Пт. Окт 4th, 2024

Как в Культурной столице ликвидировали Проект №1 — ульяновскую филармонию

Все это происходит на фоне огульного пиара региональных чиновников под лозунгом «Ульяновск – культурная столица».

Распахнуть свои двери после объявленного капитального ремонта ульяновская филармония, согласно паспорту объекта, должна была еще в июле минувшего года. Но этого не случилось. Обшарпанные стены, полуразбитые окна, сталактиты снега, свисающего с крыши, огромные трещины, местами запененные монтажной пеной, а где-то замазаны цементным раствором, сигнальная лента, огораживающая подход ко входу здания да листок бумаги о том, что филармония переехала в мемцентр… Таким в очередной раз предстало одно из красивейших зданий Ульяновска – областная филармония. За два года губернаторских обещаний отремонтировать Дом музыки тут не только ничего не изменилось, но и усугубилось, а про ремонт здесь не напоминает ровным счетом ничего.

Директор Мемориального центра г-жа Ларина, которая на пару с Ившиной должна сердцем болеть и за здание филармонии, и за развитие культуры, тихо ушла от комментария. Сначала сослалась на занятость, потом перестала брать трубки.

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Фото:

Если вспомнить, сколько раз ульяновской филармонии обещали денег на капитальный ремонт, — пальцев на руках не хватит. Впервые о необходимости капремонта губернатор заявил ровно пять лет назад, пообещав с барского плеча 288 млн. руб. Но в бюджет на 2014 год деньги вовсе не заложили. На ремонт тогда выделили сущие крохи, которых едва хватит на то, чтобы отремонтировать туалеты. Даже обещанную автопарковку не смогли ликвидировать, несмотря на заверения губернатора http://ulnovosti.ru/content/3/30581/.

В 2015 году капремонт филармонии, построенной еще в 1909-1910 годах и не видевшей его с момента рождения, признали проектом №1 регионе. Правда, обещанная сумма снизилась кратно, а на выделяемые 36 млн. рублей чиновники замахнулись усилить фундамент, отремонтировать зрительный зал, лестницы и балконы, крышу, заменить окна и двери, лепные и архитектурные детали на фасадах и в интерьерах помещений и привести близлежащую территорию в порядок. Из всего вышеперечисленного в итоге отремонтировали лишь крышу да частично дыры залили бетоном. После ремонта выяснилось, что в 37-ом классе сильно пролило стены. Неизвестно никому и каково состояние органа, который два года стоит законсервированным. Музыкантам пообещали временное пристанище в Мемориальном центре. Впрочем, ситуация еще раз подтвердила: ничего нет более постоянного, чем временное. А региональные чиновники — от губернатора до главы минкульта Мезиной, руководителя Фонда «Культурная столица»» г-жи Ившиной, руководителя Мемцентра Лариной — предпочитают о проблемах не вспоминать.

Все это лишь еще раз указывает на то, что ульяновская филармония еще два года назад одновременно с переименованием в Дом музыки попала под операцию «Ликвидация». Во всем мире филармония существует, а в Ульяновской области ее ликвидировали даже юридически. Более того, уже сейчас в коллективе, и весьма не безосновательно, ходят слухи, что здание филармонии, если его и отремонтируют, область заберет себе под иные нужды. То есть даже при самом хорошем раскладе ульяновские филармонисты останутся без зала для репетиций и выступлений. Не говоря уже о зрителях, которые любят именно этот зал из-за акустики.

Косвенно на то, что музыканты вряд ли когда вернутся в это историческое здание, указывают и планы директора Мемцентра г-жи Лариной перенести орган в здание мемцентра. И якобы на это нашли уже 20 млн. рублей. Причем установить его запланировали в конференц-зале, откуда буквально недавно съехал на новые площади областной архив.

Фото:

К слову сказать, помещение абсолютно не приспособленное под органные концерты, со стеклянными окнами, закрывать которые, как и производить реконструкцию зала вряд ли кто разрешит по вполне объяснимым причинам: здание мемориального центра – тоже памятник культурного значения. Стоит ли напоминать о ценности самого органа, который привезли из Германии в Ульяновск в 1982 году. Весит он около семи тонн и состоит из двух с половиной тысяч труб. Изготовлялся из различных пород дерева и металлических сплавов. Высота самой большой трубы в инструменте — 5 метров 60 сантиметров. А длина самого маленького звучащего тела в органе — всего два миллиметра. В 80-е годы прошлого века орган стоил 750 тысяч марок — около полумиллиона долларов. Сейчас более миллиона долларов. Настройкой органа в свое время занимались мастера немецкой фирмы «Ойле», и как он переживет столь сложный переезд, не может гарантировать никто. Как бы не случилось так, что после этого Ульяновск останется с тем органом, который возвели рядом с филармонией кузнецы – ветровым — как памятнику ульяновской филармонии.

Впрочем, какая филармония, о чем речь? Сегодня на аппаратном совещании губернатор живо интересовался лишь подготовкой к Масленице, блинной столицей Сенгилеем и тем, почему в плане культуры по федеральным каналам мелькает Татарстан, а не Ульяновская область.

Ирина Казакова