Чт. Апр 25th, 2024

«ТОТАЛЬНЫЙ диктант», не ставший «ТОТАЛИТАРНЫМ»

Честно говоря, пребывала в субботнее утро в раздумье: идти на акцию, заявленную «Улпрессой», или нет?

Само слово «тотальный» вызывало у меня ещё задолго до 12 апреля некое неприятие, так как ассоциировалось с войной, мобилизацией и даже с цветаевской «жалкой слободой» «безглазых и безгласных». — Может быть, лучше было бы всё-таки назвать акцию всеМИРной, ведь её участниками стали 50 000 человек в 45 странах мира?!

Где-то в полдень мне попалась ссылка на сайт организаторов мероприятия, и я поняла, что диктант уже написан в России дважды, а значит, времени для размышлений почти не оставалось.

С любопытством стала вчитываться в первую и вторую часть текста Алексея Иванова — автора, который запомнился мне своей интересной повестью, прочитанной в связи с выходом в свет фильма «Географ глобус пропил» (причём повесть понравилась мне гораздо больше, чем её экранизация). На мой взгляд, части оказались неравнозначными по их наполнению трудными случаями написания. Первая — более сложной из-за длинных синтаксических конструкций, предполагавших вариативность знаков. Вторая часть — более предсказуемой.

Но самым интересным для меня стал детальнейший анализ всех трудностей правописания текстов, который был предложен тут же, прямо на сайте. Именно тщательность и профессионализм предстоящего в итоге «разбора полётов», скорее всего, повлиял на мой выбор. Я поняла, что вариативность написания и «авторские знаки» будут учтены и что для проверяющих уже есть отличный компас, который исключит субъективный подход при проверке диктанта. Ведь комментарии к каждой из двух частей текста занимали более 40 страниц!

Но более всего «сподвигла» меня на участие в «Тотальном диктанте» заметка о том, что мой родной Ульяновск опять «стоит особняком»: всего 35 мест выделено для желающих написать текст, предложенный организаторами мероприятия, и что целый драмтеатр предоставлен для чиновников, которые будут вновь писать диктант ОСОБЫЙ, ульяновский. В некотором смысле (в качестве места для написания ОСОБОГО диктанта) драмтеатр действительно был подобран удачно, ибо именно на его подмостках разыгрываются спектакли, в которых часто задействуют не только актёров, но и самих зрителей.

У меня возникло непреодолимое чувство стыда за то, что происходит уже не впервые, а стало уже, видимо, порочной системой. Припомнилась прошлогодняя история с замечательной писательницей Диной Рубиной. Тогда её «заклеймили» в нашей «культурной столице Европы» как матерщинницу, как чуждую России (!!!) Тут же вспомнилось мне и жуткое сообщение по поводу изъятия серии книг, издаваемых под редакцией Людмилы Улицкой , из общего доступа во Дворце книги, и необснованной, надуманной жалобы в прокуратуру по поводу их содержания.

Тогда только я осознала, что прийти и написать текст «Тотального диктанта» – мой гражданский долг и что НЕ ИДТИ ПРОСТО НЕЛЬЗЯ! Ибо нельзя потакать людям, которые зачем-то в порядке ОБЯЗАЛОВКИ борются «за чистоту русского языка» и пишут с этой целью нарочито лёгкий текст, прикрываясь мнимыми грубостью и невежеством авторов «Тотального диктанта»! Я понимаю, что это вполне в духе времени – шельмование лучших, но я не могу с этим смириться, ибо каждый из нас ответственен за будущее.

Вот почему я села в первом ряду, за первый стол, вот почему я волновалась. Ведь написать диктант плохо было категорически нельзя! Атмосфера в редакции «Улпрессы» была удивительно доброй и, как мне показалось, даже весенне-влюблённой. Ибо в зале было несколько симпатичных парочек, явно рассчитывающих в области русского языка друг на друга. Обстановку разрядил и юмористический ролик, в котором, в том числе, сообщалось, что в Корее, к примеру, пишут именно «ТОТАЛИТАРНЫЙ диктант», а не «ТОТАЛЬНЫЙ». Затем Виталий Ахмеров – организатор мероприятия – включил на экране приветственное слово автора, который честно признался: «запятых будет очень много». Наконец, маленький чёрный микрофон прикрепили к одежде стоящей перед нами улыбающейся экстравагантной женщины, и она прочитала третью часть текста — «Когда поезд вернётся» — целиком…

Моё пожелание на будущее устроителям акции, популяризирующей русский язык и литературу: к чтению диктанта лучше привлекать практикующих учителей, с хорошей дикцией и поставленным голосом. Это не должны быть люди, имеющие лишь диплом о филологическом образовании. Ибо нужно иметь соответствующий навык, прежде чем диктовать многим: не опережать пишущих, идти с ними вровень и одновременно вести за собой, интонационно подчёркивая знаки препинания, а иногда и написание слов. Этого нам, конечно, чуть-чуть не хватило. Однако уже где-то к середине текста диктующая практически приспособилась к нашему «темпоритму», и мы вместе с ней плавно и до конца ехали в вагоне поезда «Чусовская — Тагил» в сторону своего детства.

Текст был душевно-ностальгическим. Наверное, его должен был, по идее, писать мой сын, а не я. Ибо это ЕГО папа и мама возили в походы: на Урал, Алтай и по Ульяновской области, именно с ним, когда он вырос постарше, мама ездила на Грушинский фестиваль, который тогда ласково называли «Грушей»…

Можно было бы, конечно, и не упоминать про вино в тексте, предназначенном для тысяч людей разного возраста (Говорят, что какую-то из трёх частей диктанта писала… первоклашка!). Но у нас была аудитория вполне взрослая, которая отреагировала на эту фразу о вине адекватно – улыбкой, не заостряя на этой подробности особого внимания.

Слова благодарности всем организаторам акции в Москве! Отдельное «спасибо» нашей «Улпрессе» за возможность поучаствовать в «Тотальном диктанте», тем самым спасти честь своего города и региона. Ибо сейчас наступили те самые «дни тягостных раздумий о судьбах Родины», когда, кажется, лишь «ВЕЛИКИЙ и МОГУЧИЙ» нам поддержка и опора…

Надежда Семенова,nadeius-zhdu.livejournal.com