальных общеобразовательных организациях» трансформировалась в меру социальной поддержки в виде «ежемесячной денежной выплаты на ежедневное горячее разовое питание во время образовательного процесса». Таким образом, мера социальной поддержки из натуральной, которую финансировал бюджет, трансформировалась в материальную. Денежные средства стали поступать на счета родителей и из средств бюджета якобы становятся средствами родителей. Родители заключают договор с оператором питания, с которым осуществляют расчеты деньгами, перечисленными им из бюджета в качестве меры социальной поддержки. При этом такой оператор питания выбирается по итогам проведения конкурсного отбора, согласно постановлению Правительства Ульяновской области №390-П от 02.09.2014 «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области», а не согласно нормам 44-ФЗ.

Закон Ульяновской области от 07.07.2014 г № 105-ЗО «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области» устанавливает, что Правительство Ульяновской области в определенных нормативными правовыми актами Российской Федерации пределах устанавливает единую систему требований, предъявляемых к организации социального питания в государственных учреждениях Ульяновской области, подведомственных сформированным им исполнительным органам государственной власти Ульяновской области, в том числе требований, касающихся создания равных условий доступа операторов социального питания к осуществлению деятельности по поставке товаров, выполнению работ, оказанию услуг, необходимых для организации социального питания в указанных государственных учреждениях. Министерство образования и науки Ульяновской области является органом, уполномоченным по вопросам обеспечения социального питания в государственных образовательных организациях Ульяновской области. Согласно требованиям, предъявляемым к организации социального питания на территории Ульяновской области (далее — Требования) социальное питание обеспечивается:

— государственными образовательными организациями самостоятельно;

— организациями питания, отвечающими требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и прошедшими конкурсный отбор на право заключения договора на оказание услуг социального питания.

Также документом установлено, что в случае обеспечения социального питания государственными образовательными организациями Ульяновской области самостоятельно закупка пищевых продуктов и продовольственного сырья осуществляется указанными организациями в соответствии с законодательством Российской Федерации, регулирующим осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных нужд. А в случае обеспечения социального питания организациями питания, т.е. внешними исполнителями услуг, требования устанавливают иной порядок: предусмотрено проведение образовательной организацией конкурсного отбора, но не по 44-ФЗ, а в соответствии с порядком проведения конкурсного отбора организаций питания, утверждённым Министерством образования и науки Ульяновской области. При осуществлении социального питания в государственных образовательных организациях Ульяновской области за счёт средств родителей (законных представителей) обучающихся (а все средства на организацию питания льготников якобы являются средствами родителей) уполномоченный орган формирует постоянно действующую комиссию по проведению конкурсного отбора организаций питания на право заключения договоров об организации социального питания в государственных образовательных организациях Ульяновской Области. Информация о проведении конкурсного отбора и составе комиссии размещается на официальном сайте соответствующего уполномоченного органа в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а не на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет http://zakupki.gov.ru

Критериями конкурсного отбора являются:

— наличие договоров об организации социального питания в государственной образовательной организации Ульяновской области при условии заключённых долгосрочных договоров между родителями обучающихся и организацией питания, осуществляющей оказание услуг социального питания в указанной организации;

— проведение голосования родителей обучающихся в случае отсутствия заключённых долгосрочных договоров между родителями обучающихся и организацией питания, осуществляющей оказание услуг социального питания в государственной образовательной организации Ульяновской области.

Победитель — организация питания, соответствующая требованиям, указанным в абзаце ниже, и представившая не менее 51 процента долгосрочных договоров на оказание услуг социального питания либо не менее 51 процента заявлений родителей обучающихся от общего числа обучающихся в государственной образовательной организации Ульяновской области, которые обеспечены питанием согласно данным указанной организации за предыдущий учебный год. Данные критерии указывают на ограничение конкуренции — предоставление долгосрочных договоров на оказание услуг соцпитания в таком объеме невыполнимо, а предоставление 51% заявлений родителей – это либо невыполнимое соревнование на скорость, либо коррупционная составляющая, что скорее всего, т.к. в данном случае требуется абсолютная лояльность образовательного учреждения и доступ у личным данным родителей.

Обязательными требованиями к организациям питания являются:

— наличие в уставе организации питания видов деятельности по оказанию услуг общественного питания;

— наличие у организации питания опыта работы по оказанию услуг социального питания не менее трёх лет;

— отсутствие нарушений законодательства о качестве и безопасности пищевых продуктов, законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, правил оказания услуг питания;

— отсутствие у организации питания задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов организации питания по данным бухгалтерской отчётности за последний завершённый отчётный период;

— наличие в штате организации питания работников, отвечающих квалификационным требованиям, установленным законодательством Российской Федерации для работников общественного питания;

— отсутствие процедуры ликвидации организации питания и решения арбитражного суда о признании организации питания банкротом и об открытии конкурсного производства (утверждении конкурсного управляющего);

— отсутствие административного приостановления деятельности организации питания в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановлением Правительства Ульяновской области №390-П от 02.09.2014 «О некоторых мерах по реализации Закона Ульяновской области «О правовом регулировании отдельных вопросов организации социального питания в Ульяновской области» рекомендовано органам местного самоуправления муниципальных образований Ульяновской области принять аналогичные меры по организации социального питания в муниципальных учреждениях.

Органы местного самоуправления приняли аналогичные меры и при организации питания в муниципальных образовательных организациях применяются аналогичные конкурсные отборы. Например, решение Городской Думы г. Димитровграда от 29.04.2015 № 24/335 «Об утверждении Положения об организации социального питания в муниципальных общеобразовательных организациях города Димитровграда Ульяновской области».

Стоит обратить внимание и на то, что подобные нарушения законодательства уже были выявлены в г. Санкт-Петербург — решение Санкт-Петербургское УФАС России по делу № К03-145/15 от 14.08.2017. Управлению социального питания Санкт-Петербурга согласно данному решению предписано изменить акт, нарушающий антимонопольное законодательство — распоряжение Управления социального питания Санкт-Петербурга от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», путем исключения слов «прошедшим конкурсный отбор» и «конкурсный отбор» и приведения распоряжения от 27.07.2009 № 03-01-08/09-0-0 «О мерах по реализации постановления Правительства Санкт-Петербурга от 23.07.2009 № 873», в том числе Типовой конкурсной документации, в соответствие с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции..» .

Ситуация на рынке аутсорсинга Ульяновской области как две капли воды походит на ситуацию в Санкт-Петербурге. В связи с этим Ulnovosti.ru обращается в Прокуратуру Ульяновской области, а также в Управление ФАС по Ульяновской области с просьбой провести проверку в части соблюдения законодательства Российской Федерации при проведении торговых процедур по организации питания в общеобразовательных учреждениях Ульяновска и Димитровграда.

Ирина Казакова

фото с maminklub.lv