Чт. Апр 18th, 2024

Ужасы нашего городка. Морг Ульяновска переполнен неопознанными трупами

Ситуация жуткая в том числе и потому, что все это происходит ради наживы ценой в копейку.

В настоящее время в морозильных камерах Судебно-медицинской экспертизы скопилось как минимум 50 неопознанных тел. Среди них есть и так называемые отказники – одинокие люди, которых попросту некому оказалось похоронить. Ситуация известна всем ответственным лицам, в том числе и министру регионального Минздрава Павлу Дегтярю, но хоронить их никто не торопится. Причина тому – пресловутый контракт в 900 тыс. рублей, заключенный в декабре прошлого года между Бюро судебно-медицинской экспертизы и победителем торгов ООО «Медтрастком». Последняя, по сути, представляет из себя не что иное, как «рога и копыта». «За душой», то есть в собственности у «Медтрасткома», как говорится, офис да компьютер. Ритуальными услугами, по признанию самого же Сергея Рязанова, руководителя ОООшки, она не занимается. Зато неплохо «подсела» на массовые захоронения, став единственным участником и победителем торгов по захоронению неизвестных.

Впрочем, данное «счастье» свалилось на голову г-на Рязанова, по всей видимости, не случайно. Документация к торгам изначально была прописана для представителей малого и среднего бизнеса. При этом организаторы торгов почему-то попросту проигнорировали ФЗ №8 ст. 12. П.2. «О погребении неизвестных и похоронном деле», где черным по белому написано, что данную услугу могут предоставлять только специализированные похоронные службы. Организация работы и создание специализированных служб — опять же согласно этому закону, по ст. 29 – создаются органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.

К слову сказать, в Ульяновске есть лишь одна организация, созданная специально для оказания таких услуг городом, – МУП «Ритуальные услуги». То ли из-за некомпетентности организаторов торгов, то ли благодаря лоббированию чьих-то интересов, но вот уже два года, как МУП в данных торгах остается, как говорится, «за бортом».

Впрочем, и в том, и в этом году, выиграв торги, счастливые руководители фирм-победителей уже на следующий день появлялись на пороге МУПа и заключали договоры о сотрудничестве. Вернее говоря, полностью передавали выполнение всех работ по захоронению неизвестных городскому предприятию, оставив себе небольшой кэш с каждого тела.

В этом году, согласно аукционной документации, региональный минздрав на погребение одного неизвестного выделил по 7 200 рублей. Официально утвержденные городом для МУПа цены, включающие в себя рытье могилы, предоставление гроба, транспорта — 5 435 рублей. Навар в 1 700 рублей с тела, собственно говоря, и оставался «Медтрасткому».

До поры до времени такое сотрудничество с МУПом последнего удовлетворяло, и все шло своим чередом: «Ритуальные услуги» хоронили неопознанные тела, Рязанов получал свой кэш, ничего не делая, и был вполне доволен. Но в одно прекрасное время ему стало этих денег мало, и он потребовал увеличить свою долю, в ответ получив отказ. «Мы не можем снизить цены, это означает работать себе в убыток, — объясняет директор МУП «Ритуальны услуги» Александр Назаров.- Наши расценки утверждены городом».

Собственно говоря, следствием разрыва отношений «Медтрасткома» с МУПом и стал «ритуальный» скандал с полусотней незахороненных тел. Совершенно не имеющий опыта в оказании ритуальных услуг, г-н Рязанов заявил, что готов сам хоронить неопознанные тела, за гораздо меньшую сумму. Стоит признать, что сэкономить действительно можно: и гроб подешевле сделать, и трупы перевозить, погрузив всех штабелями в одну ГАЗель, нанятую у случайного предпринимателя, на которой, возможно, уже завтра тот будет перевозить хлеб и другие продукты питания, выкопать могилу не за 3 000 руб (как по прайсу, установленному городом), а за бутылку паленой водки, и складировать все трупы в общую братскую могилу…

Подобный скандал уже имел место в Ульяновской области. В 2010 году то же самое Бюро судмедэкспертизы вместе с ООО «Волжская ритуальная компания «Некрополь» «вляпалось» в историю, закончившуюся уголовным делом. Тогда следственный комитет, вскрыв могилу для эксгумации по заявлению гражданки Украины, попросту не нашел разыскиваемое тело ее умершей дочери.

Стоит признать, что зачастую неопознанные имеют криминальный след, вот почему федеральный закон четко регламентирует погребение неопознанных специализированными организациями.. По статистике, в лихие 90-е в Ульяновске ежегодно хоронили по 500-600 таких тел, сейчас намного меньше 110-120.

Приостановив свою работу в июле с МУП «Ритуальные услуги», г-н Рязанов одновременно и вполне на законных основаниях лишился разрешения на захоронение неопознанных тел. Впрочем, у директора «Медтрасткома» свое собственное толкование закона. «С 2002 года лицензирование отменено, специализированными организациями являются все: и те, кто делает гробы, и те, кто продает ритуальные принадлежности, и те, кто просто принимает звонки о погибшем… Мы все являемся специализированными, — заявил в своем комментарии Сергей Рязанов. — Мне пытаются «палки в колеса» втыкать, они хотят создать монополию на погребение. В морге сейчас более 50 трупов, они там разлагаются, не хватает холодильников, червяки там уже по моргу ползают».

Факты, о которых заявляет Рязанов, действительно, имеют место быть. «Захоронения не происходят с июля, — подтвердил нам и.о. директора Бюро судмедэкспертизы г-н Завьялов. – В настоящее время в морге более 50 тел из-за того. Если ООО «Медтрастком» в течение недели не решит вопрос с захоронением тел, я расторгну с ними контракт. То, что их не хоронят, прежде всего, негуманно по отношению к самим умершим. Кроме того, мы не знаем, что завтра будет. А завтра может случиться непредвиденное и потребуется много мест. Вспомните 1983 год – крушение теплохода «Суворов», взрыв на Арсенале, когда нам пришлось принимать большое количество умерших. Сейчас у нас нет резерва на такие непредвиденные случаи, имеющиеся холодильники забиты до отказа. Не дай Бог какое массовое поступление, и умерших придется складировать уже в коридорах. В холодильниках морга температура составляет +2+5. Конечно, за три месяца, что неопознанных не смогли предать земле, трупы начали разлагаться. Вместе с ними находятся и тела ульяновцев, которые умирают ежедневно и которых близкие привозят из морга домой, прощаются с ними».

Сама по себе ситуация, сложившаяся в Ульяновске, просто ужасает. Еще больше возмущает жажда наживы г-на Рязанова и его коллег по бизнесу, которая побеждает не только федеральный закон о похоронной службе, но и все моральные ценности. Всего этого можно было избежать, если бы оказание ритуальных услуг в Ульяновске было поставлено на цивилизованные рельсы, но пока, судя по ситуации, «ритуальный скандал» лишь набирает обороты.

На прошлой неделе в гостинице «Волга» состоялся так называемый «сходняк» «бизнесменов» похоронного дела. Ритуальщики решили объединяться, не думать о предстоящем лицензировании, а строить планы в борьбе за свой свободный от всех и вся бизнес. Дабы решить проблему своего коллеги по бизнесу, было выдвинуто предложение провести креативную акцию, подкинув пару «залежавшихся» трупов к зданию МУП «Ритуальные услуги» и проплатив за освещение этого шокирующего мероприятия ульяновской прессе. И похоже, на этом «ритуальщики» не остановятся.

Ирина Казакова