Чт. Апр 18th, 2024

Заволжцы судятся по спорам об оплате коммунальных ресурсов

За период с января 2014 года по август 2016 года мировыми судьями Заволжского района г.Ульяновска было рассмотрено два гражданских дела по спорам об оплате коммунальных услуг в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлен тариф, судьями Заволжского районного суда г.Ульяновска – 5 дел указанной категории.

Истцами по данной категории дел являются граждане – собственники жилых помещений в многоквартирном доме; ответчиком – управляющая организация; к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлекались Главная государственная инспекция регионального надзора по Ульяновской области, Министерство экономического развития Ульяновской области, УФ ООО «РИЦ».

Разрешая споры об оплате коммунальных услуг в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлен тариф, судьи признавали незаконными действия управляющей компании в части произведения начислений по коммунальным услугам на основании тарифов, на управляющие компании возлагалась обязанность произвести перерасчет размера платы за коммунальные услуги ХВС и ГВС, предоставленные на общедомовые нужды, с указанием конкретного периода.

Так, Жатько А.П. обратился в суд с иском к ООО «СМУ» о признании незаконными действий по начислению платы за коммунальные услуги. Истец является собственником квартиры, многоквартирный дом находится в управлении ООО «СМУ» (дело №2-2487/2015).

Согласно п. 44 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительством РФ № 354 от 06 мая 2011 года, распределяемый между потребителями объем коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период, не может превышать объема коммунальной услуги, рассчитанного исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, за исключением случаев, когда общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, проведенным в установленном порядке, принято решение о распределении объема коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, между всеми жилыми и нежилыми помещениями пропорционально размеру общей площади каждого жилого и нежилого помещения.

В многоквартирном доме подобное решение не принималось, а значит, объем коммунальной услуги в размере превышения объема коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, определенного исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета, над объемом, рассчитанным исходя из нормативов потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, управляющая организация должна оплачивать за счет собственных средств.

Указывал, что в настоящее время решением Верховного Суда РФ от 04 июня 2014 года Приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27 июня 2013 года № 06-243 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению при отсутствии приборов учета на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области (с изменениями) признан противоречащим федеральному законодательству и недействующим со дня вступления решения в законную силу (первоначально был признан недействующим решением Ульяновского областного суда от 13 февраля 2014 года).

Определением Верховного Суда РФ от 21 мая 2014 года № 80-АПГ14-4 оставлено без изменения решение Ульяновского областного суда от 06 февраля 2014 года по делу №3-3/2014, которым удовлетворено заявление о признании недействующим приложения № 2 к приказу Министерства экономики Ульяновской области от 17 августа 2012 года № 06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населению при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области».

Соответственно в настоящее время весь объем коммунального ресурса, предоставленный за расчетный период на общедомовые нужды и определенный исходя из показаний коллективного (общедомового) прибора учета в названном многоквартирном доме, должен оплачиваться ООО «СМУ» за счет собственных средств, а не за счет жителей.

Несмотря на это, с июня 2014 года ООО «СМУ» при расчете размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, по электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды, весь определенный исходя из показаний коллективных (общедомовых) приборов учета объем горячей и холодной воды, а также электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, распределяет между всеми помещениями многоквартирного дома № **по проезду ** г.Ульяновска пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения. Таким образом, с июня 2014 года жители данного дома, в том числе и он (истец), полностью оплачивают горячую и холодную воду, а также электроэнергию, предоставленные на общедомовые нужды (переплачивают), что противоречит п.44 Правил.

Просил признать незаконными действия ООО «СМУ» по начислению ему за период с 01 июня 2014 года по 31 января 2015 года размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирный дом № ** по проезду ** г.Ульяновска для принадлежащей ему квартиры № **, исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема горячей и холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями указанного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения; обязать ООО «СМУ» произвести ему за период с 01 июня 2014 года по 31 января 2015 года перерасчет путем зачисления излишне оплаченных денежных средств в счет будущих платежей за коммунальные услуги ХВС ОДН, ГВС ОДН, электроэнергия день ОДН, электроэнергия ночь ОДН, исключив из платежных документов графы ХВС ОДН, ГВС ОДН, электроэнергия день ОДН, электроэнергия ночь ОДН; взыскать с ответчика компенсацию морального вреда в сумме 5000 руб.

В ходе рассмотрения данного дела судом было установлено, что приказами Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-265 и от 27.06.2013 № 06-243 были установлены нормативы коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды за расчетный период в многоквартирном доме, оборудованном общедомовым прибором учета.

Решением Ульяновского областного суда от 06.02.2014, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2014 № 80-АПГ14-4, признано не действующим приложение №2 к приказу Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 17.08.2012 № 06-265 «Об установлении нормативов потребления коммунальной услуги по электроснабжению населением при отсутствии приборов учета электрической энергии на территории Ульяновской области» (с изменениями) со дня вступления решения в законную силу.

Решением Ульяновского областного суда от 13.02.2014, оставленным без изменения Определением Верховного Суда Российской Федерации от 04.06.2014 № 80-АПГ14-5, признан недействующим приказ Министерства экономики и планирования Ульяновской области от 27.06.2013 № 06-243 «Об установлении нормативов потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» Ульяновской области» (с изменениями) со дня вступления решения в законную силу.

Вновь нормативы потребления коммунальных услуг по холодному (горячему) водоснабжению на общедомовые нужды на территории муниципального образования «город Ульяновск» были утверждены Министерством экономического развития Ульяновской области приказом от 26.01.2015 № 06-21, а нормативы потребления коммунальной услуги по электроснабжению на общедомовые нужды приказом от 26.01.2015 № 06-26. Указанные нормативы введены в действие с 01 февраля 2015 года.

Таким образом, в период с июня 2014 года по январь 2015 года включительно (после признания незаконными ранее действующих нормативов) на территории муниципального образования «город Ульяновск» нормативы потребления коммунальных услуг по холодному и горячему водоснабжению, электроснабжению на общедомовые нужды Министерством экономического развития Ульяновской области не утверждались.

Проанализировав обстоятельства дела, положения действующего законодательства, суд сделал вывод о том, что применение управляющей организацией формул, предусмотренных Правилами № 354, без взаимосвязи с нормативом потребления коммунальной услуги, предоставленной на общедомовые нужды, нарушает права потребителей, в связи с чем, признал незаконными действия ООО «СМУ» по начислению истцу за период с 01 июня 2014 года по 31 января 2015 года размера платы за коммунальные услуги по горячему и холодному водоснабжению, электроснабжению, предоставленные на общедомовые нужды в многоквартирном доме, исходя из распределения всего определенного по показаниям коллективных (общедомовых) приборов учета объема горячей и холодной воды, электроэнергии, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды, между всеми помещениями данного многоквартирного дома пропорционально размеру общей площади каждого такого помещения.

При удовлетворении иска о перерасчете оплаты коммунальных услуг в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлен тариф, судьи возлагали на управляющую организацию обязанность произвести истцам перерасчет за период после признания незаконными ранее действующих нормативов и введение в действие новых, путем зачисления излишне оплаченных денежных средств в счет будущих платежей за коммунальные услуги.

При удовлетворении иска о перерасчете оплаты коммунальных услуг в случае признания недействующим нормативного правового акта, которым установлен тариф, удовлетворялись требования в части взыскания с управляющей организации компенсации морального вреда на основании Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».

Решения, которыми признан недействующим нормативный акт об установлении тарифа, явились безусловным основанием для принятия решений по указанным спорам об удовлетворении иска о перерасчете оплаты коммунальных услуг, отметила судья Заволжского районного суда Ульяновска Анна Высоцкая.

иллюстрация с srf29.ru