Чт. Мар 28th, 2024

«С Богом жить легче»

Впрочем, блогер усугубил свою ситуацию тем, что разместил в сети ролики, которые суд признал оскорбляющими религиозные чувства верующих. Однако церковь сама охотно обживает интернет. Яркий пример –​ интернет-проект «Батюшка онлайн», родившийся в Ульяновске в 2011 году и получивший международный статус. Его называют одним из самых успешных медиапроектов РПЦ.

«У нас сегодня крутые батюшки! Можно сделать с ними селфи и зачекиниться», – провозглашает основатель и руководитель проекта «Батюшка онлайн» Надежда Земскова, обращаясь к старшеклассникам средних школ Ульяновска, собравшихся в зале областного Дворца творчества детей и молодежи. Сидящие на сцене православные священники отец Савва и отец Андрей смущены явно не церковным языком, но не протестуют. Они пришли отвечать на вопросы о духовности, но им устроили квест, предложив дать определение терминов «себяшка», «версус-баттл», «хайпить», «шильдик» и «сушка».

Проект «Батюшки Онлайн» – live-версия. На сцене (слева направо) – о. Андрей Коршунов, о. Савва Марков и инициатор проекта Надежда Земскова
Фото:

Земсковой 31 год, но она старается казаться для сидящих в зале школьников если не ровесницей, то «своей», для чего активно использует молодежный сленг: «Одиннадцатая школа качает!», «Блогеры хайпятся на теме Дианы Шурыгиной» (Диана Шурыгина ​– 17-летняя девушка из Ульяновска, обвинившая молодого человека в изнасиловании и ставшая звездой программы «Пусть говорят», которая посвятила этой теме четыре выпуска. – РС).

Встреча со школьниками преподносится как празднование дня рождения проекта «Батюшка онлайн», которому в апреле исполнилось шесть лет. Суть проекта в том, что православные священники ведут консультации в интернете: они отвечают на вопросы, касающиеся Священного Писания, веры и церковной жизни, особенностей литургии и таинств, а также – с позиций православия – общаются с интернет-пользователями на тему любви и отношений, брака и разводов, абортов и воспитания детей, жизни и смерти и так далее. Консультации ведутся как на официальном сайте проекта, так и на страницах в социальных сетях. Впрочем, если вчитаться в ответы батюшек на вопросы, требующие компетенции психолога, становится ясно, что они зачастую носят общий характер и сводятся к набору стандартных рекомендаций: ходите в храм, участвуйте в таинствах, соблюдайте заповеди, молитесь и уповайте на волю Господа.

Надежда Земскова вручает приз участнику встречи с батюшками
Фото:

В проекте, как заявлено в рекламном буклете, участвуют более сотни священников из разных регионов России и из-за рубежа. Организаторы утверждают, что за шесть лет работы священники ответили на 200 тысяч вопросов. Патриарх Кирилл одобрил проект и лично попросил Земскову привлекать к работе «самых лучших батюшек». Два года назад батюшки вышли в реал, появилась live-версия: священники-консультанты пошли в школы, вузы, училища.

Во Дворце творчества собрали около трехсот учеников 8–10-х классов из четырех ульяновских школ. Им презентуют «живую» версию проекта: батюшки отвечают со сцены на вопросы школьников, которые те отправляют ведущей на мобильный телефон. Но сначала детям показывают телевизионный сюжет местной ГТРК «Волга», в котором «Батюшка онлайн» назван самым успешным проектом РПЦ, а хоккеист Владислав Третьяк признается, что все свои победы посвящает Господу. Надежда Земскова говорит в этом сюжете, что миссия проекта – нести свет православия.

Перед школьниками выступает директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Ульяновской области Оксана Солнцева. «С Богом жить легче. Желаю каждому из вас это понять. Чем раньше вы это поймете, тем лучше», – говорит она. (От комментария Радио Свобода Солнцева отказалась.)

Директор департамента дополнительного образования, воспитания и молодежной политики Министерства образования и науки Ульяновской области Оксана Солнцева призывает школьников жить с Богом
Фото:

Потом пошли вопросы батюшкам, в основном личного плана – про любовь и отношения. «Я рассталась с парнем, переживаю… Почему человек говорит, что любит, а потом бросает?» Зачитав вопрос, ведущая шутит: «Весна, тема топовая». Священники на сцене говорят о том, что надо любить и прощать, жить праведно, противостоять греху. На экране как бы в тему возникает видеоролик, где московский батюшка Павел Островский сообщает школьникам, что любая интимная связь до брака – это блуд, а блуд – это страшный смертный грех. «Очень хороший ответ», – говорит Земскова, называя отца Павла своим любимым блогером.

