Участие чекистов-ульяновцев в битве под Москвой
82 года назад в битве под Москвой после тяжелых, жестоких и затяжных боев, длившихся уже в течение четырех месяцев, советские войска вынудили германские войска перейти к обороне и отступлению. Пресловутый план «Барбаросса» победоносной войны «блицкриг» за три месяца потерпел крах, как и не удалась их вторая попытка взять Москву. Об этом, а также об ульяновцах-чекистах, героически отметившихся в этой битве, рассказывает Заместитель председателя Совета ветеранов УФСБ России по Ульяновской области полковник в отставке Анатолий Лихарев.
— Хотел бы сразу напомнить и самый критический час, когда враг был в 27 км от Москвы. Нельзя забывать какими трудными, особо опасными для Советского Союза, для Красной Армии и народа были первые месяцы Отечественной войны. Враг захватил Белоруссию, Украину, Прибалтику, ряд областей России. Фашистское руководство понимало прекрасно, что, пока Москва остается вдохновляющим и организующим центром борьбы, победа над Советским Союзом невозможна. Поэтому главный удар, как и летом, немцы решили нанести на московском направлении, одновременно продолжались наступательные операции по захвату Ленинграда и Ростова-на-Дону.
На совещании в штабе группы армий «Центр» Гитлер говорил, что Москва в ходе операции должна быть окружена так, чтобы «ни один русский солдат, ни один житель — будь то мужчина, женщина или ребенок — не мог ее покинуть. Всякую попытку выхода подавлять силой». 16 сентября бесноватый фюрер подписал директиву № 35 на проведение стратегической операции на московском направлении, назвав ее «Тайфун». Гитлер самоуверенно подчеркнул: «Этот удар еще до наступления зимы должен привести к уничтожению врага». Враг сосредоточил 77 дивизий численностью более 1 миллиона человек, 1700 танков и штурмовых орудий, свыше 14 тыс. орудий и минометов, 950 боевых самолетов.
К началу наступления немецко-фашистских войск под Москвой, на дальних подступах столицу обороняли три наших фронта: Западный (командующий генерал-полковник Конев), Резервный (командующий Маршал Буденный) и Брянский (командующий генерал-лейтенант Еременко). Всего в их составе в конце сентября находилось около 800 тысяч человек, 782 танка, 6808 орудий и минометов, 545 самолетов. Как видно, противник имел явный перевес по численности войск в 1,25 раза, по танкам в 2,2, по орудиям и минометам в 2,1, по самолетам в 1,7 раза.
30 сентября танковая группа Гудериана нанесла мощный удар по войскам Брянского фронта, устремившись к Орлу и не встречая серьезного сопротивления,3 октября захватила город. 2 октября противник нанес сильные удары по войскам Западного и Резервного фронтов. Несмотря на яростное сопротивление наших войск, враг в нескольких местах прорвал Ржевско-Вяземский оборонительный рубеж, окружив значительную часть войск Западного и Резервного фронта. В котле оказалось 37 дивизий, 9 танковых бригад, несколько артполков РГК, они продолжали сражаться. Главным рубежом обороны стала можайская линия. С юга враг приближался к Калуге, с севера — к Калинину, надеясь обойти Москву и замкнуть кольцо окружения в городе Ногинске.
Государственный Комитет Обороны (ГКО) принимает срочное решение о защите Москвы. Обстановка стала настолько сложной, что Верховный Главнокомандующий 5 октября вынужден был отозвать генерала армии Жукова с Ленинградского фронта и поручил ему тщательно разобраться с истинным положением дел на Западном и Резервном фронтах, чего не сделали их командующие Конев и Буденный. А это мешало ставке и генштабу принятию экстренных кардинальных решений. Через четыре дня Жуков назначается командующим Объединенным западным фронтом, куда входит и Резервный. Маршал Буденный отзывается в Москву.
В связи с защитой Москвы ГКО принимает ряд важных решений:
8 октября 1941 года принято совершенно секретное постановление о проведении специальных мероприятий по минированию и подготовке к уничтожению 419 предприятий Москвы, которые нельзя эвакуировать, и чтобы они не достались врагу в случае его появления у ворот столицы.
9 октября — начато дополнительное формирование воинских соединений и частей народного ополчения, коммунистических и рабочих батальонов.
14 октября — начата срочная эвакуация из Москвы в Куйбышев некоторых правительственных учреждений, дипломатического корпуса, оборонных и крупных заводов, особо важных ценностей, в том числе в Ульяновск автозавод имени Сталина, несколько НИИ, наркомат ВМФ и другие.
