Пт. Мар 29th, 2024

Авиация, как предчувствие… «Волга-Днепр» представляет «эволюцию ценностей»

15 августа в рамках МАТФ-2014 Корпоративный университет Группы компаний «Волга-Днепр» провел конференцию «Кадры для авиационного бизнеса – успешные практики обучения и развития», где обсуждались новые подходы к подготовке кадров для высокотехнологичных отраслей. В продолжение темы прошла презентация прототипа транспортного самолета будущего. Оба мероприятия заинтересовали и наш портал.

Обсуждались проблемы, актуальные не только для Ульяновска, но и в целом для России. А опыт Ульяновской области, и в частности Группы компаний «Волга-Днепр» по подготовке специалистов для авиационной сферы, эксперты МАТФ-2014 назвали передовым для России. Кроме того, регион является одним из десяти пилотных субъектов РФ, в которых внедряется система дуального образования как механизм подготовки рабочих кадров. Данная модель предполагает кооперацию предприятий, образовательных учреждений и региональных органов власти. Одним из актуальных стал вопрос кадров для авиабизнеса. Среди обсуждаемых была тема «Управление по ценностям, как способ привлечения, удержания и развития персонала».

ЙОГА ДЛЯ АВИАТОРОВ

Вообще, ключевой задачей дискуссии стала выработка эффективных механизмов привлечения, подготовки и удержания кадров в отрасли. Ведь их профессиональный уровень должен соответствовать потребностям современной российской экономики. У нашего региона в этих вопросах накоплен положительный, полезный и во многом передовой опыт, отмечает вице-президент Объединенной авиационной корпорации (ОАК) по персоналу Светлана Крайчинская. В обсуждении эволюции ценностей, представленной специалистами из «Волга-Днепр», приняли участие представители Минпромторга РФ и Агентства стратегических инициатив.

Корпоративные ценности участники семинара-секции условно разбили на пять сегментов: развитие, безопасность, образование, здоровье и труд. Последние две президент Группы компаний «Волга-Днепр» Алексей Исайкин считает базовыми. Говоря о труде, рассказывали участники конференции, они в первую очередь имеют в виду не только созидательный труд, но и труд-познание. Существующий здесь Кодекс трудовой этики – залог уверенности, что этой категории ценностей соответствуют и сотрудники ГрК «Волга-Днепр», и поставщики, заказчики, агенты. При составлении Кодекса в качестве примера использовались аналогичные, используемые в крупнейших мировых компаниях, таких как американская корпорация Boeing Company или многоотраслевая компания General Electric. К этой же категории ценностей относятся нормы и правила поведения персонала – от рядового до руководящего звена, а также их публичность. Это, в свою очередь, способствует повышению уровня взаимодоверия.

Такая корпоративная ценность, как здоровье, по словам модераторов встречи-семинара, в корпорации делится на две подгруппы: духовно-нравственное и физическое здоровье коллектива и техническое здоровье машин. И то, и другое одинаково важно. Особенно, если учесть, что здесь считают: «Самолет – организм одушевленный». В здоровье сотрудников финансово-устойчивая компания инвестирует, не жалея средств. А социально-оздоровительным программам – особенно, семейным – здесь уделяется самое пристальное внимание. Тут, по словам заместителя департамента корпоративного образования ГрК «Волга-Днепр» Светланы Самолётовой, и утренние зарядки, и оздоравливающие пробежки, и даже йога. Особо отмечается, что оздоровительная, равно как и другие ценностные программы, рассчитаны на локальные результаты, не на абстрактные 10 лет, а на вполне конкретные год-два.

Фото:

«САМОЛЕТ ПЛЮС…» ЧЕЛОВЕК

Что касается образования, то здесь приоритетная роль отводится трансляции сотрудникам основных ценностей компании. Этому в немалой степени, считает Светлана Самолётова, способствуют три существующих вида наставничества – как для новичков, так и для управленческого аппарата. Гости из Казани во время конференции признали, что у них «непростая ситуация с психологией самих наставников». Имея в виду, что некоторые наставники считают передачу опыта своеобразным «подсиживанием». Что, воспитывая и обучая смену, наставники подсознательно думают, будто они готовят тех, кто займет их место, «роют сами себе яму». Ульяновцы согласились: у них тоже в этом смысле «не все получается», но предложили коллегам два действенных и проверенных временем пути решения. Во-первых, материальная мотивация наставничества. Но при этом психологически «важно сделать так, чтобы наставник – это звучало гордо». Последнее даже действеннее, полагают в ГрК «Волга-Днепр». Светлана Самолётова представила и своеобразное ноу-хау Группы компаний, когда 70 процентов развития и обучения в компании происходит без отрыва от основного производства. И добавила:

