Чт. Мар 28th, 2024

«Народный» бюджет на фоне стагнации экономики

Над депутатами ЗСО «Дамокловым мечом» висели еще 50 вопросов местной повестки дня. И 176 проектов федеральных законов. Поэтому особенно упираться даже по принципиальным вопросам они не стали, рискуя просидеть до глубокой ночи. Наиболее оживленно в зале заседаний было до объявления обеденного перерыва. Ulnovosti.ru наблюдали за тем, что кроме облбюджета беспокоит парламентариев региона.

Сегодняшнее заседание началось с ежемесячного отчета о работе в Совете Федерации РФ сенатора от Ульяновской области Сергея Рябухина. А незадолго до этого заменяющий спикера Бакаева (Анатолий Александрович обменивается опытом в Перми) председательствующий Валерий Малышев сообщил, что после обеда депутаты перейдут в закрытый режим, чтобы заслушать какой-то секретный доклад мандатной комиссии.

Пользуясь случаем, лидер ульяновской КПРФ Александр Кругликов предложил в закрытом же режиме обсудить и проблемы, накопившиеся в медицинской отрасли региона. Даже заинтриговал: имеется, мол, интересная информация. Но депутаты обсуждать проблемы областного здравоохранения не захотели даже за закрытыми дверями. Пять человек проголосовали против инициативы главного ульяновского коммуниста, еще 17 человек вообще процедуру голосования проигнорировали.

НЕМЫТЫЕ ОКНА БАЛАКИШИЕВОЙ

Выступление Рябухина было на сей раз скучным и однообразным. Несенсационным. Чтобы как-то оживить обстановку, депутат-коммунист Алексей Куринный посетовал сенатору, что, в том числе и при невмешательстве Совфеда, полномочия регионального депутатского корпуса в части контроля за бюджетом сведены на нет… А на трибуну следом за Сергеем Николаевичем вышел еще один столичный гость – представляющий в Госдуме наш регион Юрий Синельщиков. Он обратил внимание собравшихся на «ошибки мышления чиновников при работе с жалобами от населения». И в качестве наиболее яркого примера привел свою переписку с губернатором Сергеем Морозовым. Были заготовлены у Юрия Петровича и иные более конкретные примеры об отписках. Из полиции, где, вместо того чтобы дать ход жалобе о невыплате зарплаты, в ответном письме говорят о праве жалобщика обратиться в прокуратуру. Отделываются объяснением прав и в «жилконторах», где, вместо того чтобы самим обратиться в органы правопорядка и суд в ответ на жалобу о неудобных соседях, пишут письма с предложением жильцам делать это самостоятельно.

В ответ один из самых гиперактивных единороссов ЗСО Василий Гвоздев, сработав на опережение, прорекламировал областную партию власти: они, мол, активно ведут прием граждан. О реальной отдаче и результатах скромно умолчал. Зато его коллега по фракции Алсу Балакишиева дерзко попросила у коммуниста Синельщикова повлиять на ряд его однопартийцев в Госдуме, «которые голосуют против предоставления бюджетных кредитов Ульяновской области». А это всего-то семь миллиардов рублей. В ответ на реплику Куринного о том, что, возможно, у «протестующих» есть свои резоны, Алсу Харисовна парировала: «Я же не прошу окна мне помыть!»

ГОРЬКАЯ ПРАВДА, ИЛИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОГНОЗЫ ОТ «ПЛОХИХ СИНОПТИКОВ»

Предбюджетный блок обсуждаемых сегодня тем открыл глава минэкономики региона Олег Асмус с 25-минутным докладом о прогнозе социально-экономического развития Ульяновской области в ближайшие три года. Если тезисно, то все плохо. Вариантов прогнозов для нашего региона два – базовый и умеренно-оптимистический. Последний раз, по словам Олега Владимировича, такое было в сложный для российской и мировой экономики 2009 год. Кроме того, Асмус озвучил ожидаемую среднюю зарплату по региону – чуть больше 20 тысяч рублей. И печально заметил, что «Ульяновская область по уровню зарплат всего лишь на десятом месте из 14-ти регионов ПФО».

