Сб. Апр 20th, 2024

Борьба с алкоголизацией молодежи, или Чьи интересы лоббирует министр Чепухин?

Министр сельского хозяйства Ульяновкой области Александр Чепухин своим единоличным решением лишил на 30 дней торговые сети возможности продавать алкогольные напитки крепостью более пяти градусов.

Запрет введен министром сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александром Чепухиным с подачки местного отделения «Молодой Гвардии» «Единой России». Все контрольные закупки молодчиков были оформлены в самом лучшем виде, а дабы придать всему происходящему легитимность, к проверке торговых сетей подключились и стражи порядка. На высшем региональном уровне поддержка молодогвардейцам обеспечена лично губернатором Морозовым. Стоит признать, что он редко вмешивается в произвол, пока дело не обрастает народными протестами, но здесь заявил сразу, что ни на какие уступки он не пойдет, невзирая на высокий статус и раскрученный бренд региональных и федеральных торговых сетей.

Борьба против алкоголизации населения и особенно молодежи, конечно, похвальна, однако отчего-то кажется, что не все так просто, как хотят нам представить сегодня проправительственные СМИ. Почему-то руководителем «Молодой Гвардии» Сергеем Гулькиным были проигнорированы многим знакомые сети специализированных магазинов по торговле алкоголем алкомаркеты «Градус», гипермаркеты «Ашан» и «Метро» Cash&Carry, магазин алкоголя в центральном универмаге «Duty Free», как и сеть магазинов «Дворцовый ряд» с генеральным директором Олегом Лебеденко, приходящемся одноклассником губернатору Морозову.

Сплошная, казалось бы, закупка на деле оказалась не сплошной, а выборочной. И не исключено, что этот выбор осуществлялся исходя из лоббистских интересов региональных чиновников высшего звена. Во-вторых, все контрольные закупки производились здоровенным детиной, выглядевшим на все 25-28 лет. Заметим, что ему в июне текущего года исполняется 18 лет, т.е. специально для акции был подобран человек с возрастом, максимально приближенным к 18 годам.

И отчего-то думается, что закружились власть имущие вокруг продажи алкоголя неспроста – дело это весьма выгодное. Его доля в общей прибыли по региону в среднем по каждому магазину составляет около 30%. Это огромный показатель. Хотим мы этого или нет, но продажа виноводочной и пивной продукции осуществляется в Ульяновске успешно во всех торговых точках. Захватить рынок с дневным оборотом в десятки миллионов рублей хотя бы на месяц – заветная мечта любого бизнесмена и лоббирующего его интересы чиновника. Бодаться и «кидать» федеральные сети — дело непростое и очень рисковое, но, как известно, в Ульяновской области «поднимали» и не такие проекты. Чего говорить об алкогольном рынке, если всерьез хотели заниматься производством летающих тарелок? Не подумали даже о том, что «накатили» на торговую сеть «Магнит», которая для нынешнего министра сельского хозяйства РФ Александра Ткачева как КФХ «Возрождение» для г-на Чепухина. Что уж говорить на предмет экономической составляющей, которая бумерангом ударит не только по региональному бюджету, но и по рабочим торговых сетей, для которых невыполнение плана равно лишению премии.

«Тормоза» отказали давно, а терять уже нечего. Не исключено, что «накат» на торговые сети — не что иное, как одна из схем по зарабатыванию денег. В руках главный инструмент- админресурс. Одна из сгенерированных идей может заключаться в запрете сбывать алкоголь всем, кроме своих людей. Спиртные напитки, особенно крепкие, продукт особенный – чаще всего их приобретают по особым случаям, по праздникам. Будь то общероссийские или личные, но бутылку качественного алкоголя в честь праздника вы непременно приобретете. Средний объем сбыта в любом случае будет реализован. А куда идти, если в привычных вам гулливерах-пятерочках-магнитах нет коньяка? Правильно, первое, что приходит на ум – это в активно распространяющиеся, словно вирус, специализированные алкомаркеты «Градус», принадлежащие семейству Арифуллиных, по некоторым данным, близких к губернатору Морозову. Говорят, якобы в последнее время финансовые показатели у «Градуса» сильно упали. Тот самый Миркасим Арифуллин, которому губернатор Морозов отдал проект «Фермерская лавка» http://ulnovosti.ru/content/1/30046/ , Гулькинскую контрольную закупку каким-то образом избежал.

Скорее всего, ООО Торговая компания «Винсент» и ООО «Алкомаркет Градус», под которыми функционируют магазины «Градус», никто даже и не думал посещать, а если бы это было сделано в таком же провокационном виде здоровенным, практически 18 летним мужиком, то из 35 алкомаркетов уж наверняка кто-нибудь бы допустил прокол.

Наравне с алкомаркетами г-на Арифуллина в список не попали гипермаркет «Ашан», расположенные в ТРЦ «Аквамолл», и магазин в ЦУМе — «Duty Free», может быть, потому, что там работают высококлассные профессионалы, а может быть, потому, что они являются самыми платежеспособными арендаторами площадей бизнесмена Дмитрия Рябова – друга губернатора. Контрольная закупка миновала и «Дворцовый ряд», где генеральным директором является Олег Лебеденко – одноклассник губернатора Морозова.

