Пт. Мар 29th, 2024

Как классика российской кинокомедии Сурикову кинул человек с «говорящей» для Ульяновска фамилией…

Накануне Алла Ильинична стала собеседницей нашего портала. Создательница таких известных кинокомедий, как «Суета сует», «Будьте моим мужем», «Ищите женщину», «Человек с бульвара Капуцинов», «Чокнутые», «Хочу в тюрьму», «Дети понедельника» и других, назначила встречу, явилась на которую секунда в секунду. Поэтому логично первым вопросом был:

— Подобная пунктуальность всегда ваше сильное место?

— Скорее, слабое. Поскольку я почти всегда приезжаю раньше, чем меня ждут. Считаю, что это неправильно. Потому что в России, чтобы быть «пунктуальным» человеком, минимум на пять минут надо опаздывать. А у меня не получается…

— Какими еще сильными мужскими качествами должна обладать женщина-режиссер, чтобы на съемочной площадке по струнке ходили такие кинозвезды-мужчины, как Ярмольник, Караченцов, Миронов, Фоменко и другие?

— В одной из песен Боярского есть ответ на ваш вопрос: «Ап! И тигры у ног моих сели…» Примерно так. Причем в этом «Ап!» не только агрессия, напор, но и любовь, и нежность. В этом смысле женщине с полным набором этих психологических «инструментов» в режиссуре даже проще. Это помогает собрать в кулак даже самого вставшего в позу Актер Актерыча. Где погладишь по холке, где покажешь зубки. Очень облегчает процесс притирки. Вообще, секрет успеха женской режиссуры в кино – некий гармоничный симбиоз нежности и сволочизма. Такая стратегия и тактика, проверенная на самых разных актерах – в настроении и без такового, трезвых и не очень. Такая система свойственна не только нам, женщинам-режиссерам в кино, кстати. Некоторые коллеги-мужчины, специально не заканчивавшие режиссерских курсов, но отличные сценаристы приходили к пониманию такой работы с актерами по наитию, опытным путем: Валерий Приемыхов, Павел Лунгин, отец и сын Бодровы. Они знали, как нужно снимать написанные ими истории. Никакой другой режиссер, кроме них, это бы так замечательно на киноэкране не воплотил.

— В этом году десять лет исполняется вашему фильму «Тайна «Волчьей пасти». Тогда вы вполне себе взрослый режиссер впервые сняли кино для детей. Что за потребность?

— Это произошло не вдруг. Я сама закончила курсы режиссеров детского кино, участвовала в создании киножурнала «Ералаш». И практически все мои взрослые фильмы с удовольствием смотрели и смотрят дети. Особенно «Человек с бульвара Капуцинов» оказался среди юной аудитории даже популярнее, чем у взрослых. Пару лет назад этот фильм взяла у меня пересмотреть на VHS моя подруга, известная писательница и сценарист Виктория Токарева. И не отдает. Недавно я поинтересовалась: «Вика, когда фильм вернешь?» И она объяснила мне, что, когда к ней приходят гости с детьми, для последних ставится эта моя кассета. На полтора часа дети «вырубаются», и взрослые могут спокойно пообщаться…

— В «Тайне «Волчьей пасти» (в телесериальном варианте «Если завтра в поход…») вы показали достаточно спокойный и дружелюбный еще украинский Крым. Получается, вы слукавили, или крымчане, когда попросились в Россию из неблагополучной Украины?

— Я просто снимала для детей и немножечко комедию. Поэтому показывать негатив не было самоцелью. А Крым уже в то время был не совсем благополучной украинской территорией. Исподволь и ненавязчиво в этом фильме при очень подробном рассмотрении есть и конфликты российских и украинских подростков, и черта на асфальте типа границы, разделяющая территорию русско- и украинско говорящих, и сам языковой барьер. Я знала эти «проблемы», поскольку сама родилась в Украине и заканчивала филфак Киевского университета. Но задачей своей ставила показать не конфликтную сторону сосуществования русских и украинцев, а совсем наоборот. В моем фильме тонущих русских детей спасает украинский корабль. Я верю, что не все в существующем сейчас конфликте так критично. Надеюсь, что пройдет время и все нивелируется. Не надо только никому вмешиваться во внутренние дела одного народа. Пушкин писал: «Оставьте: это спор славян между собою, домашний, старый спор, уж взвешенный судьбою. Вопрос, которого не разрешите вы…»

— На эту тему у вас есть еще один фильм-предупреждение. И тоже фильм-юбиляр. В этом году еще и 25 лет вашей детективно-политической комедии «Две стрелы»…

— Да, только, судя по всему, это предупреждение, которого никто не услышал. Хотя по иронии судьбы российское телевидение показывает «Две стрелы» аккуратно в ночь после значимых выборов в России – президентских или думских – пока подсчитывают голоса избирателей. Специально это или нет – не знаю. Гениальная и яркая тема в первую очередь драматурга Александра Володина о том, как Человек Боя приходит к власти, пронзительно звучит в наше время. Вот только выводов ни в России, ни в мире никто не делает.

— Возвращаясь к «Человеку с бульвара Капуцинов», в позапрошлом году вы отважились на ремейк этого фильма. И его не раскритиковал только ленивый. Значит ли это, что споры о заведомом провале российских киноремейков не беспочвенны?

— Начнем с того, что я планировала делать вполне самостоятельный фильм «Снимать по-русски». Там присутствовал в форме легкого парафраза привет герою Андрея Миронова из «Человека с бульвара Капуцинов» мистеру Фесту. А главную героиню играла дочь Андрюши. И актерский состав – так вышло – подобрался «капуцинский». В этом варианте к ней не было бы никаких претензий. Но продюсер, человек с говорящей для вашего города фамилией Ульянов, пообещавший миллион на съемки, настоял на названии «Человек с бульвара Капуцинок» – это рабочее название фильма с Мироновым. Когда уже шел постпродакшн, и менять что-либо было уже поздно, Ульянов со своим миллионом просто-напросто слинял. Я оказалась без денег и под обстрелом кинокритики, пригвоздившей нашу съемочную группу ярлыком «ремейк». Впрочем, мне не привыкать. Почти все мои комедии получали тумаков, когда впервые выходили в кинопрокат по полной программе. Признание к ним приходило лишь два года спустя. Так что надо в этом году показать «Человека с бульвара Капуцинок» еще раз (улыбается). Может быть, публика примет его более благосклонно. Под другим названием…

— А крамольная мысль радикально изменить жанру комедии хоть раз не приходила вам в голову?

— Снять «Короля Лира», конечно, можно попробовать… Или сериал для рыдающих домохозяек. Но, боюсь, без значительно доли иронии я и в этих двух случаях обойтись не смогу…

Артур Артёмов