Алсу Балакишиева осторожно заметила: «Прогноз это всего лишь прогноз, не более». Зато коммунисты были настроены более критично. Александр Куринный был резок: обвалившийся в последнее время на 25 процентов «рубль сегодня это совсем не тот рубль, который мы имели на начало 2014 года». По поводу средних ульяновских зарплат Александр Леонидович прошелся со злой иронией: «Иванов съел курицу, Петров сидит голодный, а в среднем каждый из них по пол-курицы слопал». И посоветовал, поднимая зарплаты чиновникам и депутатам, не забывать и про простых работяг.

Тема оказалась близкой и знакомой Сергею Рябухину. Обычно молчаливый во время обсуждения вопросов повестки дня Сергей Николаевич покритиковал минэконом развития России и его главу Улюкаева: «они, как плохие синоптики, их прогнозы меняются слишком часто. У «супостатов» в Америке, благодаря нашему соотечественнику, лауреату Нобелевской премии Василию Леонтьеву, научились планировать на 50 лет вперед. Мы же никак гайдаровщину не изживем».

«ЩЕДРЫЙ ДЯДЯ АСМУС», или КТО «ОБЛИЖЕТ» ИНВЕСТОРА?

Обсуждая внесение изменений в региональное законодательство о налоге на имущество, Алексей Куринный назвал эти поправки перекладыванием денег из одного кармана в другой. Изменения устанавливают налоговую ставку в 2,2 % для органов госвласти, казенных учреждений и дорожного фонда.

Бурную дискуссию и жаркие споры вызвали и изменения в областной закон, касающийся налоговых льгот для инвесторов, работающих на территории нашего региона. Инициировал поправки в законопроект все тот же Асмус, которого в связи с его инициативой Александр Кругликов в сердцах назвал «щедрый дядя Олег Владимирович». И призвал «проявить щедрость к фермеру Ивану Иванычу на селе, а не к строителям многочисленных торговых центров».

Напрасно Асмус приводил в пример «передовые регионы»: Калугу, Липецк, Татарстан, где «с инвестором нянчатся, облизывают его». Но там и отдача соответствующая. О чем, поддержав коллегу Кругликова, говорил уже Алексей Куринный: «У наших инвесторов, вроде фабрики для определения вкусовых свойств у собак, доходы бюджет пока в разы меньше предоставляемых им налоговых льгот». Опасения представителей партии власти о том, что регион так всех инвесторов растеряет, разбились о непреклонность фракции КПРФ в ЗСО: «Никуда они от нас не убегут, поскольку заинтересованы и замотивированы больше и сильнее». Ульяновские коммунисты единогласно проголосовали против поправок. Благодаря единогласной поддержке партии власти еще пять лет налоги не будут платить олигарх, а по совместительству депутат ЗСО Дмитрий Рябов и его Аквамолл-II, а также «Марс», который планирует строить ту самую никому не нужную фабрику по определению вкусовых свойств у животных. Последняя для жителей Ульяновской области, по всей видимости, особенно важна и актуальна.

Вопросы возникли и в связи с обсуждением еще одного регионального закона об утверждении программы приватизации областной госсобственности на 2015 год. Под «раздачу» попали ульяновский лесхоз, ОАО «Нектар» и еще семь объектов недвижимости. Цена вопроса – 56 с половиной миллионов рублей. Говоря об эффективности этой меры, депутат-коммунист Айрат Гибатдинов поинтересовался у представляющего закон директора областного департамента госимущества и земельных отношений Сергея Мишина судьбой санатория «Итиль». Сергею Михайловичу не дала ответить мадам Балакишиева: «Судьба у него хорошая!..» И более никаких комментариев.

«БЮДЖЕТ НЕ СОЛНЦЕ, ВСЕХ НЕ СОГРЕЕТ»

Перед началом заседания Алсу Харисовна охарактеризовала принимаемый в первом чтении областной бюджет как «народный, основанный на местных общественных инициативах», хотя и принимаемый «в условиях жесточайшей стагнации российской экономики». Напоминаем основные его характеристики: общие объемы доходов и расходов – 33,3 и 37,1 миллиарда рублей соответственно, дефицит – 3,8 миллиарда. Кроме того, Балакишиева обозначила другие основные базовые пункты принимаемого бюджета: программный принцип, при котором «под сокращение ни одна программа не попадет», а также «нуждаемость и адресность».

