Пт. Мар 29th, 2024

Капитальный провал. ОНФ оценил «эффективность» Фонда модернизации ЖКК Ульяновской области

Ульяновская область благодаря «эффективности» руководства Фонда ЖКК во главе с г-жой Сидорановой заняла лишь 63 место среди 85 российских регионов.

Рейтинг сформирован на основании шести основных показателей, характеризующих качество организации региональными органами власти капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах. По каждому показателю регионы выстраивались от худшего значения к лучшему, а номер места, занятого в ряду, являлся количеством набранных баллов. Чем выше сумма баллов по всем показателям, тем более высокую позицию в рейтинге получал регион http://narexpert.ru/wp-content/uploads/2016/12/reitingskr.pdf .

При расчете показателей для формирования рейтинга были использованы данные АИС «Реформа ЖКХ». По результатам анализа информации, размещенной на портале, в тройку лидеров рейтинга вошли Республика Татарстан, Белгородская и Тульская области. На последних позициях рейтинга оказались Чукотский АО, Омская и Еврейская автономная области.

Ульяновская область оказалась в 20-ке самых отстающих регионов России, но, видимо, это региональные власти не сильно волнует. Губернатор Морозов, а теперь еще и председатель правительства области Александр Смекалин не сделали никаких оргвыводов даже после скандальных отборов по выбору подрядчиков на проведение капремонта, разбирательств в региональном ФАС и огромных штрафных санкциях, расплачиваться за которые будет областной бюджет.

Итак, Ульяновская область оказалась лишь на 63 месте из всех российских регионов с показателем 196 баллов. Для сравнения: лидеру рейтинга Республике Татарстан было присвоено 403 балла. Ко всему прочему, наш регион может «похвалиться» и тем, что вошел в ТОП-10 субъектов РФ, кто с 2014 года выполнил меньше всего работ по программе капремонта. Среднее количество работ по капремонту, предусмотренных программой, на один МКД: всего на каждый дом, согласно региональной программе капитального ремонта Ульяновской области, приходится в среднем по 5 работ. Вряд ли такой капитальный ремонт способен продлить срок жизни домов на 30 лет, на которые рассчитана программа капремонта. В то же время в среднем по РФ на каждый дом приходится по 9 работ.

Как бы не заверяла г-жа Сидоранова, что собираемость денежных средств в Фонд ЖКК составляет более 80%, никакой отчетности на официальном региональном сайте оператора никто так и не видел. Зато эту информацию удалось достать на официальном сайте Госкорпорации Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и она прямо противоположна той, что выдает г-жа Сидоранова. Собираемость взносов граждан по итогам 9 месяцев 2016 года за капремонт в Ульяновской области составила всего 53% при среднем по РФ 81%. При этом максимальный уровень собираемости отмечен в Республике Татарстан – 97,5%.

Столь низкий показатель собираемости средств в региональный Фонд, как и собираемость взносов с органов местного самоуправления, потянули Ульяновскую область в число регионов-аутсайдеров. Кстати, по последнему показателю она оказалась самой провальной. Собираемость взносов с органов местного самоуправления за принадлежащие им помещения в МКД по итогам 9 месяцев 2016 года в Ульяновской области составила всего 3% при среднем по РФ 65%. И это самый наихудший показатель среди всех российских регионов. По сути, команда Морозова сама проваливает выполнение программы капитального ремонта в регионе, перечисляя ей сущие копейки из облбюджета. При этом, губернатору Морозову неплохо было бы обратить внимание хотя бы на соседние Самарскую и Чувашскую области, где уровень собираемости отмечен как максимальный — 100%. Не оттого ли у той же Самарской области доля выполненных с 2014 по сентябрь 2016 работ по капитальному ремонту в общем числе работ, предусмотренных программой капитального ремонта на 30 лет, составила 10,2%, а в Ульяновской области лишь 1,68%?

При анализе деятельности региональных операторов ЖКК экспертами учитывалась общая численность сотрудников. Закономерно, что обслуживающий персонал организации должен быть пропорционален числу профильных сотрудников. Соответственно, чем больше общее число персонала, тем больше число профильных сотрудников. Составляя рейтинг, эксперты сопоставили, сколько квадратных метров площади жилищного фонда в программах капитального ремонта приходятся на одного работника регионального оператора капитального ремонта. Благодаря численности сотрудников Ульяновской области удалось продержаться на более высоком 63 месте, иначе могла бы и вовсе скатиться к концу рейтинга.

