Сб. Апр 20th, 2024

Гречневый ажиотаж докатился до Ульяновска

Эксперты ссылались на наводнения в Китае, откуда поставляли гречку в столичные супермаркеты. А часть родной российской гречки пострадала в результате летних пожаров по всей стране. Вслед за российской столицей с исчезновением с прилавков и последующим подорожанием гречневой крупы начали сталкиваться и ульяновцы.

Пик «гречневого бума» в России пришелся на первую половину осени. Конкретнее – на начало октября. Тогда тревожная информация пришла с Алтая. Именно здесь собирают почти половину всех посевов гречихи в России.

Ульяновская область в числе регионов-лидеров по выращиванию гречихи не значится
Фото:

Сложные погодные условия, сложившиеся в Алтайском крае в 2014 году, привели к потере урожая и, как следствие, могут спровоцировать дефицит гречки и минимум 20-процентный рост отпускных цен на крупу, предупреждали ритейлеры. Вместе с тем Минсельхоз России успокаивал: ожидается урожай гречихи на уровне 104,2 миллиона тонн в чистом виде. Правда, не уточнялось, хватит ли этого на всех.

К ноябрю гречка, а заодно и рис, подорожали в Челябинской области и Алтайском крае. Сегодня, как пишут СМИ, полки с крупой буквально за полтора часа опустели в магазинах Северной столицы. Произошло это после того, как в ряде питерских СМИ появилась информация о готовящемся росте цен на гречку и рис. В Санкт-Петербурге гречневая крупа уже подорожала за две недели с 35,5 до 50-55 рублей за кило.

А к обеду опустели полки с гречкой и в крупных торговых сетях Ульяновска. Журналист Ulnovosti.ru посетил сегодня ряд торговых сетей, пакетов с дешевой крупой по 28 рублей осталось с гулькин клюв. Зато на «фасовке» красуются новые ценники – от 40 до 59 рублей. В магазинчике-киоске «Хлеб», что на Кооперативной, — всю гречку еще вчера «смели» покупатели. В хлебпромовском магазине на ул. Гончарова, там, где еще позавчера стояла гречка, сегодня полки пустые.

В телефонном разговоре с нашим порталом глава облминсельхоза Александр Чепухин почему-то оптимизма не теряет и землякам не советует. По его мнению, ничего страшного не происходит:

— Ульяновская область также зависит от алтайской гречихи. Поэтому ажиотаж с гречкой добрался и до нас. Поставщики подняли цены, но говорить о резком росте цен на крупу не приходится. Она повышалась постепенно в течение всей прошлой недели. Просто у торговых сетей закончились дешевые запасы, они выложили на прилавки дорогую гречку. Отсюда и иллюзия резкого подоражания. Чтобы снять ажиотаж, подстегиваемый прессой, мы сейчас разбавляем ассортимент местными запасами. Урожай гречихи в регионе в этом году 2 тыс. тонн. Чтобы полностью обеспечить потребность населения, нужно в два раза больше. С другой стороны, гречка никогда не была у нас хитом продаж. Особенно в больших количествах ее никто не потребляет.

Александр Викторович напомнил, что было и хуже – в 2010 году, когда килограмм «дефицитной» крупы стоил сто рублей. Тогда пережили и сейчас переживем, уверен он. И заверяет, что выше цена уже не станет: «Это будет неразумный рост, ее же дороже никто покупать не будет». А вот что делать с другими продуктами питания, цены на которые также стали расти? Или с ценами на них у ульяновцев тоже иллюзия подорожания?

С начала года гречка, по данным Росстата, подорожала в среднем по стране на 39%. Эксперты оценивают рост и в 60%. Тем не менее, причин контролировать цены сверху в министерстве не видят. Хотя по закону о торговле государство может это сделать: правительство устанавливает предельную цену на товар, если цена в регионе выросла в течение 30 дней больше на 30% и более. В ряде российских регионов к проблеме подорожания гречки подключилось УФАС.

Николай Владимиров