— У нас действует 16 школ Корпоративного университета, есть два вида резервов кадров – операционный и перспективный. Мы стараемся обучать со школьной скамьи, для чего в Ульяновске Авиакомпанией «Волга-Днепр» была учреждена авторская школа «Источник», поддерживать в вузе и продолжать обучение на рабочем месте. Все наши сотрудники проходят языковую подготовку. Регулярная оценка персонала проходит по утвержденным моделям компетенции. Также у нас работают школы экономики, финансов и учета, управления персоналом и трудом. Мы проводим профессиональные конференции, разрабатываем бизнес-кейсы, а также формируем творческую и трудовую среду через различные конкурсы и фестивали.

Следующая ценность обрела у ульяновских авиаторов простую формулу: безопасность=ответственность+открытость. Для практической ее реализации на предприятии есть три основных составляющих: класс авиабезопасности, тренажерный зал спасательной подготовки и школа предотвращения аварийных ситуаций. Ну и, наконец, постоянное развитие, обеспечившее ГрК «Волга-Днепр» лидерство в отрасли, проходит по основополагающему принципу: «Самолет Плюс». «Плюс» в данном случае – это люди, без которых невозможна авиация. Поэтому вопрос приоритета – машина или человек – в компании не стоит…

В завершении семинара «старожилы» ГрК вспомнили, что формирование корпоративных ценностей в свое время начиналось с более чем скромного Кодекса поведения руководителя. Основные ценности приобрели более-менее устойчивую формулировку в 2005 году. И с тех пор периодически обновляются, следуя за веяниями времени. По нынешнему ценностному кодексу в компании живут последние два года. И всерьез задумываются в целях обмена опытом о Путеводителе по истории, ценностям и стратегии.

Резюмируя сказанное, управление по ценностям на сегодняшний день, пожалуй, самый эффективный способ привлечения, удержания и развития персонала. Немаловажно разделение корпоративных ценностей на профессиональные (ценности компании) и социальные (ментальные установки на честность, порядочность). Установка на умение видеть различие между ними позволяет избежать жизненных ошибок, помогает человеку стать не только очень успешным, но и по-настоящему счастливым…

АВИАЦИОННЫЙ МОДУЛЬ – С ДЕТСКОГО САДА

Начальник департамента по внедрению системы эффективного государственного и муниципального управления при губернаторе Ульяновской области Николай Галактионов считает: «В случае формирования общепринятых профессиональных и социальных ценностей у сотрудников организациям придется меньше вкладывать в дальнейшее развитие персонала…» Реальный практический «выход» подготовки кадров был представлен участникам и гостям МАТФ-2014. Это и молодежный конгресс «Я – авиатор», и Лига юных авиаторов для старшеклассников. В рамках пленарного заседания «Транспортное авиастроение. Мировые тренды. Взгляд в будущее» губернатор Сергей Морозов хоть и отметил, что дефицита авиационных кадров в Ульяновске нет, все же оговорился:

— «Авиастару» в два ближайших года требуется три с половиной тысячи человек. Их просто так не нарожаешь и не «намоешь» откуда-либо… Вместе с тем показательный фактор рекрутирования молодежи в авиационную отрасль – постоянно растущий конкурс при поступлении в УВАУ ГА. Впредь авиационный модуль мы намерены развивать, уже начиная с детского сада…

Также в рамках ульяновского авиафорума были подведены итоги конкурса «Перспективный транспортный самолет XXI века», учрежденного Группой компаний «Волга-Днепр». На конкурс было представлено более 30 работ. Оценочную комиссию возглавлял технический директор ГрК «Волга-Днепр» — главный конструктор уникального самолета Ан-124 «Руслан» Виктор Ильич Толмачев. В результате победителями в основной номинации «Формирование технического облика перспективного транспортного самолета XXI века» стал дуэт молодых московских инженеров Ильи Агеева и Сергея Боровых с 200-страничным проектом «Разработка концепции тяжелого транспортного самолета по новой аэродинамической схеме». Главным призом для победителей стало приглашение на работу в конструкторское бюро ГрК «Волга-Днепр».

Фото:

Николай Владимиров