Грамотно поступили с «кошельком» губернатора, владельцем завода «Трехсосенский», депутатом ЗСО Михаилом Родионовым – его пиво под запрет не попадет, там крепость большинства напитков менее 5 градусов. И волки, как говорится, сыты и овцы целы. По крайне мере, такие совпадения всплывают при детальном рассмотрении бравой инициативы областного руководства.

За комментарием Ulnovosti.ru обратились к министру сельского, лесного хозяйства и природных ресурсов Ульяновской области Александру Чепухину.

— У Вас в твиттере сегодня появилась информация, что нескольким магазинам также приостановите лицензию на продажу алкогольных напитков.

— Да, сегодня утром поступили сведения из УВД еще по нескольким сетям тоже. Подтверждены факты, органами внутренних дел составлены протоколы. Поэтому я обязан сделать приостановку.

— Они тоже контрольную закупку проводили?

— Да, там у них эти факты описаны, даже фиксация времени, человека и купленного алкоголя, т.е. все подробно расписано.

— Говорят якобы сеть магазинов Магнит» имеет близкое отношение к бывшему губернатору Краснодарского края, а ныне министру сельского хозяйства Российской Федерации Александру Ткачеву. По крайней мере, он ее активно поддерживает. Не боитесь испортить отношения с федеральным руководством?

— Я не знаю.

— Губернатор знает о приостановке лицензий?

— О нарушениях, я думаю, да. Наверное, знает.

— Пиво, крепостью выше 5 градусов тоже отнесено к алкогольным напиткам. Значит, приостановка лицензии значит распространяется и на пиво?

— Да.

— На ваш взгляд, не ударит ли в этом случае по нашим местным производителям?

— Нет, ну конечно, будут какие-то потери, но в любом случае мы должны что-то выбирать: либо мы занимаемся демографией, либо мы продаем подросткам алкоголь. Пусть люди думают, предпринимают меры, собирают своих продавцов, инструктируют. Кто им запрещает хоть у пенсионеров паспорт спросить? Никто не запрещает. Они же этого не делают. Они же расслабились.

— Вы не считаете такие меры радикальными?

— Я не думаю. Ну а что, уговаривать их, что ль? Это тоже неправильно.

— А в алкомаркеты «Градус» не ходили?

— Я не знаю, это же от меня не зависит, куда там кто ходит. Мне поступает материал из УВД, на основании них я выполняю свою работу. А кто куда ходит, я не знаю.

Стоит предположить, что алкогольные напитки на протяжении мая месяца будут сбываться в Ульяновске в тех же объемах и с той же скоростью оборота. Единственное – произойдет перераспределение прибыли между компаниями. Снимать «все сливки» от продажи алкоголя становится прорегативой друзей и приятелей губернатора Ульяновской области. Довольствоваться малым — всем остальным. Остается только догадываться, в каком настроении находятся ведущие менеджеры и владельцы торговых сетей, какие планы на будущее строят, и что собираются предпринять в столь непростое кризисное время.

Между тем, действиями министра регионального сельского хозяйства Александра Чепухина заинтересовалась ульяновская антимонопольная служба. На официальном сайте УФАС антимонопольщики указали, что о фактах приостановления действий лицензий на продажу алкогольной продукции в ульяновских торговых сетях ЗАО «Тандер» и ЗАО «Гулливер» им стало известно из средств массовой информации. Остается позавидовать такой скорости антимонопольной службы именно в этот раз, ибо известны случаи, когда десятки заявлений сопровождались длительными проволочками. Тут же УФАС сообщает, в случае нарушения законодательства к виновным будут приняты меры. Скорее всего, под возможным виновным имеется ввиду г-н Чепухин. Впрочем, не исключено, что настоящий инициатор этой идеи снова выйдет чистым и невредимым. При том, что за сегодняшний день антимонопольщики опубликовали еще одну новость, относящуюся к ООО «Алкомаркет Градус», который, как следует из релиза, оштрафовали на 100 тыс.руб по ч. 1 ст. 14.3 КоАП РФ.

Нарушением являлось распространение алкомаркетом рекламы, которая содержала утверждение, что магазины «Градус», специализирующиеся на реализации алкогольной продукции, в том числе указанной в рекламе, являются «главными поставщиками веселья». То есть близкий друг губернатора Морозова – ярого борца с алкоголизацией населения – г-н Арифуллин рекламирует свой алкоголь, как источник хорошего настроения. УФАС справедливо посчитала, что алкомаркетом нарушены требования п. 1 ч. 1 ст. 21 Федерального закона «О рекламе», согласно которому реклама алкогольной продукции не должна содержать утверждение о том, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного признания, профессионального, спортивного или личного успеха либо способствует улучшению физического или эмоционального состояния. Примечательно, что нарушение было совершено в ноябре 2014 года, а результаты опубликованы только сейчас — в момент наезда чиновников на федеральные продуктовые сети.

Алексей Шувалов