Этот православный видеоблогер появится на экране еще дважды, причем с полюбившейся ему и организаторам мероприятия темой блуда. «Как можно спать с девушкой, если ты не ее муж? Если ты мужик, не распускай руки, в противном случае вы не мужики, а тряпки, и нечего удивляться, что на вас ведутся одни швабры», – мечет громы батюшка. «Получи, фашист, гранату», – комментирует ведущая. Некоторые дети хихикают. «Любовь – это любить, даже когда тебя не любят», – в свою очередь наставляет школьников Надежда Земскова.

Вопрос из зала: «Где найти порядочную девушку? Почему они такие корыстные или легкодоступные?» Батюшки-консультанты советуют искать себе пару в молодежном православном клубе или в храме. «Кому молиться, чтобы хорошо учиться?» С Божьей помощью все получится, для этого надо помолиться Сергию Радонежскому, держать рядом икону Божией Матери «Прибавление ума», а также погуглить молитву «Перед учением». «И завтра все сплошные медалисты будут», – резюмирует Земскова.»

«За что судят блогера Соколовского – за ловлю покемонов или за что-то другое?» – обращается к детям отец Савва. Школьница по имени Настя решается ответить: «Он неоднократно упоминал православие, отрицательно относился к вере, неадекватно высказывался, поэтому его осудили». Ученица получает приз за ответ, а священник уточняет: «Этот человек распространял оскорбительные материалы о нас, православных христианах. Это большое достижение гражданского общества, что нельзя безнаказанно друг друга оскорблять».

Клирик Симбирской епархии Московского Патриархата протоиерей Андрей Коршунов раздает школьникам иконы
Фото:

Встречу со школьниками Земскова провела в заводной манере диджея, перемежая вопросы батюшкам рекламой кинотеатра, парикмахерского салона, цветочного магазина и фитнес-клуба: «Кто знает пасхальный тропарь, тому дарим вот эту куклу!» Подобный интерактив свойствен, скорее, протестантским церквям, а диалог ведущей с залом был похож на литанию: «А кто сильнее Бога, ребята? – Никто! – Конечно, никто! Если мы с ним, то у нас «крыша» на небесах, чего и кого нам бояться?» Фразу про «крышу на небесах» Земскова произнесла дважды, она постоянно повторяет ее в своих интервью. Встреча закончилась раздачей иконок. В видеоотчете об этой встрече, размещенном на сайте администрации Ульяновска, Земскова назвала live-версию проекта «новым интерактивным форматом». «Все это мы делаем для того, чтобы наша молодежь была по-настоящему счастливой, а ее будущее светлым и добрым», – считает она.

Отзывы о мероприятии оказались противоречивыми. Вот мнения школьников школы №21 о состоявшемся разговоре о духовности:

– Все равно непонятно. Тебе говорят, что надо верить в Бога, но на вопросы ответа ты не получаешь.

– Откуда священнику знать, например, что такое «сушка» – зачем это? (Сушка тела – термин из бодибилдинга, способ сделать тело рельефным, спортивным, без лишнего подкожного жира. – РС)

– Стало понятнее, как справляться с трудностями, которые есть в нашем возрасте. Что не нужно совершать суициды, делать глупости, тратить жизнь на пустяки. С родителями эти вопросы тоже обсуждаем, но школа предоставляет замечательную возможность задать их не только родителям, но и посоветоваться с более опытными людьми, которые разбираются в этом глубже. Школьные психологи – да, они тоже работают, но они не батюшки, они не так близки к церкви. Когда получаешь ответ от человека, который ближе к чему-то святому, на душе легче и спокойнее становится.

– Не думаю, что ответа «молитесь» мне достаточно, нужно обращаться к специалисту, разговаривать с близкими людьми на волнующие темы, так будет проще. Но лишняя поддержка со стороны батюшек не помешает. Хотя я к психологу пошла бы более охотно, мне это интереснее.

Коллективное фото школьников с батюшками-консультантами
Фото:

– Было не нудно, – отзывается о встрече педагог 21-й средней школы Светлана Сиразетдинова, которая ведет предметы из курса «Основы религиозных культур и светской этики». – Понравилась ведущая – активная, позитивная, современная. Думали сначала, что вместо нее будет кто-то из религиозного окружения. Она смогла спуститься на уровень детей и говорить на их языке. Мы, учителя, повозмущались этим сленгом, десятиклассникам хотелось кого-то посерьезнее, а восьмой класс в восторге.