Хотя в свойственной ей манере вице-спикер оговорилась: «Бюджет не солнце, всех не согреет». И практически на слезе обратилась к коллегам по ЗСО с мольбой: «Проголосуйте за первое чтение, как бы нелегко не было!»

Председатель областной Счетной палаты Игорь Егоров тоже отметил непростую макроэкономическую ситуацию и то, что «доходы составляют 9% от валового регионального продукта». Но в целом в его ведомстве «нарушений бюджетного кодекса не выявлено и нет причин не принимать бюджет в первом чтении». Как водится, душа за будущий бюджет по-настоящему болела только у ульяновских коммунистов.

— На ЖКХ – 317 миллионов рублей! – возмущался Кругликов – Что на эти деньги можно сделать с худыми крышами и лопающимися системами отопления? Доходная часть в основном набирается за счет налогов с физических лиц. Зато налоги для производителей водки или пива снижаются… Четыре миллиарда решили «съесть» у народа на так называемые госрасходы. В сельское хозяйство вкладываем 285 миллионов рублей. Такая «забота» о хлеборобах! И как результат: в советское время два миллиона тонн зерна собирали по области, а сейчас 800 тонн соберем и кричим об этом, как о главном достижении.

Не понял Александр Леонидович и про народность будущего бюджета: «О каком народном бюджете может идти речь, если даже предложения некоторых депутатов подчас не учитываются?» Со скепсисом относится к народным инициативам при определении бюджета региона и Куринный. Он к месту вспомнил, как областная власть уже наплевала на эти самые народные инициативы, позакрывав поликлиники и женские консультации в Ульяновске. Изучив бюджет с лупой, Алексей Владимирович увидел, что он «с учетом инфляции за год не изменился», зато «пять миллиардов кредитов предлагается взять только в коммерческих банках под огромный процент».

Бюджет в первом чтении принят. При раскладе: 25 – за, трое – против и один воздержавшийся. И под занятную оговорку Балакишиевой:

— Что плохого, если часть бюджета будет сформирована людьми? Причем живыми.

МОРГ ДЛЯ ЧИНОВНИКОВ

Следом внесли изменения в еще один закон о бюджете Ульяновской области, добавив денег до конца года «по остаточному принципу». Коммунисты голосовать отказались. С явным издевательством сравнил Куринный 14 миллионов рублей, выделенные для управделами губернатора и облправительства; 1,5 млн. рублей, доставшиеся работающему на региональную власть ОГКУ «Аналитика», 1 «лям» – Палате справедливости региона и еще почти столько же прикормленному интернет-изданию.

Последний вопрос повестки дня, который успели обсудить до перерыва, – поправки в закон Ульяновской области, по которому в областную собственность перешел… морг в Кузоватово. Куринный подивился его метражом – аж 48 «квадратов». А Кругликов мрачно пошутил:

— Зачем области морг – чиновников туда свозить?

После этого Валерий Малышев жалобно признался предложившим работать без перерыва коммунистам: «Я без обеда не могу, я не такой демократ, как вы».

Пообедав, рьяно продолжили. Большинством партии власти окончательно во втором чтении приняли непопулярные поправки в областной закон о транспортном налоге, увеличив для бедных (самых распространенных бюджетных легковых автомобилей с мощностью двигателя до 100 «лошадей») с 10 до 12 рублей плату с лошадиной силы в год.

А в закрытом режиме обсудили своих коллег, в налоговых декларациях которых облпрокуратура обнаружила неточности. В списке оказались и Алсу Балакишиева, и Василий Гвоздев. Но наказать решили лишь коммуниста Гибатдинова. Вынесли порицание и отправили материалы в следственный комитет. Остальные просто недосмотрели, а молодой из КПРФ – злостный. Такая вот мелкая месть за неудобные вопросы и выступления.

Иван Собакин