Вт. Апр 23rd, 2024

«Узбекский пленник». Из уроженца Ульяновской области делают иностранца

После чего, как пояснили нашему порталу в отделе судебных приставов Инзенского района, вероятнее всего, россиянин по рождению будет депортирован в Узбекистан. Со справкой и без паспорта.

При этом вся вина Олега в том, что долгие годы он прожил в Узбекистане, и теперь инзенской власти проще отказаться от земляка, чем заниматься оформлением его российского гражданства. И по официальным бумагам, вроде бы, все верно, не придерешься. Только вот с человеческим фактором у районных чиновников вышел полный облом. А Лушев в результате мало того что на сегодняшний день оказался человеком без документов и гражданства вообще, так еще и россиянином без родины. «UL» вник в печальную «сантабарбару» Олега…

В 1979 году мама увезла трехлетнего Олега в Узбекистан. Там земляк провел счастливое советское детство. И не менее счастливое постсоветское отрочество. Все закончилось в «лихие 90-е», когда после распада СССР бывшие братские республики, упиваясь суверенитетом, начали выдавливать русскоговорящее население со своих «незалежных» территорий. На малую родину к отцу Олег, поняв, что будущего в некогда дружественном государстве у него нет, вернулся 16 лет назад. Поначалу все складывалось неплохо. Работал на Инзенском крахмальном заводе. Нашел подругу жизни. В 2000 году умирает Лушев-старший. А год спустя сам Олег становится отцом, каковым и значится до сих пор в метриках своего несовршеннолетнего наследника. Факт этот очень важен в свете того, что происходит с инзенцем сегодня.

Счастливая семейная жизнь земляка дала трещину практически сразу после рождения сына. С тестем отношения не заладились. То ли дедушке лицо зятя не понравилось, то ли он был против гражданского брака своей дочери, которая не спешила оформлять с Олегом официальные отношения. Случались стычки по-родственному. Однажды дошло до рукоприкладства. Банальную стычку, по словам Лушина, дед его сына превратил в нанесение тяжких телесных повреждений и посадил зятя на три с половиной года. После выхода из тюрьмы закончилось и семейное счастье Олега. С гражданской женой они расстались. Лушин купил дом недалеко от Инзы. Чем мог, помогал сыну. И решил, наконец, заняться тем, до чего все эти годы у него не доходили руки – оформлением российского гражданства. Да-да, с переезда в Ульяновскую область уроженец Инзы числился по зеленому паспорту сопредельного государства узбеком. О дальнейшем по телефону из полицейского спецприемника, где Олег делит одну камеру с четырьмя настоящими гастарбайтерами, он рассказал нашему порталу:

— В паспортном столе мне сказали, что все сделают. Даже возили меня в посольство Узбекистана в Москву. Из российских документов у меня были только свидетельство о рождении и пластиковое пенсионное удостоверение. И вот с 2010 года я жду ответа из посольства. А в 2011 году в паспортном столе поменяли политику и заговорили о моей депортации. При том, что я давным-давно не являюсь гражданином Узбекистана. У меня даже узбекский паспорт просрочен с 2000 года. Получается, я подвис между небом и землей. Не узбек, не россиянин. В этом году в очередной раз пришел в паспортный стол с претензией, что без российских документов даже на работу устроиться не могу. Вместо паспорта меня потащили в Инзенский районный суд, где после скорого – всего полчаса – слушания моего дела меня и поместили в ИВС. Даже домой заехать не дали. Инкриминировали мне нарушение миграционного законодательства. В этой «тюрьме» я уже месяц и неделю жду решения вопроса о моей депортации в посольстве Узбекистана в России. Здесь я, похоже, встречу и Новый год, и свой день рождения, который у меня 1 января. Почти каждый день от полицейских, которые нас здесь охраняют, приходится слышать: «Быстрей бы вас отсюда увезли. Надоели вы нам тут…»

В принципе, Олег и сам рад бы сменить казенные «нары» на обиталище покомфортнее. Раз в два три дня он звонит человеку, инициировавшему его по сути арест, и от которого зависит его дальнейшая судьба – старшему судебному приставу ОСП по Инзенскому району Татьяне Желниной.

— Пока услышал только, что моя депортация запланирована на конец января-февраль, не раньше, – продолжает Лушев. – Посольство Узбекистана молчит. Моих доводов о том, что я россиянин, она слушать не хочет. Спрашивал я у нее и что будет, если из посольства так и не последует никакой реакции. Ответ один: «Не знаю!»

Наш портал тоже дозвонился до госпожи Желниной, собиравшей документы на Олега и доставившей его в ИВС. Татьяна Петровна была агрессивна:

— Знаете что – не я виновата в том, что этот человек дожил почти до 40 лет, но так и не смог заработать денег на российский паспорт себе. У него сейчас рядом нет даже человека, который бы ему носки шерстяные купил и в изолятор привез. Он вообще ведет себя странно. Знает, что живет без документов и в ус не дует. Решение о его водворении в Узбекистан принимал суд. Я здесь ни при чем. Что ему делать дальше? Ждать. Свидетельство о пересечении границы из посольства придет в январе. По этому документу он сможет какое-то время находиться на территории Узбекистана и восстановить там гражданство. А гражданином России Олег Анатольевич Лушев не является. И вообще, все, извините, мне некогда, есть дела поважнее…

Вот это-то как раз для нас давно уже не новость. У российского чиновника – от президента и губернатора до заштатного клерка в поселковой конторе – всегда найдутся дела поважнее, чем судьба Человека. Без бумажки ты букашка – это один из ключевых их девизов. Возможно, юридически судебный пристав и права. Хотя та же Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод» все же оговаривает право не быть депортированным из страны для человека, чей единокровный ребенок является гражданином этого государства. Или самый креативный мировой регион в одностороннем порядке оставляет за собой право забить на Конвенцию? А, может быть, уроженец Инзы Олег Лушев действительно кажется кому-то чистокровным узбеком? Ну, тогда это либо к офтальмологу, либо еще похуже – к психиатру…

Абсурд продолжается?.. Наш портал следит за развитием ситуации…

Николай Владимиров