Пт. Мар 29th, 2024

Неуместный Гончаров. Или зачем в центре Ульяновска голые мужики?

В частности, выяснилось, кто Ульяновску более ценен – писатель Гончаров или политик Столыпин. Кто и на какие деньги сочиняет памятники в нашем городе. Почему «дети войны» не могли арестовать здоровенного «фрица». Куда «не лезет» Арка Победы. И почему возле ЦУМа мужик с маленьким достоинством эстетичнее фонтана. В подробности градостроительства по-ульяновски вникал и наш портал.

Начали вопреки регламенту с дискуссии о новом месте установки бюста Ивана Александровича Гончарова, который с 1948 года радует глаз возле старого здания Дворца Книги. Выяснилось, между прочим, что бюстик известного русского писателя и нашего земляка, к которому привыкло несколько поколений ныне здравствующих ульяновцев, занимает не свое место. Он здесь, по выражению, некоторых членов совета, «случайно»…

ЕСТЬ ТАКАЯ ПРОФЕССИЯ – ПАМЯТНИКИ ПЕРЕДВИГАТЬ…

Поскольку в позапрошлом веке, чему и свидетелей-то живых не осталось, на постаменте вместо Гончарова возвышался… Столыпин. Тот самый предсовмин Российской империи Петр Столыпин, который вошел в историю нашей страны как «изобретатель» «столыпинских вагонов» и «столыпинского галстука». Фигура крайне неоднозначная, но весьма почитаемая нынешней государственной властью. В 1917-м симбиряне скинули Петра Аркадьевича с постамента. А теперь принято решение о возвращении бюста Столыпина на его «законное» место. Причем на уровне регионального руководства уже однозначно принято. С учетом того, что один памятник Столыпину в Ульяновской области уже есть, художники и скульпторы из членов совета задали вопрос:

— Не слишком ли много политика Столыпина для одного города, к которому Петр Аркадьевич к тому же имеет весьма мало отношения?

Ответ огорошил: «Приговор» окончательный и обжалованию не подлежит.

— А мы тогда тут причем?.. – недоумевали художники.

Им объяснили: ваше дело, мол, маленькое – надо найти новое место объекту культурного наследия – бюсту Гончарова, стоящему на постаменте, исторически предназначенном под Столыпина. А на постамент вернут новый бюст Петра Аркадьевича, который уже изваял сам президент… российской Академии художеств Церетели. Но который собравшимся так и не показали – тайна… Краеведы даже дату подходящую нашли – осенью грядет 200-летие Лермонтова, троюродной родней которому был Столыпин. Да и великий симбирский уроженец Карамзин Петру Аркадьевичу дальний предок.

Собравшимся предложили четыре варианта «подвинуть» Гончарова. Но вот проблема – все они связаны с Театральной площадью, которая должна появиться возле ульяновского драматического. Когда? Вот тут-то непонятное и начинается. Поскольку проект самой площади градосовет не принял, как «сырой» и не оставляющий места для давно имеющей здесь быть парковке для театралов. Зазвучали варианты: бюст Гончарова будет уместен и на бульваре Венец перед краеведческим музеем, и в самом начале центральной улицы города, носящей имя писателя, и даже у той же симбирской драмы на газоне у служебного входа.

Кстати, поменяв «прописку», гончаровский бюст лишится постамента, конкурс на лучший проект которого уже объявлен… Подлил масла в огонь известный ульяновский краевед Сергей Петров, озвучивший информацию: спорный бюст «не находится ни на чьем балансе». То есть попросту бесхозный. Его любой может брать и перемещать по своему усмотрению, по словам Сергея Борисовича, «если прокуратура не остановит…» В итоге «крайними» решено сделать авторов проектов постамента: пусть заодно придумают, куда Гончарова деть…

«ДЕТИ ВОЙНЫ» с ЦЕНТРАЛЬНОГО РЫНКА

Еще более бурным получилось обсуждение следующих трех вопросов, касающихся проведения областного конкурса «На лучший проект памятника «Дети войны», эскиза Арки Победы в Ульяновске, а также архитектурно-градостроительных мероприятий к 9 мая 2015 года. Проекты памятника детям войны накануне градосовета на аппаратном совещании в обладминистрации глава Совета ветеранов Сергей Ермаков раскритиковал. Придирается, подумали многие. А сегодня их увидел и наш портал. Депрессуха полная. Ощущение, что 14 эскизов сделаны «на коленке» студентами-первокурсниками. Хотя в конкурсе принимали участие семь скульпторов из Москвы, один петербуржец, трое ульяновцев. Известный ульяновский живописец Борис Склярук на этот счет справедливо заметил:

