Вт. Апр 16th, 2024

ФАС России заблокировал «Ульяновскоблстройзаказчику» конкурсы без конкуренции

Федеральная антимонопольная служба признала конкурсы «Ульяновскоблстройзаказчика» не законными, заточенными под конкретного поставщика. Тем самым разбив в пух и прах сложившуюся за время губернатора Морозова коррупционную систему госзакупок, при которой самые «жирные» госконтракты уходили с нулевым падением через конкурсы, а не аукционы.

Об этом Ulnovosti.ru писали буквально пять месяцев назад. В то время, как в абсолютном большинстве российских регионов малый и средний бизнес бьется не на жизнь, а на смерть за госконтракты, снижая на них цены от 10 до 20%, в Ульяновской области подряды распределяются на конкурсах между своими. Не удивимся, что за откаты в пользу конкретных чиновников или кубышку «Единой России». На чем в свое время попалась вице-спикер областного парламента Алсу Балакишиева, задержанная за взятку от ООО «Аякс» строителя Фахрутдинова. Тогда же, напомним, не понятно по какой причине «снаряд» пролетел мимо бывшего мэра Димитровграда Горшенина, аналогичным образом лоббировавшего «Аякс» на торгах по ремонту местного стадиона. В оперативных материалах силовиков было достаточно доказательств, в том числе и его причастности к пополнению «черной» партийной кассы.  

В результате нашего анализа, по итогам полугодия 2021 года удивительным образом, победителями самых дорогих конкурсов оказались три ульяновские компании: «Ульяновскцентргазстрой», казанское АО «ТСНРУ»,  ООО «Тандем». Общая сумма разыгранных облстройзаказчиком конкурсов – примерно 3 млрд. 224 млн 628 тыс. рублей, из которых почти 2,5 млрд. рублей — с одним участником и соответствующим падением цены – ноль рублей.  А это значит, что ни о какой экономии бюджету, никакой конкуренции бюджетных средств речи в таких условиях, быть не могло. Аукционы заменили на конкурсы, правильно прописанная техдокументация к которым ограничивает участие в нем даже опытного строителя. Победить в таких условиях можно, но себе дороже: только при условии упасть в цене конкурса в два раза от изначальной. При таком раскладе исполнить контракт чисто физически не возможно, останешься в убытках.

Прецедент вокруг ульяновских конкурсов создало башкирское ООО «А-строй». Последнее планировало, но не смогло участвовать в дорогостоящем конкурсе по строительству «Детского инфекционного корпуса на 100 коек, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, ул. Оренбургская, 27», начальной ценой в 1 298 558 187,17 рублей.

«А-Строй» пыталось опротестовать результаты конкурса в Ульяновском ФАС, однако ввиду неучастия, жалоба была признана не обоснованной.  Аналогичное решение вынес и ФАС России – следующая инстанция, в которую обратилось ООО «А-Строй». При этом, ФАС России, видимо, усмотрев в жалобе «А-Строй» весьма интересные факты, сравнимые с коррупцией, самостоятельно принял решение провести внеплановую проверку документации «Ульяновскоблстройзаказчика».

Подобное случается весьма редко, но тут ульяновскому распорядителю крупнейших госзакупок с участием федеральных средств, явно не подфартило. Итогом проверки ФАСовцев стало не только выписанное предписание и штрафные санкции на каждого члена комиссии. По 50 тыс. рублей штрафа оплатит председатель комиссии Элла Кротова — супруга министра регионального строительства  Константина Алексича, номинальный директор Облстройзаказчика Олег Ганин и сотрудница организации Мария Горохова. Главным же результатом вполне можно считать вердикт: «Ульяновскоблстройзаказчик» при проведении конкурсов не законно ограничивает доступ к участию другим компаниям. По этой причине никто из ульяновских или иногородних строителей в них вмешаться не мог. В том числе и на строительство инфекционного корпуса рядом с ЦГБ, победитель которого  — казанское АО «ТСНРУ» — был известен задолго до его проведения.

Всего один маленький нюанс при выборе победителя – незаконно ограниченный критерий опыта работы – блокировал любую конкуренцию на конкурсах от «Ульяновскоблстройзаказчика». Говоря простыми словами, последний требовал предоставить в составе заявки опыт работы за последний год. Но, во-первых, опыта  столь дорогих торгов, которые обозначены сотнями миллионов или миллиардом при выполнении строительных или капитальных ремонтных работ, ни у кого, кроме «ТСНРУ» в Ульяновской области не было, да и по России они единичны. Как правило подобные контракты двух, а то и трехлетние, то есть переходящие из года в год. Ни одна школа, детский сад, ФОК или медучреждение… за год не строятся. И, во-вторых, есть законное Постановление Правительства РФ, где черным по белому написано: опыт фирмы рассматривается до пяти лет. Последнее говорит о стабильности коммерческой организации.

