Пт. Мар 29th, 2024

Прокуроры займутся ЖКХ

Президент Владимир Путин потребовал навести порядок в ЖКХ. Неплатежи населения вкупе с воровством управляющих компаний – посредников между покупателями и продавцами тепло- и электроэнергии – снижают доходность последних, тем самым не давая им возможности инвестировать в модернизацию основных фондов и ставя под угрозу бесперебойное тепло и энергообеспечение городов.

В четверг на заседании президиума Экономического совета Владимир Путин потребовал допускать к участию в проектах по модернизации в сфере ЖКХ только компании с прозрачной структурой собственности и с опытом работы.

«Считаю, что к участию в проектах по модернизации коммунальной инфраструктуры должны допускаться компании безусловно и исключительно с прозрачной структурой собственности, которые имеют, кроме того, опыт работы на рынке. Мы уже говорили, что даже в этой сфере управляющие и некоторые другие структуры зарегистрированы в офшорных зонах, что совершенно, на мой взгляд, нелепая ситуация», – заявил президент.

Глава государства напомнил, что некоторое время назад правительство приняло решение лицензировать деятельность управляющих компаний. «Считаю абсолютно сбалансированное, верное и своевременное решение. Структуры, которые не могут, не способны работать эффективно, не должны работать вообще, они должны уйти с рынка», – отметил президент.

Ранее, 20 января, на сайте Кремля появилось сообщение о поручении президента России Владимира Путина «Генеральной прокуратуре, Следственному комитету и МВД РФ принять исчерпывающие меры по выявлению и пресечению правонарушений в деятельности организаций, занятых в сфере ЖКХ». Как сообщил генеральный директор Фонда содействия реформированию ЖКХ Константин Цицин на недавнем выездном совещании Минстроя РФ, усиленные проверочные меры и штрафы со стороны прокуратуры позволят свести на нет мошеннические действия со стороны УК.

Таким образом, власть бросила на ЖКХ свой традиционный резерв − силовые органы.

Эксперты, правда, сомневаются, что привлечение силовиков позволит решить проблему ЖКХ, так как в ее основе лежат не столько многочисленные мошенничества, сколько принципиальная нерыночность отношений между субъектами отрасли. Эта «нерыночность» уже привела к серьезным финансовым перекосам, которые невозможно разрешить ни силовыми, ни чисто экономическими методами.

По словам отраслевого министра Михаила Меня, неплатежи в ТЭК составляют 100 млрд рублей в год по всем ресурсам. Причем виновато не только население, часть которого предпочитает сэкономить на оплате ЖКХ, но и УК, которые часть денег кладут себе в карман, не доводя до поставщика услуг. Как рассказал «Эксперт Online» замдиректора ульяновского филиала ВоТГК Игорь Журавлев, всего городские МУПы (управляющие компании-посредники) должны энергетикам более 2,4 млрд рублей. При этом сами граждане не доплатили 20% от выставляемых им счетов, итого более 3 млрд. «Но мы в данной ситуации не могли сократить поставки теплоэнергии и влезли в долги. У городской администрации нет средств, чтобы вернуть ВоТГК долги МУПов. И нет денег, чтобы финансировать сами МУПы. Текущие платежи нашей компании уходят в оплату долгов муниципальных предприятий «Городская теплосеть», «Теплоком» и «Теплосервис», обеспечивающих транспортировку вырабатываемой ВоТГК тепловой энергии. Средств на инвестиции в модернизацию и ремонт ТЭЦ нет», – пояснил Журавлев.

Аналогичная ситуации складывается и в других городах.

На нежелание федеральных властей сбалансировать бюджетные доходы всех уровней поселений местные власти ответили адекватной практикой банкротства муниципальных унитарных предприятий, которым принадлежат распределяющие сети ЖКХ. Во всех городах и весях схема применяется одна и та же: поставщики тепла подают в суд на МУП за долги, местная администрация создает новый МУП, которому передается имущество МУПа-должника, а МУП-должник объявляется банкротом.

К примеру, только за горячую воду и теплоснабжение население Биробиджана задолжало на начало года более 175 млн рублей. Мэрия поступила просто: дома, которые обслуживала УК ОАО «Единый заказчик», перешли к новым управляющим компаниям, правда, вместе с долгами. Разница в том, что счет «Единого заказчика» арестован, а новые управляющие компании имеют возможность использовать платежи по прямому назначению. Мэр города Андрей Пархоменко заявил: «…если бы в прошлом году мэрия не инициировала создание новых управляющих компаний, то ситуация с платежами была бы уже катастрофической».

Поставщики стремятся прервать цепочку бесконечных банкротств, взяв в свои руки распределительные сети. Это помогает бороться с неплатежами населения и ликвидирует посредников между производителем и конечным потребителем. Иногда местные власти соглашаются на такой вариант.

В Мурманске, например, в октябре 2013 года Арбитражный суд Мурманской области утвердил мировое соглашение между муниципальным ГОУТП «ТЭКОС» и кредиторами о реструктуризации долгов предприятия. Правительством региона было принято решение передать имущество «ТЭКОСа» в долгосрочную аренду ОАО «Мурманэнергосбыт». График погашения накопленного «ТЭКОСом» долга рассчитан на 15 лет, на такой же срок планируется подписать и долгосрочный договор аренды.

В Ульяновске ВоТГК также уже два года работает с населением без посредников. По словам источника в ВоТГК, это позволило сократить неплатежи населения и оплачивать услуги транспортных компаний исходя из проделанной ими работы. «Если раньше население оплачивало 80% за теплоэнергию, то сейчас 101% (в эту цифру включен возврат старых долгов)», – рассказал Журавлев.

Местным властям теоретически должно быть выгодно избавиться от головной боли в виде неплатежей и содержания распределительных сетей, переложив проблему на плечи производителей электроэнергии, тепла, горячего и холодного водоснабжения и водоотведения. Однако реально они этому всячески сопротивляются, порой откровенно пробалтываясь о причинах, как это сделала глава Ульяновска Марина Беспалова. На одном из совещаний они произнесла такие слова: «Я заявляю вам, что сети (принадлежащие МУП «Городская теплосеть», МУП «Теплоком» и МУП «Теплосервис») не будут переданы Волжской ТГК (на 65% обеспечивает Ульяновск теплом и ГВС)… На чужой каравай рот не разевай».

В конце минувшего года комитет ЖКХ Ульяновска направил в управляющие компании ЖКХ города письмо, в котором «во исполнение поручения главы города» просит руководителей компаний «рассмотреть возможность расторжения договоров на поставку энергоресурсов с ульяновским филиалом ОАО «Волжская ТГК»». Входящие в состав ВоТГК ТЭЦ-1 и ТЭЦ-2 обеспечивают 65% суммарного потребления тепла и ГВС областного центра.

Председатель комитета ЖКХ Александр Черепан пояснил, что глава города предложила «изучить возможность использования альтернативных источников теплоснабжения». К альтернативным источникам он относит котельные (всего около 60), однако, как к ним подключиться, пояснить не мог.

Судя по всему, отмены посредников ждать не стоит. Их лишь призывают стать более прозрачными. Последняя законодательная инициатива Министерства регионального развития – поправки в «Стандарт раскрытия информации управляющими компаниями», согласно которым структуры будут обязаны оперативно раскрывать информацию о нормативах потребления коммунальных услуг. Эта поправка поможет пресечь незаконное завышение счетов за услуги ЖКХ для граждан.

Екатерина Шохина

expert.ru