Завуч по воспитательной работе 21-й школы Елена Ефимова говорит, что формат встречи и ее содержание детям понравились: они ожидали, «что человек в рясе будет долго рассказывать о том, как правильно жить», но в итоге многие нашли отклик своим мыслям и чувствам. Ефимова не согласна, что большинство заданных на встрече вопросов следовало бы адресовать близким или психологу, а не священнику:

– Бывают психологи, которые выслушают, но дадут такой совет, что хочется удавиться. Люди разные: кому-то лучше пойти к подруге, к маме, к психологу, а кому-то надо, чтобы его просто выслушали, он сам понимает, что случилось, сам знает, как правильно, но ему нужна поддержка, и он ищет ее у батюшки.

Впрочем, есть среди ульяновских педагогов и другие мнения о таких встречах священников со школьниками.

– Если честно, мне в какой-то момент хотелось просто увести детей с мероприятия, но понятно, что потом мне бы дали по шапке, потому что в зале сидело начальство, – говорит ульяновский педагог, попросивший не называть его имени. – Боюсь, что у детей останутся в восприятии ролики про блуд, а это неправильное представление о церкви. Ученики мне говорили, что дети-мусульмане посмеивались над происходящим: как можно напоказ выставлять такие интимные вещи? Получается, что священников представляют в ложном свете. Если с батюшкой селфи можно сделать, значит он «наш». Но какой же он – наш? Пока не созреешь для первого похода в церковь, нельзя к этому приближаться. Мои дети крещеные, они знают Символ Веры, но сам на такие мероприятия я их не пущу.

Этот школьный педагог также считает, что в обществе и в образовании происходит непонятный перекос в сторону церкви:

– Как будто кто-то дал отмашку и начал рьяно действовать. У меня эти вещи вызывают обратный эффект. Проект увели в бюрократизм. Я не откажусь от веры, но барьеры против бюрократизации становятся все более проницаемыми. В итоге мы будем говорить детям, что такое хорошо и что такое плохо, не наполняя форму духовным содержанием. Как исполнителю мне придется придерживаться посылов сверху – один в поле не воин. Но если мы продолжим в том же русле, то я не знаю, какое со временем будет отношение к РПЦ.

За два года live-версия «Батюшки онлайн» опробована в полутора десятках ульяновских школ. В одном из интервью Надежда Земскова сообщает, что ее проект является ступенькой на пути к церкви. А в другом интервью она подтверждает, что миссия проекта – «реальное воцерковление». Судя по словам ученицы гимназии №13 Дарьи Шаровой, миссия выполнима.

– Существует возможность пообщаться с батюшкой в интернете, но живое общение еще более ценно. Многие подходят к батюшкам и после таких встреч – попросить благословения и молитв о своих близких, поговорить о чем-то личном, – говорит эта школьница в видеосюжете на сайте мэрии, читая заранее заготовленный текст. – Много моих сверстников стали ходить в храм. И я сама пришла к вере благодаря этому проекту!

Проект пользуется поддержкой региональной и муниципальной власти. Бывший министр образования и науки Ульяновской области Екатерина Уба рассказала «Интерфаксу», что ее коллеги «без раздумий решили поддержать этот прекрасный проект». Губернатор области Сергей Морозов в предисловии к книге «О любви», выпущенной в связи с пятилетием проекта, говорит, что «Батюшка онлайн» ведет работу «совместно с Министерством образования» и что с появлением проекта «многие люди стали ближе к Богу».

Без административной поддержки министерства и городского управления образования «живые» встречи школьников с батюшками вряд ли были бы возможны: приглашения на такие мероприятия рассылаются централизованно директорам школ и завучам, хотя и дети, и педагоги говорят, что посещают их добровольно. На информационных пилонах вдоль центральной улицы Гончарова, которые обслуживает муниципалитет, размещена реклама «Батюшки онлайн». В городском отделе архитектуры сообщили, что информация размещена бесплатно по инициативе областного правительства.

В 2015 и 2016 году проект «Батюшка онлайн» на конкурсной основе получал государственные субсидии для социально ориентированных НКО – 270 тыс. и 100 тыс. рублей соответственно. Получателем этих грантов стал фонд «Содействия развитию культуры и духовности «Агафон», директором фонда является Надежда Земскова, а его юридический адрес совпадает с адресом одного из подразделений Симбирской епархии. Земскова дала много интервью изданиям, лояльным к ее проекту, в частности, изданиям православной направленности, но от интервью для Радио Свобода уклонилась, на днях она стала членом общественной палаты Ульяновской области нового созыва по квоте губернатора.

