Рынок труда в Ульяновской области. Как живут в инвестиционном раю

Стоит вспомнить о том, какие сказки врио рассказывал президенту в конце прошлого года:
« В.Путин: Занятость у вас на каком уровне?
С.Морозов: Уровень безработицы – полпроцента, если по нашей методологии. Если по методологии Международной организации труда, то 4,4 процента. У нас нет безработных, но вместе с тем мы сейчас совместно с нашими крупными предприятиями занимаемся модернизацией производства, чтобы люди не оставались без работы, как раз на этих предприятиях занимаемся переподготовкой.
В. Путин: Cредняя заработная плата сейчас какая в регионе?
C. Морозов: Cредняя заработная плата сегодня в Ульяновске – 26, в регионе – 25 тысяч рублей. Это невысокая заработная плата, но, с другой стороны, наверное, это не очень хорошо, но все же это одно из выгодных преимуществ в рамках нашей инвестиционной деятельности».
О какой своей методологии и безработице в полпроцента докладывал Морозов президенту, остаётся только догадываться.
ЗАРПЛАТЫ В СЕЛАХ В ДВА РАЗА НИЖЕ, ЧЕМ В ГОРОДЕ
Абсолютное большинство деревень и сёл Ульяновской области находятся в условиях просто формального выживания. Основные источники дохода в небольших населенных пунктах — это учреждения социальной сферы (медицина, образование, продовольственное обеспечение). К сожалению, гонка за оптимизацией учреждений просто привела к сокращению их числа, про состояние сельского хозяйства и заикаться не стоит. Почти в каждой деревне можно обнаружить разрушенные совхозы и колхозы.
За январь – декабрь 2015 года средний уровень заработной платы по виду деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» в Ульяновской области составил 14 411,9 рублей.
При этом отставание темпов роста заработной платы от среднеобластной в сельском хозяйстве отмечается уже начиная с 2012. Неудивительно, что безработица на селе по-прежнему остается острой проблемой. На тяжелый труд за копейки готов согласиться не каждый.
По данным федеральной службы государственной статистики, отмечается и уменьшение удельного веса численности высококвалифицированных работников в общей численности квалифицированных работников в регионе.
Вопрос: как же такое возможно в регионе, где так много новых иностранных компаний, которые остро нуждаются в квалифицированных специалистах?
Как сообщило ведомство Екатерины Смороды, высокопроизводительные рабочие места отличаются более высоким уровнем заработной платы, в частности, рабочие места, относящиеся к высокопроизводительным, как правило, имеют уровень оплаты труда выше среднеобластного по Ульяновской области и составляют аж 22 475 рублей. Средняя номинальная заработная плата по заявленным вакансиям по полному кругу предприятий составляет 22 205 рублей в месяц. Как видим, цифра по-прежнему далека от заявленных президенту 25-26 тыс. рублей.
НА ГРАНИ УВОЛЬНЕНИЯ 20 498 УЛЬЯНОВЦЕВ
С начала 2016 года 93 организации из 16 муниципальных районов Ульяновской области представили информацию о введении режима неполного рабочего дня (недели) и режима простоя по вине работодателя. Наибольшее количество предприятий, заявивших данный режим, расположены в г.Ульяновске – 47 % от всех предприятий, находившихся в режиме неполного рабочего дня (недели), в г. Димитровграде – 28 %, Радищевском районе – 4,6 %. Замыкают пятерку антилидеров по безработице Кузоватовский район – 4,6 %, и г. Новоульяновске – 3,4 %. О плачевной ситуации в Кузоватовском районе мы уже писали ранее http://ulnovosti.ru/content/2/32829/ За последние несколько лет в этом районе неоднократно были выявлены массовые сокращения рабочих, переход на неполный рабочий день или вовсе вынужденные отпуска. А безработица в Новоульяновске и приближенном к нему Сенгилеевском районе связана с рядом сокращений на предприятиях «Евроцемент Групп», получивших статус приоритетного инвестпроекта, а вместе с тем и налоговые льготы.
Крах автомобилестроительной отрасли региона уже невозможно скрыть какими-либо акциями поддержки. За отчётный период численность работников, находящихся под риском увольнения, составила 20 498 человек. Наибольшее количество работников, находящихся под риском увольнения, в г. Димитровграде – 48,3 % от общего количества работников находящихся под риском увольнения, г. Ульяновске – 21,8 %, Чердаклинском районе – 7,0 %. При этом численность работников, находящихся по риском увольнения (в режиме неполного рабочего дня (смены и (или) недели), в режиме простоя по вине работодателя, в отпусках без сохранения заработной платы), в организациях области составляет 8104 человека.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ БАНК ВАКАНСИЙ И ЗАРПЛАТЫ
В 2015 году первая десятка востребованных профессий выглядела следующим образом:
подсобный рабочий, средняя заработная плата 7626 рублей,
рабочий по благоустройству населенных пунктов — 6 094 рубля,
водитель автомобиля — 13 056 рублей,
военнослужащий (рядовой и сержантский состав) — 24 021 рублей,
медицинская сестра — 9 700 рублей,
специалист — 15 396 рублей,
уборщик производственных и служебных помещений — 7183 рублей,
швея — 9053 рубля,
врач — 13754 рубля,
врач – специалист – 13 858 рублей.