«Критерий № 1 — условия о предоставлении копии контрактов за последний год до даты окончания срока подачи заявок на участие в Конкурсе, является ненадлежащим, поскольку не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников Конкурса», — говорится в решении ФАС РФ. С чем, собственно говоря, нельзя не согласиться. Можно, конечно, урвать аукцион в текущем году, не довести его до ума, и заявиться на следующий, но это не значит, что компания справится еще с одним госзаказом. И уж точно это не говорит о великом опыте и профессионализме данной компании. Строительная компания, готовая предоставить опыт работы за последние два – три года, может быть куда лучшим поставщиком услуг, а пятилетний опыт работы – и вовсе показать полную картину в отношении фирмы-потенциального победителя.

Предписание ФАС России для семейной четы Алексич-Кротовой, все последние годы заправляющими строительными госзакупками в регионе, оказалось весьма болезненным. Прежде всего, в плане закрывшейся лазейки для лоббирования нужных строительных компаний через конкурсы, а не аукционы. Представьте сами: приведение в соответствии с законом всего одного пункта из техдокументации может поставить жирный крест на годами сложившейся системе и распределении господрядов. А так, до проверки ФАС России у Алексич-Кротовой и Ганина все было пристойно и красиво: фирмы строителя Фахрутдинова забирали ремонты от регионального Минздава,  ОООшки армяно-саплевского кооператива – благоустройство общественных пространств, федоровский строительный альянс в купе с подконтрольным ООО «Сеть» и «СК Селект» — контролировали крупные стройки от минобра: детсады и школы… В Ульяновской области все строительные сферы были попилены между основными игроками этого рынка, остальным – крохи с барского стола: либо копеечные муниципальные госзаказы, либо субподряды за откаты в «черную кассу» «Единой России» и так называемый «строительный профсоюз».

Согласиться с таким поворотом дел кукловоды местной строительной «мафии» не могли. Глупо, конечно, но смело: в защиту своих лоббистских делишек «Ульяновскоблстройзаказчик» на пару с Агентством госзакупок Ульяновской области пошел против ФАС России в суды. Сначала успешно проиграли в Арбитражном суде города Москвы, а позавчера и кассацию в 9-ом Арбитражном апелляционном суде. Позицию ФАС России, кстати, поддерживали и ульяновские антимонопольщики, у которых замена аукционов «Ульяновскоблзаказчиком» на конкурсы, всегда вызывала сомнение.  

«Заказчик необоснованно и неправомерно сузил круг контрактов, которые возможно принимать к оценке как контракты, подтверждающие опыт выполнения работ по строительству, ограничив их сроком исполнения. Кроме того, суд отмечает, что Заказчиком, Уполномоченным органом в Конкурсной документации не установлен Фонд возмещения вреда в соответствии с требованиями части 12 статьи 55.16 ГрК РФ», — говорится в решении кассационного суда. Кстати, последнего пункта, как говорят эксперты, ни разу в документации к конкурсам от «Ульяновскоблстройзаказчика» не видели.   

Подобные финты с конкурсами чиновники регионального минстроя и «Ульяновскоблстройзаказчика» проворачивали годами, вмешайся ФАС России ранее – возможно, перспективы и у экс-вице губернатора Озернова, ожидающего ныне этапирование в ульяновское СИЗО, были бы куда радужнее. Не говоря об экономии на аукционах, а не конкурсах. При среднестатистическом снижении в 12-20% только на строительстве Детского инфекционного госпиталя в условиях настоящей конкуренции сэкономить можно было бы от 100 и более миллионов рублей. С конкурсов в 3,5 млрд. рублей за полугодие 2021 года – миллионов 300-400. Наша «шпаргалка для УФАС», о чем писали Ulnovosti.ru, подтвержденная теперь в арбитражных судах ФАС России, вполне может служить и основанием в расследовании уголовных дел для силовиков. Вангуем: ради сохранения не конкурентных конкурсов и во благо побед близких строительных ОООшек семейный подряд Алексич-Кротова придумают новые лазейки. Вопрос к региональной власти: нужны ли ей скомпрометировавшие себя чиновники – модераторы рынка ульяновских строителей, в основании которого изначально закладывался лоббизм и коррупция?

Комментарии:

  1. Все одинаково к тюрьме приходят, но всё-таки не боятся воровать… область довели до разрухи. Беднее и коррумпированней нет, наверное, области, чем Ульяновская.

  2. Надеюсь господин Губернатор услышит автора и обновит состав министров и чиновников, явно проворовавшихся и не соответствующих занимаемой должности!

Обсуждение закрыто.