Сб. Апр 20th, 2024

Новоселье в доме Малова. Внучка новомалыклинского зажиточного крестьянина добилась реституции…

Но в этом году «Усадьба крестьянина Малова», судя по всему, обретет законных хозяев. Нашему порталу стало известно о первом случае реституции на территории Ульяновской области…

Реституция (от лат. restitutio – восстановление, отозвание, возвращение прежних прав и преимуществ) даже в масштабах России пока явление не слишком распространенное. В основном со времени распада Советского Союза касалась объектов церковного наследия. А чтобы среднестатистический россиянин заявлял свои права на недвижимость предков и добивался правды, случай уникальный. В Ульяновской области и вовсе единственный.

Зажиточный крестьянин Самарской губернии Иван Малов выстроил этот дом в самом конце 19-го столетия. На рубеже веков пристроил к одноэтажным краснокирпичным «хоромам» изначально деревянную кладовую, объединив ее с домом кирпичной же аркой. Перед самой революцией «кладовка» тоже станет кирпичной. Малов превратится в зажиточного человека – владельца собственной мельницы, хозяйства, земельных угодий. Всего этого крестьянин Малов – известный окрест столяр и плотник добьется трудом рук своих. Станет известным «героем» во всем уезде. А в начале 1930-х лишится всего нажитого в связи с коллективизацией и раскулачиванием.

Такую семейную легенду Валя Ильина помнит с раннего детства. Иван Федорович — ее дед по материнской линии, память о котором в семье жила всегда.

— Я была пропитана этой памятью настолько, – рассказывает нашему порталу 60-летняя Валентина Петровна, – что неудивительно мое желание с 1979 года попытаться вернуть дедушке громкое и честное имя, а своим детям и внукам «родовое гнездо» предков. Когда мне исполнилось 25 лет, я наудачу подала первый запрос на Ивана Малова в ульяновский архив. И началась моя эпопея. Пришлось даже много раз ездить в архивы Самары, чтобы хоть что-нибудь узнать о деде. Везде говорили – данных нет. Обнаружилась лишь жалоба какого-то Ивана Малова с ходатайством вернуть реквизированный скот…

Малов оказался тем самым. А ходатайство о скотине стало ниточкой с которой раскрутился клубок реституции. Пока долгие двадцать с лишним лет Ильина доказывала свое родство и права наследования, дом ее деда превращался то в правление колхоза, то в продовольственный магазин, то в пекарню. В «лихие 90-е» он и вовсе оказался никому не нужен. И лишь два года назад дело о реституции дома Малова сдвинулось с мертвой точки.

— Тогда мои знакомые, видя как я мыкаюсь, посоветовали мне обратиться в областной комитет по культурному наследию, – продолжает Валентина Петровна. – Год ждала, пока дом признают бесхозным. Все это время ухаживала за домом как могла. Время идет, у меня сердце болит. Местные хулиганы начали стекла бить – вставила новые. Тут другая напасть. Когда в доме устроили пекарню, поставили три сильные печи. От их жара сейчас трещина пошла. Уберу ее, когда въеду законной хозяйкой. Кажется, случится это уже до конца нынешнего года…

Фото:

Фото:

Глава регионального комитета по культурному наследию Шарпудин Хаутиев подтвердил нашему порталу, что «Усадьба Малова» (бывшего Ставропольского уезда Самарской губернии) поставлена на государственную охрану еще во времена Юрия Горячева распоряжением Главы администрации Ульяновской области от 29 июля 1999 года.

— К сожалению, историко-архивных данных об Иване Федоровиче Малове в архивах Ульяновской и Самарской областей крайне мало. Но за эти годы удалось найти старожилов села Нижняя Якушка, они помнили, как местного зажиточного крестьянина выводили из этого дома солдаты, как национализировали все его имущество. Не могу не отдать должное упорству и настойчивости Валентины Петровны Ильиной. Она и сумела доказать своей право на этот дом, и присматривает за памятником истории, ухаживает за ним, заботится. Она заслужила реституции дома своих предков… Мне лично очень хочется, чтобы ее пример – первый в истории Ульяновской области – воодушевил и московских потомков Виноградовых и Акчуриных, чьи усадьбы в плачевном пока состоянии ждут, возможно, реституции в Майнском и Барышском районах. В идеале найти бы и хоть каких-нибудь потомков Сачкова и Бестужевых, чтобы привести в порядок их дома в Репьевке-Колхозной и в Николаевском районе…

Тем временем, наученная многолетним опытом Валентина Ильина далеко вперед не загадывает. Но нашему порталу удалось выяснить у женщины ее планы на дом своего деда Малова:

— Хотелось бы уже получить на руки документы, чтобы в этом доме жили правнуки Ивана Федоровича – мои сын и дочь, три внучки. Когда-то наш род был довольно многочисленным в Нижней Якушке. Сейчас только несколько очень дальних родственников осталось. А хотелось бы иметь свой угол на земле предков, чтобы было, где собраться всем Маловым-Ильиным. И еще у меня же от бабушки и дедушки ни одной фотографии, ни одной вещички не осталось. А тут целый дом – такая память…

Артур Артёмов