Пт. Апр 19th, 2024

Преступная халатность или неприкрытый лоббизм? Кто ответит за пожарную безопасность в школах Ульяновской области

В конце прошлой недели региональное МЧС собрало директоров школ, чтобы заявить, что в этом году без программно-аппаратного комплекса «Стрелец-Мониторинг» (ПАК), подающего сигнал на пульт МЧС ЕДДС, школы приниматься не будут.

Стоит отметить, что еще в 2009 году за подписью Шойгу был издан приказ №743 «О принятии на снабжение МЧС России программно-аппаратного комплекса системы мониторинга, обработки и передачи данных о параметрах возгорания, угрозах и рисках развития крупных пожаров в сложных зданиях и сооружениях с массовым пребыванием людей». Проще говоря, на борьбу с возникновением пожаров всем учреждениям страны, независимо от их назначения, было приказано взять единственно надежный программно-аппаратный комплекс «Стрелец-Мониторинг» (ПАК), работающий на специально выделенной для МЧС радиоволне. Именно по ней должен поступать сигнал из учреждения, где произошло возгорание, на пульт МЧС. Время прохождения сигнала – не более 3 минут.

Фото:

Впрочем, «жареный петух» клюнул региональное МЧС, как всегда, как бы невзначай. Результаты проверки ульяновского лагеря «Артек» после пожара показали, что система мониторинга в лагере попросту отсутствовала, то есть вывода сигнала в пожарную часть в Чердаклах не произошло. «Мы все эти лагеря приняли, доложили, что все хорошо, взяли на себя ответственность, но система мониторинга в лагере отсутствовала вообще, хотя министерство образования нас заверяло, что сделает это», — заявил ВрИО руководителя регионального МЧС Осокин. Тем самым г. Осокин признал, что при приёмке лагерей летом 2015 года должностными лицами МЧС по Ульяновской области было нарушено требование части 7 статьи 83 ФЗ № 123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Значит, выходит, самому-то МЧС Закон нарушать можно и можно ставить под угрозу жизни и здоровье детей, которые в этих лагерях находятся. Почему все лагеря в Ульяновской области летом 2015 года были приняты комиссией МЧС и признаны безопасными? Это непрофессионализм или преступная халатность? Думаю, что на эти вопросы должны найти ответ соответствующие компетентные органы. Мы будем ждать от них соответствующей реакции на нашу информацию в этом материале.

Сами специалисты МЧС в кулуарных беседах журналисту Ulnovosti.ru пояснили, что часть 7 статьи 83 ФЗ № 123 действует уже с 15 июля 2014 года, и что школы должны были приниматься с наличием «пожарного мониторинга» ещё в 2014 году. Возможно, что и само руководство МЧС дало негласно такое указание, чтобы школы были приняты комиссией МЧС к новому учебному году без учёта требований Закона, указанных в части 7 статьи 83 ФЗ № 123. Таким образом, школьники весь год подвергались неоправданному риску, а МЧС озаботилось этим вопросом только через год.

«После случая в «Артеке» мы и решили собраться с директорами школ, чтобы до 1 августа все установили систему. При приемке школ мы будем обращать на это первостепенное внимание и без системы мониторинга принимать школы не будем», — заявил г-н Осокин.

Не исключено, что и в этом году региональное МЧС ситуацию с «пожарным мониторингом» в школах может спустить на тормоза и, возможно, уже отчиталось перед губернатором и вышестоящим МЧС, что проблем с приёмкой школ нет, и большинство из них комиссиями МЧС будут признаны безопасными. Так что возможно, что и в этом году приёмка школ продолжится с нарушением Закона.

На данном совещании г. Осокин не пояснил, а есть ли этот самый комплекс «Стрелец-Мониторинг» в пожарных подразделениях МЧС на территории всей области. Ведь именно о его наличии и именно об обязанности самого МЧС установить этот самый «Стрелец-Мониторинг» в своих пожарных подразделениях как раз и говорит Приказ МЧС № 743. Об этом на данном совещании ничего сказано не было. Хотя, по имеющейся информации, по крайней мере, на февраль 2015 года этих комплексов не было и у самого МЧС. Промониторив сайт госзакупок, не увидели мы их приобретение и в период с февраля по июль.

Про пожар трехлетней давности накануне 1 сентября в гимназии №1 в региональном МЧС почему-то на минувшем совещании тоже даже и не вспомнили. Напомним, тогда о возгорании в МЧС узнали из звонка случайного очевидца, выглянувшего в окно и увидевшего пожар. Как так получилось, что пока сторож вел телефонные переговоры с фирмой, ответственной за пожарную безопасность в школе, ее уже вовсю тушили пожарные, до сих пор почему-то все предпочитают замалчивать – от минобра до самого МЧС. Да и ту фирму, так или иначе причастную к ЧП, почему-то не только не лишили лицензии, но и на минувшем совещании активно пиарили.