Итак, средняя площадь жилищного фонда, приходящаяся на одного из 14 сотрудников Ульяновского Фонда модернизации ЖКК, обозначена в 1712 тыс. кв. метров. Таким образом, по данному показателю региону удалось набрать почти самое большое количество баллов. То есть сотрудников, несмотря на все заявления г-жи Сидорановой, у нее в штате предостаточно. Для сравнения: в Татарстане всего 15 сотрудников регионального Фонда, и каждый из них успевает эффективно управлять жилфондом в 4661 тыс. кв. м!

Как заявляет член Попечительского совета Ульяновского Фонда модернизации ЖКК, рейтинг, проведенный экспертами ОНФ, отражает не только степень доверия ульяновцев к региональному оператору, но и эффективность деятельности последнего.

— Можно даже не сравнивать экономически развитый Татарстан, где собираемость взносов с населения под 90%, и где региональные власти выполняют полностью взятые на себя обязательства по софинансированию капитального ремонта, — говорит член Попечительского совета Фонда ЖКК Григорий Николаев. – Достаточно посмотреть, насколько эффективно работает региональный Фонд ЖКК в Чувашии. При таких же низких как и у нас в регионе заработных платах там региональные власти профинансировали капремонт в этом году на 74%. Наши 3% выглядят просто смешной подачкой из регионального бюджета, при том, что доходная часть в ульяновского облбюджета, как рапортуют чиновники, больше, чем в Чувашии.

Другой показатель – среднее количество работ на доме — говорит о комплексности и подготовке программы капитального ремонта. Сюда входит обследование жилого фонда, подготовка проекта, сметной документации, и те дома, которые были обследованы и промониторены, там составлен четкий комплексный план работы. У нас капитальный ремонт превращается в текущий, где латают дыры, потому и выполненных видов работ всего 15 видов. Ульяновская область по данному показателю в восьмерке отстающих регионов России. И если сравнить с той же Чувашией, которая в данном рейтинге оказалась на 11 месте, то у них количество выполненных работ 63, то есть в 4 с лишним раза больше! Ничего сложного, просто надо работать грамотно по следующей схеме: сначала провести тендер на разработку ПСД, затем тендер на стройконтроль и, лишь после того как документация готова, проводить тендер по отбору подрядных организаций на выполнение этих работ. Это говорит о четкой организации и грамотному подходу к ремонтным работам. Насколько мне известно, всего Фондом модернизации ЖКК Чувашии в этом году было проведено почти 170 тендеров! Из них почти 20 – на разработку ПСД и около 20 конкурсов на строительный контроль. Все тендеры проводились с конкуренцией, в каждом участвовало минимум 3-4 участника. В результате практически по всем видам работ региональному оператору Чувашии удалось сэкономить от 10 до 20 процентов по каждому из тендеров. Общая сумма сэкономленных средств порядка 50 миллионов! Вот что дает четко выработанная система. Причем все тендеры они провели в первой половине года, а сейчас планомерно заканчивают все виды работ, без авралов.

Почему у нас в Ульяновской области из года в год происходит все наоборот? Почему в Чувашии выполнено 63 вида работ по капремонту, а у нас лишь 15? Ответ прост: работают эффективно. Сначала проектная организация выезжает на место, обследует дом, выясняя, что надо сделать по каждому. У нас же все в документации к отборам, если вспомните разбирательства в УФАС, бралось с потолка. Потому что ни одного тендера на проект не было сделано вообще, а сметы рисовались на коленке, по завышенным ценам. А когда начинаются работы, то потом выясняется, что нужно дополнительно проводить еще какие-то виды работ — это неправильно. Вот почему Чувашия оказалась во главе списка – 11 место, а мы в конце. К тому же, наш ульяновский Фонд ЖКК благодаря отсутствию конкуренции на проведенных с многочисленными нарушениями отборах не сэкономил ни копейки, а в Чувашии – минимум 50 миллионов. Вот вам конкретный пример.

Ирина Казакова