С 19 октября — после захвата врагом Калуги и Калинина объявляется осадное положение в Москве и прилегающих районах, устанавливается жесточайший порядокв войсках, жесткий режим в городе.
В районе Москвы Верховное Главное Командование сконцентрировало крупные группы истребителей, штурмовой и бомбардировочной авиации, которые наносили ощутимые удары по врагу и защищали город с воздуха.
В Подмосковье активно действовали партизанские отряды, ополченцы. 250 тыс. москвичей работали на строительстве внутреннего пояса обороны города: противотанковых рвов, эскарпов, окопов и ходов сообщений.
23 октября благодаря героическим усилиям войска Брянского фронта сумели вырваться из окружения и стали на защиту Тулы, т.к. 30 октября противник подошел к городу. Комитет обороны Тулы сумел заранее сформировать и вооружить рабочие отряды. Они вместе с войсками мужественно дрались с врагом и остановили его, нанося большие потери.
Наступление противника начало выдыхаться, к концу октября враг был остановлен под Волоколамском, Наро-Фоминском, Серпуховым. Очень помогли подразделения «катюш», героически вместе с войсками сражались курсанты московского пехотного училища, двух подольских военных училищ. Прибывали новые части с Урала, Сибири и Дальнего Востока. Парад в Москве 7 ноября укрепил дух армии и народа.
Наше Верховное командование и Генштаб понимали, что гитлеровские войска готовятся к новому наступлению. В течение первой половины ноября для этого враг создал две мощные ударные группировки.15-16 ноября немцы перешли в наступление, стремясь обойти Москву и взять ее в клещи с севера через города Клин и Солнечногорск, а с юга через Тулу и Каширу, и соединиться в Ногинске.
1 декабря танки Гудериана прорвали оборону в центре Западного фронта и двинулись на Кубинку, но, неся большие потери от нашей артиллерии и минных полей, повернули на Голицыно, однако 4 декабря прорыв был ликвидирован. На поле боя враг оставил более 10 тысяч убитыми, 50 подбитых танков и много другой боевой техники. Однако немцам удалось северо-западнее столицы форсировать канал Москва-Волга, достичь Каширы, взять Клин. Дальше враг не прошел. Обескровленные, изможденные активной обороной наших войск, соединения группы немецких армий «Центр» 3-5 декабря перешли к обороне.
В течение 20-дневного второго наступления на Москву, фашисты потеряли более 150 тыс. убитыми и ранеными, около 800 танков, более 300 орудий, много самолетов. «Тяжелые потери, -как пишет маршал Жуков в своих мемуарах и по опросам пленных, -посеяли в массах немецких войск сомнения в успешном исходе войны в целом». Фашистское военно-политическое руководство потеряло престиж непобедимости в глазах мирового общественного мнения.
Учитывая сложившуюся обстановку Ставка и Генштаб разработали план и сроки контрнаступления под Москвой: Западному фронту 5-6 декабря, 5-го Калининскому фронту, Юго-Западному — 6 декабря. В начале декабря 1941 года немцы в своих боевых порядках под Москвой имели 800 тыс. солдат и офицеров, около 10,4 тыс. орудий и минометов, 1 тыс.танков, более 600 самолетов. У наших войск 760 тыс.чел, 5200 орудий и минометов, 415 установок «катюш», 670 танков, 860 самолетов.
Как мы видим, численное преимущество в людях, артиллерии, танках пока было на стороне врага. Однако прибывали для пополнения новые части. По словам маршала Василевского наступление началось после мощных ударов авиации и артиллерии. Развернулось грандиозное сражение. Утром 13 декабря во всех центральных газетах на первых страницах были напечатаны портреты командующего западным фронтом Жукова и командующих армиями, которыми он руководил. В их числе был и генерал Рокоссовский. Над портретами крупным шрифтом было набрано сообщение Верховного главнокомандующего о первых итогах грандиозного контрнаступления под Москвой. Были там такие строки: «Войска генерала Рокоссовского, преследуя 5-ю,10-ю и 11-ю танковые дивизии, дивизию СС и 35-ю пехотную противника, освободили город Истра». Полоса отступлений кончилась.