Впрочем, практически все совещание с участием директоров школ в стенах МЧС больше походило на презентацию организаций, которые имеют право заниматься пожарным мониторингом. При этом руководство МЧС так и не смогло внятно объяснить свою позицию, на каком основании одним юрлицам, имеющим лицензии МЧС, такое право даровано, а другим нет. В почти торжественной обстановке были вручены договоры на осуществление мониторинговой деятельности ООО «Рубин», ООО «Росспас», ООО «Знак авто», ООО «Инженерно-технический центр» и ООО «Служба Мониторинга-Ульяновск». Последняя организация, к слову, как раз и обслуживала гимназию №1 во время того пожара. Как ни странно, но диспетчерские пункты у двух последних фирм, а также «Росспаса» располагаются в одном помещении на ул. Урицкого, 96 «а», да и телефоны одинаковые.

Фото:

Выводы, как говорится, делайте сами, но именно последние организации, как ни странно, были удостоены особого внимания руководства МЧС во время совещания, вплоть до того, что г-н Осокин назвал одного из руководителей фирм дружественно Сан Саныч и даже предоставил ему слово. Тот ничего путного сказать не смог, но лицо его, как и название фирмы, по всей видимости, должно было запомниться всем директорам для дальнейшей работы.

До окончания приемки школ осталось без малого две недели, а тут очередные новшества – список организаций, с которыми руководители образовательных учреждений должны заключить контракт на установку и сопровождение систем пожарной безопасности может подсократиться, из-за чего порядка 40% школ руководством МЧС поставлены под угрозу оказаться не принятыми к новому учебному году. Между тем все они так или иначе уже давно обслуживаются организациями, в них установлены ПАК «Стрелец-Мониторинг», а у самих фирмах на руках лицензии того самого МЧС, в том числе и на возможность оказания мониторинговой деятельности. Это относится и к «Фонду пожарных и спасателей», и к ВДПО. К тому же, как стало известно Ulnovosti.ru, «Фонд пожарных и спасателей», работающий успешно на рынке оказания мониторинговых услуг четвертый год, еще 10 июля предоставил пакет документов в МЧС, вот только решение МЧС по этой фирме так и не принято. Нервничают директора школ, которые эта фирма обслуживает, не исключено, что на них идёт давление со стороны Управления образования администрации и их заставляют расторгнуть договора с этой организацией и заключить с другой, видимо, подконтрольной МЧС.

Кроме того, после наших консультаций со специалистами в данной сфере, удалось выяснить, что необходимость так называемого «пожарного мониторинга» — вывода сигналов срабатывания пожарной сигнализации в подразделения, регламентировано ч. 7. Ст. 83 ФЗ №123 от 22.07.2008 «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности». Монтаж, техническое обслуживание, ремонт средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию в соответствии со ст. 12. ФЗ №99 от 4 мая.2011 года. Кроме того, все лицензионные требования и условия, предъявляемые к данному виду деятельности (в том числе к пожарному мониторингу), изложены в Постановлении Правительства России №1125 от 30.12.2011 года «О лицензировании деятельности по мониторингу, техобслуживанию и ремонту средств, обеспечивающих пожарную безопасность зданий и сооружений». Ни один из этих законодательных актов не устанавливает никаких особых требований к организациям для получения лицензии, так что список организаций, зачитанный на совещании с директорами школ руководством МЧС, вполне можно считать ограничивающим конкуренцию. И тут вполне может вмешаться УФАС по Ульяновской области, а возможно и прокуратура. Налицо не только ограничение конкуренции, но и несоблюдение федерального законодательства.

По всей вероятности, после ухода в 2014 году со службы на пенсию бывшего главного пожарного г-на Пчелкина в региональном МЧС в настоящее время развернулась настоящая война за сферу влияния на рынке оказания услуг по установке, ремонту и обслуживанию противопожарных систем. Для тех, кто не в курсе, деньги на кону стоят немалые: пожарный мониторинг каждого объекта в среднем составляет 2500 р/месяц, обслуживание АПС 2000/месяц. Вот только крайними в этом «бизнес-беспределе» почему-то хотят сделать директоров школ. Если МЧС так и будет тянуть время с рассмотрением документов «неподконтрольных» фирм, то у директоров школ остается всего две недели в запасе, чтобы в срочном порядке расторгнуть имеющиеся договоры и поснимать со стен образовательных учреждений уже существующие ПАКи «Стрелец-мониторинг», чтобы заключить договоры с конкретными фирмами, на которые им указало МЧС на этом совещании. Если честно, что все происходящее больше похоже на сговор бизнеса и госструктур и отдает откровенным лоббизмом, а при таком подходе исключать повторение пермской трагедии в «Хромой лошади» нельзя исключать и в Ульяновской области.

Ирина Казакова