Чт. Мар 28th, 2024

Экология под присмотром… Основная задача новой экопалаты региона – поддерживать идеи Сергея Морозова?

Что касается региональной экопалаты, то она, как объяснила нашему порталу экс-глава региональной ОП Нина Дергунова, возникла даже в Ульяновской области намного раньше общественной. Вот только попасть в нее теперь будет сложнее. А у настоящей, а не «карманной общественности» практически не остается шансов…

По словам Нины Владимировны, все, включая новые Палаты, согласно новому принятому в июне этого года региональному закону, становятся отраслевыми. Это влечет повышенные требования к кандидатам в члены и значительно усложняет систему отбора.

— До сих пор только сама Общественная палата имела жесткую ротацию: губернаторская квота и по 15 человек общественников от региональных отделений всероссийских организаций и представителей общественных организаций региона, – вспоминает Нина Дергунова. – В экологическую и другие палаты мог попасть любой неравнодушный человек, активно ведущий общественную деятельность. Теперь шанс попасть в отраслевые палаты есть только у губернаторской «десятки» (их назначает лично глава региона), представителей палат муниципальных образований и тех, кто победил путем электронного голосования, но все также выдвинутых либо от какого-то общественного объединения, либо от некоммерческого партнерства, специализирующегося на экологии. Сейчас выходит, что в целом областная Общественная палата свободней в своих решениях, чем отраслевые…

Так, например, согласно положению, опубликованному на сайте ОП региона, к участию в конкурсе на членство в экопалате «приглашаются общественные объединения и иные некоммерческие организации, обладающие опытом работы в указанном направлении общественной деятельности». Сегодня в ней 65 человек, хотя полного кворума здесь не было никогда. Абсолютное большинство «общественников» на заседании палаты вообще никто и никогда не видел. Из этих нескольких десятков можно на пальцах двух рук пересчитать не попадающих в новый состав по ужесточенным правилам. Но именно они известны самой активной гражданской позицией. Они отстаивали зеленую зону на Минаева от застройщиков «Марриотта», боролись против появления еще одного мелзавода в Шиловке, били в набат, когда стало известно о засыпке русла Свияги. Это они поднимают вопросы жестокого обращения с животными, участвуют в Общественных слушаниях по ПЗЗ с тем, чтобы не допустить застройки зеленых зон… Остальные по сути были и останутся лишь пассивными ретрансляторами инициатив из «желтого дома» на площади Ленина.

Один из немногих, кто ратует за создание экопалаты по новому принципу, — известный ульяновский эколог Александр Брагин, ярый защитник застройки сквера им. Ульянова гостиницей «Марриотт», а сегодня вставший на сторону ООО «МонолитСервис», ведущего незаконное строительство на реке Симбирка http://ulnovosti.ru/content/6/Spasti_Simbirku_Kto_ostanovit_MonolitServis_i_nezakonnoe_stroitelstvo_gostinicy_na_vodnyh_obektah_/ .

Стоит отметить, что сегодня наряду с представителями различных экологических организаций в экопалате состоят и доценты кафедры биологии и биоэкологи ульяновских ВУЗов, методисты и заведующие детских экологических центов, есть даже два представителя НИИАРа, депутаты, представители бизнеса. Абсолютное большинство из них ни в каких экологических объединениях не состоят. «Можно предположить, что предложенные губернатором кандидатуры наверняка будут выдвинуты с подачи регионального минсельхоза, — говорит доцент кафедры ботаники УлГПУ Андрей Масленников. — Те, кто сможет войти в Экопалату благодаря своему участию в организациях, – это люди, по большому счету тоже зависимые и «сидят» либо на грантах, либо на бюджетных дотациях, либо зарабатывают тем, что выполняют экологические экспертизы за деньги бизнеса. Как, к примеру, тот же Лев Левитас, который делал экспертизу и для Шиловского мелзавода, и по Аквамоллу. Не думаю, что в экопалате он будет голосовать против проекта, за который ему платят деньги. Если говорить об избрании путем Интернет-голосования независимых представителей, то если такие и будут, то их будет единицы и повлиять на решение какого-то вопроса они не смогут. Другое дело, если биологов и общественников, таких как Лазарева, Куринный, Борисова предложит губернатор, — у них будет шанс попасть в экопалату. Но это не факт, что так случится. Есть опасность, что в новый состав экопалаты не войдут и профессиональные биологи, ботаники… Такие, как Иван Благовещенский, Елена Артемьева, известный защитник Винновской рощи Дмитрий Семенов и многие другие».

Ulnovosti.ru дозвонились еще до одной активной экообщественницы Ульяновска Анны Волобуевой, которой в новом составе экопалаты также ничего не светит.

— Скажи, ты перестанешь теперь заниматься экологией и поднимать острые вопросы по застройке зеленых зон?

— Нет, конечно. Мы, собственно говоря, и согласились войти в прошлую экопалату, чтобы как-то попытаться повлиять на ситуацию. Ни у меня, ни у Юли Борисовой нет экологического образования, значит в следующем составе нас не будет. Но если говорить начистоту, то даже сегодняшний ее состав не дееспособен. Против строительства мелзавода в Шиловке голосовали единицы. Мы требовали проведения независимых экологических экспертиз, результат – нулевой. Пытались бороться против строительства второй очереди «Аквамолла» в ущерб Свияге – толку никакого… А с недавних пор наше мнение тем более никого не интересует, от экопалаты требуется лишь разрабатывать рекомендации по тому или иному вопросу. А если надо «протащить» какой-нибудь важный вопрос по засыпке или застройке в угоду властям, то руководство экопалаты для этого обеспечит нужное количество голосов, пригласив на его заседание тех членов экопалаты, которые вообще никогда не интересовались ее работой, но в ней состояли.

Один из тех, кто точно не пройдет жесткое сито отбора и не попадет в новую экопалату, депутат ЗСО Алексей Куринный уверен:

— Губернатор формирует еще один псевдообщественный орган теперь уже в сфере экологии. Есть общественная и медицинская палаты, возглавляемые бывшими чиновниками, близкими к губернатору, основной задачей которых является безоговорочное одобрение всех инициатив областной власти. Видимо, нечто подобное хотят сделать и с экопалатой. Ее действующий состав, несмотря на то, что большая часть ее ничем себя не проявила, за счет активных действий ряда ее членов по многим важным вопросам, стал раздражать исполнительную власть и лично губернатора, мешать реализации его «амбициозных» инвестпроектов, сопровождающихся нанесением ущерба окружающей среде или разграблением природных ресурсов области. Поэтому смена состава областной экологической палаты, инициированная Сергеем Морозовым, была вполне ожидаема. Цель – избавиться от наиболее активных и принципиальных и впредь получать «одобрямс» псевдообщественности по любому поводу. Думаю, ответом созданию этого экологического симулякра должно стать формирование независимой общественной организации из настоящих экологов-общественников.

Стоит предположить, что точно такими же «ручными» окажется не только экологическая палата, но и градостроительная, агропромышленная.

Николай Владимиров