Читая газету «Красная звезда» командарм вспоминал, как Верховный главнокомандующий 30 ноября в три часа ночи позвонил ему по ВЧ и, выслушав доклад об обстановке, сказал: «Прошу продержаться некоторое время, мы вам поможем…Очистите район Красной Поляны от противника, оттуда немцы намерены обстреливать Москву крупнокалиберной артиллерией». С рассветом началась атака, бой длился целый день, благодаря присланной помощи из фронтового резерва: танковой бригады, артполка и четырех дивизионов «катюш» Красная Поляна была очищена от врага. Угроза столице была ликвидирована. Через неделю разгромлена и Крюковская группировка врага, на поле боя гитлеровцы оставили 54 танка, много оружия, в том числе бросили два 300-мм дальнобойных орудия. Успех нарастал с каждым днем. Инициатива бесспорно переходила к нам. Были освобождены 15 декабря — Клин, 18-го — Калинин, 30 декабря — Калуга. Ликвидирована наконец угроза Туле. Войска Западного фронта продвинулись вперед на запад на 130 км, местами свыше 200 км.
Органы госбезопасности страны вели жестокую невидимую войну со спецслужбами врага. В ходе битвы под Москвой военные контрразведчики в зоне боевых действий обезвредили свыше 200 агентов и более 50 разведывательно-диверсионных групп противника, чем способствовали разгрому захватчиков, провалу задуманной операции «Тайфун».
В битве под Москвой гитлеровцы в общей сложности потеряли более полумиллиона человек, 1300 танков, 2500 орудий, более 15 тыс.машин и другой техники. Потери наших войск, к сожалению, были также значительными.
Гитлер вину за поражение свалил на командующего группой «Центр» фельдмаршала Бока и генерала Гудериана и отстранил их от руководства войсками. Немецкие генералы Вестфаль, Типпельскирх и многие другие, описывая операцию «Тайфун», признавали, что немецкая армия, ранее считавшаяся непобедимой, оказалась на грани уничтожения.
Красная Армия в битве под Москвой впервые за шесть месяцев войны нанесла крупнейшее поражение главной группировке гитлеровских войск. Это была первая победа. Она подняла морально-политическое состояние Красной Армии, укрепила дух и веру советского народа, сплотила вокруг партии и правительства.
Московская победа показала всему миру, что Советский Союз способен сокрушить агрессора. Она заставила реакционные круги Японии и Турции отказаться от вступления в войну на стороне Гитлера.
В странах антигитлеровской коалиции весть о победе под Москвой укрепила союзнические отношения. Одним из главных факторов, обеспечивших успех в этой битве, является массовый героизм наших воинов, их преданность Отчизне. 36 тыс. солдат и командиров были награждены орденами и медалями. Звание гвардейских было присвоено 45 подразделениям стрелковых, танковых, артиллерийских, авиационных и других подразделений. Особо отличившимся 110 воинам присвоено звание Героя Советского Союза. У нас, старшего поколения, навсегда остались в памяти имена летчиков Талалихина, танкиста Григорьева, чекиста-разведчика Солнцева, героев — панфиловцев и многих других. Медалью «За оборону Москвы» награждено более одного миллиона человек.
Отличилось немало и наших земляков.
Рядовой Максимов Николай Гордеевич, 1911 г.р., уроженец поселка Мордовский Старомайнского района, в бою у разъезда Дубосеково 16 ноября 1941 года в составе группы истребителей танков во главе с политруком Клочковым участвовал в отражении многочисленных атак фашистских танков. Группа уничтожила 18 танков врага и задержала противника на несколько часов. За мужество и отвагу Максимову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Такого высокого звания удостоен и сержант Стемасов Петр Дмитриевич, 1917 г.р., уроженец села Аркаево Сурского района, командир радиоотделения истребительно-противотанкового полка в боях под Москвой обеспечивал связь командира батареи с огневыми позициями, заменил погибшего наводчика орудия вместе с орудийным расчетом и подбил 8 вражеских танков. Возглавил выход группы бойцов, оказавшихся в окружении противника.
Стойко сражались и погибли под Москвой чекисты — ульяновцы, офицеры особых отделов Андреев В.Л., Кобулов Б.Ф., Толкачев Ф.Е.Мы гордимся подвигами партизанских командиров генерала Назарова А.В., капитана Громова Л.В., действовавших в тылу врага на дальних подступах к Москве на калининском и смоленском направлениях. Орденами Красной звезды и медалями «За оборону Москвы» награждены офицеры нашего Управления полковник Страдымов Н.М., майор Акимов В.С., майор Сидоров А.П., полковник Забелин А.И. и другие.
Подвиги отважных воинов в битве под Москвой должны остаться в веках
в памяти народной.