Чт. Апр 18th, 2024

Не театр, а цирк! Архитектор Кирилл Штемпель о реконструкции Театра юного зрителя в Ульяновске и не только

Последние дни профессиональное архитектурное сообщество активно обсуждает тему реконструкции Театра юного зрителя, так называемого «Небольшого театра» (бывшего кинотеатра «Родина»). Как известно, негодование архитекторов связано с тем, что существующее здание в стиле сталинского ампира практически полностью сносится, а на его месте возводится несуразный монстр без стиля, без идеи и без эстетики.

О ценности существующего здания и возможных вариантах решения подобных архитектурных задач уже достаточно подробно и профессионально сказали ульяновские архитекторы Варюхин А.И., Владимиров О.М., Сергиенко В.П., а также другие, вполне уважаемые в городе люди. Повторять это ещё раз, пожалуй, не стоит. Отмечу лишь, что направленность этого театра именно на юного зрителя нагружает архитектора дополнительной ответственностью. Ведь именно при посещении этого здания у юного зрителя будет формироваться вкус и чувство прекрасного. И пора уже понять, что дети, выросшие в ужасных депрессивных дворах, на детских площадках диких кислотных цветов, ходившие в театры, похожие на крытый рынок (в самом плохом смысле этого слова), не способны понять, что хорошо, а что плохо, что красиво, а что нет. Такие люди — это «инвалиды вкуса» и, к сожалению, их становится всё больше, а некоторые из них, похоже, уже занимают министерские должности.

Но всё же хочется сказать о другом. Снос замечательных, уникальных архитектурных объектов, уничтожение их варварским ремонтом и реконструкцией, появление на их месте грандиозных сараев — всё это, к сожалению, не ново для нашего города и страны. Но стоит отметить, что в последнее время в Ульяновске значительно увеличился разрыв между участившимися фактами архитектурного вандализма и также участившимися фактами архитектурного словоблудия. Власть очень красиво и правильно декларирует одни идеалы и ценности, а меняющийся облик города говорит совсем о другом.

17 февраля в архитектурной жизни Ульяновска произошло знаменательное событие. К нам в город с официальным визитом приезжал целый Президент Союза Архитекторов России Николай Иванович Шумаков. Была большая встреча с Губернатором, на которой присутствовали и региональные министры, и застройщики, и архитекторы. Словно мёд лились прекрасные слова о том, что город наш впереди планеты всей в вопросах градостроительного развития, что чиновники наши открыты для любых предложений и самых широких обсуждений, что вот-вот в городе появится новый генеральный план и заработает институт главного архитектора города и области, что вот-вот будут сданы миллионы квадратных метров жилья, волжский склон застроится уникальными зданиями, а на Свияге будет разбит прекрасный парк…

А в это время проходят торги на снос хорошего здания в стиле сталинского ампира для строительства на этом месте ужасной коробки.

А в это время уже снесли хорошее здание в стиле конструктивизма (кстати, единственный пример данного стиля в нашем городе) авторства великого Феофана Вольсова, юбилей которого отмечали не так давно.
https://a-architects73.livejournal.com/5575.html

А в это время кулуарно вносятся фрагментарные изменения в генеральный план города, сокращающие зелёные зоны и дороги, при этом, увеличивающие зоны застройки.

В это время 7 гектаров центральной части города, включая две улицы, в нарушение всех действующих градостроительных документов, перекрыты забором и недоступны для людей.

Уже почти 10 лет ни в области, ни в городе нет главного архитектора. Градостроительный совет перестал подавать признаки жизни больше пяти лет назад. Ульяновское отделение Союза архитекторов фактически развалилось на почве сложных взаимоотношений профессионального сообщества и власти.

Когда слушаешь Губернатора, регионального министра строительства, гендиректора корпорации развития строительства или других чиновников, ощущаешь себя на спектакле и невольно уносишься в этот прекрасный иллюзорный мир, где город системно развивается и с каждым днём становится всё краше и комфортней… Вот только, выходя после этого спектакля и посмотрев по сторонам, остро ощутив разницу между словом и делом, нам, архитекторам, работать становится всё сложнее. Видимо поэтому, некоторые коллеги решили не покидать этого иллюзорного мира и в реальность не возвращаться. Потому и нет у нас сейчас никакого Союза архитекторов.

За два часа до встречи Шумакова Н.И. с Губернатором, замминистра строительства обсуждал с ульяновскими архитекторами перспективы развития свияжской поймы в центре города. Опять красивые слова — о значении реки для города, о необходимости участия профессионалов в этом процессе и важности всестороннего обсуждения проектов, о том, что дело большое и важное, торопиться не стоит, нужно всё тщательно проанализировать и продумать. Замминистра призвал всех давать свои предложения, обещал всё рассмотреть и учесть.

Архитекторы тут же предложили ряд мер, например, отменить фрагментарные изменения в генплан города, касающиеся поймы Свияги, разработать и принять декларацию её развития, где подробно прописать, по каким принципам должна развиваться эта территория, ввести мораторий на застройку этой территории до разработки комплексного проекта. Замминистра со всеми предложениями согласился, после чего перешли ко второму вопросу. А второй вопрос касался… строительства моста через Свиягу, на этой самой территории, о значении которой только что говорили. Представлялся проект, прошедший экспертизу, и готовый к реализации. Об архитектурной значимости этого проекта, сам автор смог сказать лишь: «железобетонная плита…», «четыре пролёта по 25 метров…», «четыре полосы движения». Вот и вся архитектура! Причём решение уже давно принято. Что это было? Зачем нам перед этим говорили, что все решения надо широко обсуждать и с профессиональным сообществом, и с горожанами? Театрализованное представление?

Когда спектакль близок к реальной жизни, это драма, когда он нарочито оторван от реальности, это, как правило, комедия. Но когда в представлении ты видишь уж совсем нереальные вещи, это, пожалуй, уже даже не театр, а цирк!

Но цирк рано или поздно уедет, а вот такие следы, как новое здание Театра юного зрителя, которое обещают построить к 2023 году, останутся…

a-architects73.livejournal.com

фото: Александр Кременицкий