Вт. Апр 23rd, 2024

НеЧеловеческий фактор. В Ульяновской школе Олимпийского резерва в знак протеста увольняются тренеры

Устроив нескольким десяткам своих юных воспитанников новогодние соревнования с утренником и Дедом Морозом, отпустил их на каникулы до 12 января. Но в этот день мальчишкам и их родителям было предложено перейти к другим тренерам. А руководитель «СПАРТЫ» Олег Калмыков объявил об увольнении Башкайкина. На просьбу объяснить свою непоследовательность, по словам представителей родительского комитета, высказался в том духе, что он, дескать, тут хозяин и ни перед кем оправдываться не намерен.

Многие 10-летние пацаны, занимающиеся у Башкайкина дзюдо уже пять лет, не смогли сдержать слез. Отплакав, заявили, что другого тренера не хотят. Против и родители, объяснить которым подоплеку своей опалы несостоявшемуся депутату ульяновской Гордумы Калмыкову гордость не позволила. С уволенным тренером Башкайкиным он все же объяснился. Сначала предложил написать заявление по собственному желанию. Когда Алексей Евгеньевич отказался, хозяин спортшколы уволил его по статье за прогулы.

В беседе с нашим порталом не под диктофон Олег Анатольевич признался, что не желает терпеть у себя в тренерском коллективе «прогульщика». Прогул якобы имел место уже после благодарности с занесением. По липовой медицинской справке. По словам Калмыкова, этот обман и взбесил его больше всего: «Мог бы просто прийти объяснить ситуацию, не врать про болезнь, это же всегда проверить можно, что я и сделал». Еще больше раззадорила Олега Анатольевича позиция родителей, которые посмели требовать от него объяснений по увольнению Башкайкина. Тут уж Калмыков окончательно встал в позу. Даже то, что в отсутствие тренера его замещали и тренировки проводили другие тренеры по согласованию с Байкайкиным, директора «СПАРТЫ» уже интересовало мало.

ВЫБРАТЬ ДРУГОГО ТРЕНЕРА ИЛИ УЙТИ…

Алексей Башкайкин от официальных комментариев тоже отказывается. Подтверждает лишь, что прогулы имели место. Но можно было договориться и не делать заложниками «человеческого фактора» мальчишек, которым до всех этих юридических тонкостей как до Луны пешком. Они тренироваться хотят. У Алексея Евгеньевича. К которому привыкли и которого любят.

Фото:

80 юных дзюдоистов остались без тренера. Да и с родителями нехорошо получилось. Через пару дней после увольнения Башкайкина Калмыков пригласил их на родительское собрание. «Думали, поговорим и объяснимся, нам все объяснят, а вместо этого нас авторитарно еще раз поставили перед фактом и предложили или выбирать другого тренера, или уходить», – сетуют представители родительского комитета.

От безысходности они уже написали о сложившейся ситуации в «СПАРТЕ» во все инстанции – от федерации дзюдо России и депутата Госдумы Третьяка до губернатора Морозова и президента Путина. Пока ответ пришел только из федерации. Скупой: письмо получили, будем разбираться.

Никогда не говори «Никогда»! – учил главный герой культовой шпионской кинофраншизы. Наверное, всю эту историю еще можно было бы повернуть к примирению. Но, как это обычно бывает, вмешались новые обстоятельства. Узнав про увольнение коллеги, три тренера «СПАРТЫ» не согласились со столь скорым решением босса и засобирались вслед за Башкайкиным.

Увольнение по собственному старшего тренера юношеской команды области Леонида Ануфриева, преподавателя первой категории Александра Тоньшина и тренера Дмитрия Николаева для Калмыкова оказались небольшой потерей. По телефону он конкретно объяснил нашему порталу, что увольнение трех тренеров из двух десятков его школе погоды не сделают. Но сегодня стало известно, что желающих уволиться в знак протеста уже восемь. А это сотни остающихся без наставнического попечения мальчишек.

ДИРЕКТОР «СПАРТЫ» ПЕРЕРОС СВОЮ ДОЛЖНОСТЬ?

К несогласным присоединился даже Алексей Воронин. А это, кому невдомек, уже серьезная потеря для регионального дзюдо. Отличник физкультуры и спорта, преподаватель высшей квалификационной категории Алексей Анатольевич еще и главный тренер ульяновской сборной паралимпийцев. Совсем недавно даже поощрен Гордумой за развитие паралимпийского движения. По сути, с его уходом все дзюдоисты с ограниченными возможностями остаются без базы. И это накануне двух крупных соревнований – февральского Кубка Мира в Венгрии и майских Весенних Игр слепых в Сеуле. И там, и там ульяновские дзюдоисты-паралимпийцы должны принимать участие.

Пока, объяснил нашему порталу Воронин, в качестве резервной базы свои площадки, вроде как, готов предоставить СК «Симбирск». Но перспективы все равно туманны.

По существу конфликта в «СПАРТЕ» Алексей Анатольевич не стал скрывать, что «производственный конфликт между частью коллектива и руководством – многолетняя проблема, а увольнение Башкайкина стало лишь катализатором ситуации»:

— Олег Анатольевич был моим первым тренером. Но он давно уже не тренирует. К тому же он – отец-основатель спортивного клуба «Спарта», из которого и выросла наша школа. Он активно содействовал ее открытию, находясь на посту председателя городского комитета по делам молодежи, физкультуры и спорта. Но, к сожалению, его коммуникативные качества вызывают претензии и у ряда тренеров, и у родителей, которые возмущены формой, в которой он с ними общается. Мы готовы и сейчас пожать друг другу руки. Об этом шла речь на сегодняшней встрече с заместителем министра спорта Натальей Пряниковой, которая приходила к нам на чай и пыталась вместе с нами разобраться в сложившейся ситуации. Пойдет ли на мировую Калмыков – вот вопрос. Мы ведь против него, как человека, ничего не имеем. Но мне кажется, что он просто перерос свой нынешний статус. Его деловые и организационные качества настолько высоки, что ему тесно на уровне спортивной школы. Отсюда и конфликты…

АВТОРИТАРИЗМ и ЕГО ЖЕРТВЫ

Об авторитарных методах руководства Калмыкова нашему порталу рассказывали и коллеги, ульяновские спортивные журналисты. Разные, но в один голос. Не умаляя при этом его профессиональных достоинств и качеств строгого и непримиримого руководителя. Не признающего полутонов. И подчас забывающего, что перед ним живые люди со своими проблемами и эмоциями. Тот же Воронин рассказывает, что для своих подчиненных он отец родной. Но до первой ошибки. Потом переубеждать его бессмысленно.

Возможно, это и не самые плохие качества для руководителя уровня Калмыкова. Вот только Олег Анатольевич запамятовал, что работает он с детьми. И с их родителями, которые его подчиненными не являются. Забыл, что школа Олимпийского резерва — не его личный спортклуб. В результате имеет место не человеческий фактор, а «правило Ури»: где у этого парня кнопка. И очень жаль, что мелкий «производственный» конфликт перерос в настоящую войну и борьбу тренеров и их родителей за права уважать их мнение. Заложниками этой войны, которую разжег Калмыков, стало будущее регионального и российского спорта.

Николай Владимиров