Вт. Апр 16th, 2024

Ко Дню работника прокуратуры. Интервью с начальником Управления по надзору за исполнением федерального законодательства Станиславом Шапиро

— Охрана интересов предпринимательства сегодня является одним из приоритетов государства. Что делает прокуратура в этом смысле?

— Надзор за исполнением законодательства о защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей традиционно остается приоритетным.

Улучшение бизнес-климата является одной из основных задач органов государственной власти, контрольно-надзорных и правоохранительных структур.

В 2017 году, как и ранее, нами на системной основе проводилась работа по ликвидации бюрократических барьеров, мешающих развитию предпринимательства.

Благоприятный бизнес-климат сегодня во многом зависит от чётко выстроенной работы региональных властей. Активно взаимодействует с ними в данной сфере и прокуратура.

Продолжено конструктивное взаимодействие с Уполномоченным по защите прав предпринимателей, а также представителями бизнес-сообщества.

Вопросы нарушения прав субъектов экономической деятельности рассматривались на различных площадках, в том числе межведомственных совещаниях с участием руководителей региональных органов власти, заседаниях общественного Совета и межведомственной рабочей группы по защите прав предпринимателей при прокуратуре области. Прокуратурой области принято участие в проведении IX бизнес-форума «Деловой климат в России», прошедшего в Ульяновске 1 декабря прошедшего года.

В целом за 2017 год надзирающими прокурорами региона выявлено более 1 тысячи нарушений законодательства о защите прав предпринимателей, 38 должностных лиц за соответствующие правонарушения привлечены к административной ответственности.

— Знаем, что одной из главных проблем является долг перед предпринимателями по государственным и муниципальным контрактам.

— Да, это так. Но прокуратуре области удалось организовать работу органов власти и местного самоуправления по надлежащему учету такой задолженности.

В частности, по нашей инициативе повышена ответственность должностных лиц за допущенные нарушения прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности. При региональном Правительстве создана рабочая группа по мониторингу задолженности бюджетов различных уровней перед предпринимателями. В рамках ее заседаний, которые проводятся ежемесячно с участием представителей прокуратуры области, анализируются причины образования долга по контрактам и устанавливаются виновные.

По результатам принятых мер прокурорского реагирования с 2015 года погашена задолженность по сделкам на сумму 770 миллионов рублей, 200 из которых только за прошедший год.

В этой связи 7 руководителей бюджетных учреждений привлечены к ответственности по ст.15.15.10 КоАП РФ (принятие бюджетных обязательств в размерах, превышающих утвержденные бюджетные ассигнования и (или) лимиты бюджетных обязательств).

Реализуются полномочия по возбуждению административных дел по ст.7.32.5 КоАП РФ, введенной в августе 2017 года и предусматривающей ответственность руководителей бюджетных учреждений за несвоевременную оплату по контрактам вне зависимости от причин ее возникновения. В настоящее время судебная практика находится на стадии формирования.

Действенными мерами по взысканию задолженности по контрактам является предъявление регрессных требований к должностным лицам, совершившим неправомерные действия при заключении контрактов. Ущерб составляет сумма дополнительных расходов, взысканных хозяйствующим субъектом в судебном порядке и возникших при несвоевременном исполнении заказчиком обязательств по оплате контракта (неустойка, государственная пошлина). В прошедшем году удовлетворены 5 таких исков.

— А как обстоят дела с давлением на бизнес?

— Вопросы снижения административного воздействия, особенно внепланового вмешательства, находятся на постоянном контроле прокуратуры области.

За последние три года нам удалось сократить число проверок хозяйствующих субъектов на 40 %. Контрольно-надзорная деятельность переориентирована на проверки учреждений социальной сферы и крупных предприятий с наибольшей степенью риска.

При поступлении в прокуратуру заявлений о согласовании внеплановых проверок тщательно анализируются основания для их проведения. В 2017 году по результатам рассмотрения 208 заявлений контрольно-надзорных органов отказано в согласовании внеплановых проверок 124 субъектов предпринимательской деятельности (60 % случаев).

Контролирующие органы нацелены на проведение профилактической работы с предпринимателями, тщательный анализ поступающих обращений и информаций на предмет их соответствия требованиям законодательства к основаниям проведения проверок.

Прокуратурой области организована работа по пресечению фактов необоснованного вмешательства в предпринимательскую деятельность со стороны контролирующих органов.

В 2017 году 15 работников контрольно-надзорных органов за нарушения прав предпринимателей при реализации соответствующих мероприятий, неисполнение обязанности по внесению такой информации в единый реестр проверок в сети «Интернет» привлечены к административной ответственности.

Приняты меры прокурорского реагирования для внесения корректив в практику рассмотрения дел об административных правонарушениях в отношении предпринимателей и их работников.

Выявлено более 70 фактов незаконного назначения штрафов представителям малого и среднего бизнеса вопреки требованиям Закона, предусматривающим их замену на предупреждения за впервые совершенное административное правонарушение при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, чрезвычайных ситуаций, а также имущественного ущерба.

Актуальной проблемой является использование властных полномочий должностными лицами для воспрепятствования законной предпринимательской деятельности. В 2017 году по материалам прокурорских проверок следственными органами возбуждены 3 таких уголовных дела по ст.169 УК РФ.

Вопросы защиты прав субъектов предпринимательской деятельности, как и ранее, будут оставаться на особом контроле руководства прокуратуры области.

фото пресс-службы Прокуратуры Ульяновской области