— В представленных работах нет образа, квинтэссенции, привязки к местности. Сплошная фронтальность, как при съемке фотоаппаратом. Это станковая скульптура какая-то… Воплощение темы тоже за гранью. Ну, не могут бедные дети взять в плен здорового мужика, немецкого офицера, как на одном из проектов…

Сергей Петров предложил, раз уж ни один из эскизов не показался принимающей решение стороне достойным, отказаться от памятника «Дети войны» вовсе:

— Посмотрите на один из эскизов. Что на нем за люди? Давайте выйдем на Центральный рынок, там таджики точно такие же стоят. Причем тогда дети войны? Зачем вообще ставить памятники людям, когда многие из них еще живы. И бедствуют, кстати. Может быть, деньги на памятник раздать на лекарства тем же детям войны – толку больше будет…

Вспомнил Сергей Борисович про недавно увиденное телевыступление Сергея Рябухина, во время которого сенатор от Ульяновской области транслировал свой недавний разговор с Мариной Беспаловой. Якобы «наша мэрша» говорила с Рябухиным о бедственном положении городской и региональной казны.

— Так откуда деньги на памятник по плохому эскизу? – вопрошал краевед.

— Выступление не по сути!.. – свернула тему модератор встречи, советник ульяновского губернатора по архитектуре и градостроительству Татьяна Тарасова. И припомнила Сергею Борисовичу, что сам он тоже «сочиняет» памятники повсюду – то Колобку, то букве «Ё».

— Я их сочиняю и ставлю на свои деньги, – не полез за словом в карман краевед Петров…

А решение по этому вопросу было принято компромиссное: поскольку профессиональные художники и архитекторы отнеслись к своим эскизам без души, продлить конкурс на пару недель. Вдруг за это время музы скульпторам что-нибудь да нашепчут.

Возникли вопросы и к месту размещения памятника. По словам Тарасовой и Ермакова, глава региона предлагает идею утыкать разнообразными памятниками пространство между обелиском на площади 30-летия Победы и Дворцом творчества детей и молодежи. Туда, по соседству с памятником «афганцам» и «чеченцам», можно поставить и памятники мифическому ульяновскому герою Кочеткову, и детям войны по склону. Еще одна задумка Сергея Морозова провести берегоукрепительные работы, благоустроить волжский склон правобережья, соорудив там террасы, и на них размещать памятники…

«АРКА ПОБЕДЫ НИКУДА НЕ ЛЕЗЕТ», и НЮ В ЦЕНТРЕ ГОРОДА…

Перед тем как перейти к заключительному вопросу, обсудили перспективы установки Арки Победы у одноименного парка в северной части города. Более-менее приемлемое для нее место за памятником танку. Но тогда придется срубить несколько берез, а это, как выразилась Татьяна Тарасова, не комильфо. Еще конкретнее высказался ульяновский архитектор Александр Варюхин:

— Снести березы? Да нас борец за ульяновскую экологию Наталья Лазарева там же и закопает сразу же!.. Я вообще против этой Арки. Но если уж кому-то она втемяшилась в голову, то надо найти место, где бы этот колосс был бы хорош.

— Ну, неужели не видно, что не лезет эта Арка в Ульяновске никуда! – в сердцах резюмировал Борис Склярук.

И тут возник логичный вопрос: «А можно Арку в принципе не ставить?..» Оказалось, можно… Решение по ней тоже отложили. Зато приступили к рассмотрению крайнего на сегодня эскизного проекта возведения возле ЦУМа на месте фонтана и якобы детского развлекательного центра. Докладчик – архитектор Олег Владимиров – впрочем, заметил, что «детским» новострой будет условно, поскольку под «развлекательным центром» подразумеваются также кафе, кинотеатр и бутики. Олег Михайлович не стал скрывать: раз уж этот участок все равно будет застроен, важно постараться учесть одновременно и интересы бизнеса, и интересы города.

Из двух представленных Владимировым проектов Градосовету глянулся второй. И стало ясно, что все уже совсем не по-детски. С колоннами ясно – эпоха Возрождения и все такое. Но поместить в центр немаленькую скульптуру обнаженного мужчины?.. В центре города?.. Только не ищите в этом ханжества. Ведь, пардон, гениталии, на эскизе у мужика явно и скрупулезно проработаны. Хоть и маленькие они. Объектом шуток «каменный мужик» станет точно…

Фото:

А если кроме шуток, то чем существующий фонтан-то не устраивает? Или, простите за грубость, кому-то деньги ляжку жгут?! Настолько, что готовы хоть непотребство всякое на всеобщее обозрение выставить (тогда уж лучше дамское), хоть архитектурный образ центра города куда подальше послать! А архитекторы? Что архитекторы? Им заплатили, они и рады стараться.

Иван Собакин