Вт. Мар 19th, 2024

Инвестиционный рай. Новоульяновцев добьют формальдегидом?

Что скрывается за очередным инвестпроектом, попытались разобраться Ulnovosti.ru.

Пиар-служба губернатора, штампуя очередной пресс-релиз на проправительственном СМИ, сработала в свойственном ей стиле, ничего не сказав в тексте про вредное производство, ограничившись позитивом и обещанием 5 млрд. рублей инвестиций и созданием 300 рабочих мест. Инвестсоглашение подписывалось в присутствии самого Морозова, первого заместителя директора Корпорации развития Ульяновской области Игоря Рябикова и генерального директора ООО «Аракел-ДО» Арарата Аракеляна, который должен выступить в роли инвестора. Г-ну Аракеляну от губернатора Морозова обещана всяческая поддержка. Наверняка речь шла о налоговых льготах, «крыши» в виде административного ресурса и лесных ресурсах области, которые пойдут в распил в огромном количестве.

По сообщению отдела губернаторской пропаганды, инвестиции от компании «Аракел-ДО», уставной капитал которого составляет всего 10 тыс. рублей, составят порядка 5 млрд. руб.

Фото:

Последнее утверждение, конечно, весьма преждевременное, потому что сумма в масштабах Ульяновска слишком высока. Далее по тексту одной строкой раскрывается весь секрет задуманного: планируется открыть производство ориентированно-стружечных плит, причем с мощностью 120 тысяч кубометров в год. Ну и в довесок незамысловатое производство поддонов, перехватив тем самым нишу у малого бизнеса.

Между тем за так называемым деревообрабатывающим производством ОСП-плит может скрываться нечто иное, как завод с применением химической обработки, и здесь уже неважно чего, древесины или какого-либо другого материала. Главное, что химия со всеми присущими ей выбросами и воздействием на окружающую среду и людей будет основным элементом функционирования производства. Тем более неясно, откуда у ульяновской компании ООО «Аракел-ДО» и даже у их московских коллег ООО СК «Аракел» — подрядной организации, специализирующейся на небольших субстроительных работах, 5 млрд. рублей. Никому не известные фирмы вдруг заявляются на строительство предприятия по производству ОСП-плит в 120 тыс. кубов в год.

К слову сказать, возведение подобных заводов, причем европейского стандарта, как к примеру швейцарской компании Swiss Krono Group, в селе Шакша под Уфой, натыкалось на массовые народные протесты. Со всеми присущими атрибутами: палаточными лагерями из местных жителей, разводящих руками чиновниками и приездом нарядов полиции.

Фото:

А вот так описывают ситуацию местные жители Егорьевска, где работает подобное предприятие. Обратите внимание на рассказы местных жителей о массовых вырубках лесов после открывшегося предприятия. На них вдруг напал короед. Но об этом чуть позже.

#video=uuHxs3ZiL2Y#

ФЕНОЛ, ФОРМАЛЬДЕГИД, МЕТАНОЛ. ЧЕМ БУДУТ ДЫШАТЬ НОВОУЛЬЯНОВЦЫ

Желание Сергея Морозова ухватиться за что угодно, лишь бы была возможность произнести слово «инвестиции», в данном случае спорно, поскольку в регион тянут новое высокотоксичное и опасное для здоровья людей производство. Больше всех, конечно, рискуют новоульяновцы, которые будут соседствовать с вредным заводом. Ориентированно-стружечные плиты (ОСП) относятся к категории особо опасных строительных материалов, технология производства которых основывается на формальдегидных смолах. Тем не менее, ОСП применяется при строительстве жилья в России более 17 лет, с тех пор как была разрушена единая государственная система санитарно-гигиенического контроля за строительными материалами. Между тем производство ОСП – дело совсем нехитрое. Очень тонкие щепки древесины смешиваются в связующих смолах, и по специальной технологии происходит их многократное наслоение в перпендикулярном порядке, что обеспечивает затем хорошую прочность готовой продукции. Дешево, быстро, только очень вредно и опасно.