Информационные пилоны в центре города
Фото:

Учитывая миссионерские цели проекта, противоречат ли встречи православных священников со школьниками и студентами светскому характеру государства, закрепленному в Конституции РФ? Мнения экспертов разделились. Закон «Об образовании в РФ» утверждает светский характер образования в стране, в нем также сказано, что «педагогическим работникам запрещается использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них». В соответствии с федеральным законом «О свободе совести и о религиозных объединениях» государство «не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания», а также «обеспечивает светский характер образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях».

– Отделение светского образования от церкви подразумевает, что не будет призыва к прямой молитве на уроке, – комментирует ситуацию преподаватель-религиовед, заместитель председателя миссионерского отдела Симбирской и Новоспасской епархии РПЦ Василий Дронов.

– На таких встречах не происходит никаких богослужений, – соглашается с этим мнением ключарь Спасо-Вознесенского кафедрального собора, протоиерей Дмитрий Савельев. – В школах запрещено богослужение, но священник, мулла или деятель какой-нибудь партии, имеющей свою идеологию, прийти в класс может – это не запрещено. Школьники изучают курс основ православной культуры, мировые религиозные культуры, поэтому я иногда прихожу на родительские собрания, объясняю содержание курса. Тут нет юридических проблем, есть только добрая воля администрации школы.

– Я думаю, противоречит Конституции не проект «Батюшка онлайн», а деятельность учителя общеобразовательной школы, который, действуя от имени государства, привлекает к учебно-воспитательному процессу кого-то из «батюшек онлайн» либо, наоборот, ведет свой класс на мероприятие к батюшкам, – говорит независимый юрист Надежда Семенова. – Заостряя внимание на православии, преподаватель одну из религий делает «равнее» остальных, чем нарушает ст. 14 Конституции. («Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом». –

– Светское – не значит атеистическое, – спорит клирик Пантелеймоновского храма Ульяновска иеромонах Савва Марков, один из тех самых «крутых» батюшек, говоривших со школьниками во Дворце творчества. – Школьники должны иметь опыт общения с разными людьми, и если такого общения нет, происходит искажение картины мира. В Конституции записано, что у нас нет общеобязательной религии и идеологии. Поэтому школьнику важно дать опыт разных культур, но у него должна быть какая-то основа. Поэтому большую часть времени он должен посвятить знакомству с культурой своего народа, в том числе с верой.

И все же присутствие православия в ульяновских общеобразовательных школах более заметно в сравнении с другими религиями. Это во многом определяется как позицией администрации конкретной школы, так и политикой городского управления образования, а также общероссийской тенденцией сближения государственной власти и РПЦ. До 2012 года городское управление образования возглавляла Людмила Соломенко, которая отличалась религиозностью и держала в рабочем кабинете иконы. При ней администрации школ получали указания в обязательном порядке вывозить школьников на православные выставки и экскурсии по храмам. Соломенко также велела повесить в нескольких школах репродукцию иконы Божией Матери «Прибавление ума». Пока она была начальником управления, в школах произошли как минимум две конфликтные ситуации на религиозной почве.

Летом 2010 года мусульманская община Ульяновска возмутилась тем, что в Мариинской гимназии появилась галерея портретов русских святых, похожих по манере исполнения на иконы. Кроме того, в этой гимназии, не являющейся православной, появилась домовая церковь. Гимназию в то время посещало около 60 детей из татарских семей. Лидеры общины опасались, что в окружении православных символов дети-татары будут дезориентированы в своих традиционных религиозных установках. Региональное министерство образования встало на сторону администрации школы, прокуратура заключила, что домовая церковь в гимназии для богослужений не используется, а изображения святых – это всего лишь картины, а не предметы культа. Директор школы Ирина Цветкова сказала тогда в интервью Радио Свобода, что 70 процентов опрошенных детей и родителей высказались за восстановление домовой церкви, которая была там до революции, и что инициативу поддержал губернатор.

Мнение большинства решило исход и другого противостояния, случившегося приблизительно в то же время в ульяновской гимназии №33. Один из родителей подарил школе написанную им икону святого Николая Угодника, которую повесили в фойе.

– Мусульмане организовали несколько сходов, требуя снять икону, – вспоминает директор гимназии Николай Прокофьев. – Тут было столпотворение родителей – и с этой, и с той стороны, целые делегации ходили. Министерство приезжало, оно и поддержало мнение родителей в конце концов.

Родительский комитет икону отстоял, директор Прокофьев в итоге подчинился мнению родителей, хотя сам считает, что в фойе, где бегают дети, иконе не место.

Cергей Гогин,

Радио Свобода https://www.svoboda.org/a/28493183.html