По итогам марта 2016 года средняя заработная плата по вакансиям, заявленным в органы службы занятости населения Ульяновской области, составляла 15 297 рублей (при среднемесячной номинальной начисленной заработной плате работников в целом по экономике Ульяновской области 22 205 рублей). Так что выводы, как говорится, налицо. Но ко всему прочему, нужно учитывать данные федеральной службы госстата: в регионе отмечается снижение реальной среднемесячной заработной платы в процентах к предыдущему 2015 году с учётом индекс потребительских цен.
КУДА УЕЗЖАЮТ РАБОТАТЬ УЛЬЯНОВЦЫ?
В последние годы часть жителей области регулярно выезжают в другие субъекты Российской Федерации в целях трудоустройства. Отток населения из Ульяновской области в 2015 году продолжился ввиду достаточно сложного экономического положения, сложившегося в прошедшем году в регионе.
Всего за пределы Ульяновской области по состоянию на 1 января 2016 года выехало 39 590 трудоспособных граждан. И это согласно официальной статистике. Неофициальные цифры могут оказаться в разы выше.
Основные направления трудовой миграции распределились следующим образом:
1. В Москву, Московскую область – 19637 чел. (49,6%).
2. В Самару, Самарскую область – 8789 чел. (22,2%).
3. В Санкт-Петербург, Ленинградскую область – 3563 чел. (9,0%).
4. В регионы Поволжья (кроме Самарской области) – 3405 чел. (8,6%).
5. В северные регионы (Республика Коми, Мурманская область, Ханты-Мансийский автономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ, Якутия) – 3128 чел. (7,9%).
6. В южные регионы (Сочи, Краснодарский край, Ростовская область) – 792 чел. (2,0%).
7. На Дальний Восток – 158 чел. (0,4%).
8. В другие регионы РФ – 118 чел. (0,3%).
В целом доля выезжавших в 2015 году на работу в другие регионы жителей сельских районов Ульяновской области характеризуется следующими цифрами:
А с учетом того, что почти половина жителей в этих районах это пенсионеры, дети и школьники, то доля граждан, работающих за пределами области, окажется куда выше, чем представлено чиновниками в данной таблице.
Если говорить о снижении числа уехавших на заработки граждан, то оно в большинстве муниципальных образований составило от 1,4% (в Новоульяновске) до 22,3% (в Сенгилеевском районе). О причинах мы уже написали ранее. Прямая взаимосвязь уровня безработицы и рост числа уезжающих очевидна. Убыль населения, и не только миграционная, за последние 10 лет губернаторства Морозова составила 124 тыс. человек, что сравнимо с ликвидацией на карте Ульяновской области целого города Димитровграда.
ЕСТЬ ДИПЛОМ, РАБОТЫ НЕТ
На территории Ульяновской области проводится широкомасштабная агитационная кампания, целью которой является предотвращение оттока молодых кадров в другие регионы. К сожалению, но это всего лишь очередная пиар-акция команды ВРИО Морозова. Недостаточная профориентационная деятельность на первоначальном уровне и постоянно изменяющаяся конъюктура рынка труда ежегодно выбрасывают на берег реальности совершенно не нужных кому-либо выпускников различных учебных заведений.
Из 597 обратившихся в 2015 году в службу занятости выпускников 398 человек было признано
безработными. 224 человека было трудоустроено в том числе 145 по специальности, что составляет 56,3%.
— Барышский район: из 22 выпускников, признанных безработными, трудоустроено 4 человека, что составляет 18%;
— Инзенский район: из 13 выпускников, признанных безработными, трудоустроено 4 человека, что составляет 30,7 %;
— Чердаклинский район: из 8 выпускников, признанных безработными, трудоустроено 3 выпускника, что составляет 37,5%;
— Старокулаткинский район: из 2-х признанных безработными трудоустроенных нет.
Десятки молодых специалистов не могут найти себе работу, а чиновники отчитываются о «наилучших» результатах. И речь идёт только об официально признанных безработными. А сколько таких людей в регионе, которые ещё не обратились в службу занятости? Сотни или тысячи?
Складывается впечатление, что ульяновские чиновники постоянно ищут новые поводы для активизации некой «борьбы». Наш регион прославился уже на всю страну своей борьбой с «блудом». Теперь бороться решили с «теневым» бизнесом и фрилансерами. В 2015 году было проведено 960 заседаний областных рабочих групп по укреплению дисциплины оплаты труда и по вопросу снижения неформальной занятости и легализации «теневой» заработной платы. По итогам проведённой работы увеличили заработную плату лишь 24,3% от заслушенных на комиссиях работодатели и лишь 1/3 из них довела заработную плату до среднеотраслевой.
Кстати, несмотря на все вышеизложенные цифры, Главное управление труда, занятости и социального благополучия Ульяновской области считает, что ситуация на рынке труда Ульяновской области остаётся достаточно стабильной… Действительно, не к чему портить картину всеобщего благоденствия в регионе, ведь на носу выборы.
Светлана Васнецова