Но на такие понятия, как здоровье и экология в регионе, похоже, давно никто не обращает внимания, если речь заходит и большой прибыли. В соответствии с технологией производства плит ОSВ для скрепления внутреннего и внешнего слоев чаще всего используют разные типы смол. Причем для наружного слоя используется клеевая смесь на основе карбамидно-формальдегидной или меламиноформальдегидной смолы, в то время для внутреннего слоя используется мочевиноформальдегидная смола, но может применяться и фенолформальдегидная смола. Но если три первых вида смол при использовании в готовых плитах ДСП и OSB выделяют в воздух помещений формальдегид и метанол, которые относятся к высокотоксичным веществам, то во втором — еще и фенол. Вещество формальдегид, при контакте с человеком, прежде всего, раздражает слизистые оболочки, кожу, отрицательно воздействует на центральную нервную систему и поражает глаза. Также ядовитое вещество нарушает обмен витамина С, способствует мутагенным процессам, поражает репродуктивную систему и раздражает верхние дыхательные пути.

Как заявляют специалисты, ядовитое вещество нередко становится причиной онкозаболеваний. При контакте с источником формальдегида последний очень быстро проникает в организм, а самое страшное, что продукты химических выделений имеют свойства накапливаться в костном мозге и в печени. Федеральным государственным учреждением здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии» проводились исследования, которые показали пугающие результаты. Оказывается, содержание формальдегида в окружающей воздушной среде, где находятся плиты ОСП при 20°С, составило 0,067 мг/м3, что в 22 раза выше предельно-допустимой концентрации. А при 40°С концентрация формальдегида в воздухе поднялась до 0,23 мг/м3, что в 76 раз выше предельно-допустимой концентрации. Т.е. активность выделения формальдегидных смол резко возрастает при нагреве ОСП-плиты http://greenhouse.su/priob/osb/ . Чем закончится такое вредное соседство для новоульяновцев, думаем, все уже поняли. Кроме того, строительство завода в этом месте чревато еще и тем, что все стоки с него потекут в итоге через полуразрушенные очистные сооружения в Волгу.

120 ТЫСЯЧ КУБОВ ОСП, или ЧТО ЖДЕТ УЛЬЯНОВСКИЕ ЛЕСА

Примерная стоимость оборудования для завода такой мощности может обойтись инвестору Арарату Аракеляну как минимум в 50 млн. евро, и это при условии, что оборудование придется закупить бу-шное. То есть порядка 4 млрд. рублей. Без стройки, без коммуникаций и подключений. Ни о какой франшизе европейского производства или создании СП-предприятия региональные чиновники, заключившие инвестсоглашение, не говорили. Так что не исключено, что под Новоульяновск будет завезено китайское оборудование. Не стоит исключать и тот факт, что за самим г-ном Аракеляном могут стоять китайцы. От производств последних ждать экологичности вообще не стоит. Как и благих целей по переработке остатков древесины и горельника в регионе.

К слову сказать, изначально производство ОСП-плит преподносится как глубокая переработка остатков древесины. На деле рядом с такими заводами лес начинают вырубать на корню. В основном под спил идет так называемая неделовая древесина – береза, осина, липа… Возить горельник из Новоспасского и Николаевского района накладно, так что под нож, скорее всего, пойдут миллионы деревьев ближайшего недавно обанкроченного Тереньгульского и Сенгилеевского лесничеств. Не под этот ли инвестпроект замгубернатора Чепухин поставил «смотрящим» за Тереньгульским лесхозом своего бывшего подчиненного г-на Моденова, при котором, собственно говоря, местный лесхоз и дошел до ручки?

В Ульяновской области скупают древесину по средней цене от 500 руб за куб. Сосна стоит от 2000- 3500 руб. Все остальное в понятии лесников мусор, но если за него будут хорошо платить, то можно предположить, что от леса ничего не останется – под срез пойдут все растения. А дальше начинается чистая арифметика: чтобы произвести 120 тыс.кубов готового ОСП нужно примерно 200-250 тыс. кубов кругляка. Если одна сосна это примерно 1 куб древесины, то чтобы для заявленных объемов в 120 тысяч кубов будущему инвестору потребуется вырубить в год как минимум 250 000 сосен. Или 600 000 берез, или 1 000 000 лип, и т.д.

Размах вырубок просто катастрофический. А теперь вспомните, что говорили жители Егорьевска, где после прихода аналогичного предприятия не только леса, но и лесопосадки начали вырубаться на корню по причине набега неизвестно откуда взявшегося короеда, участились лесные поджоги… Схемы захвата лесов дельцами традиционны, так что не надо иметь семи пядей во лбу, чтобы предвидеть: то же самое ждет и леса Ульяновской области. Не говоря уже о тех самых формальдегиде, феноле и метаноле близ областного центра. Впрочем, основными заложниками ситуации остаются жители Новоульяновска, которых травили годами цементом, а теперь для полного счастья добавили новый инвестиционный проект. Последний вполне может стать экологической бомбой.

Алексей Шувалов