Пт. Апр 18th, 2025

Благотворительность не в счет. Ульяновский облсуд продлил Латыпову содержание в СИЗО

Ульяновский областной суд в очередной раз отказался изменить меру пресечения для владельца сети магазинной «Погода в доме» Нурали Латыпова на более мягкую, отпустив его из СИЗО под домашний арест. Сроки следствия расследования уголовного дела превысили уже все разумные пределы, а работа следователей растянулась уже на два с лишним года. Отдельные экспертизы датируются еще 2021-ым годом. Владельцу сети «Погода в доме» вменяют целый «букет» уголовных статей: от участия в незаконной банковской деятельности — обналичивании средств в составе организованной группы в особо крупном размере (пп. а и б ч.2 ст.172 УК РФ) до создания преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК РФ, от 12 до 20 лет лишения свободы).

Апелляционную жалобу на решение Ленинского районного суда адвокатов бизнесмена — Евгении Гобенко и Вячеслава Клементьева — рассматривал судья Ульяновского областного суда Нурислам Басыров. У последних на то оказались свои объективные причины и претензии не только к следствию, но и к Ленинскому районному суду, уведомленных об  отсутствии сразу двух адвокатов Латыпова на момент рассмотрения ходатайства следователя Лашиной о продлении меры содержания подзащитного в СИЗО. Оба адвоката просили как следствие, так и райсуд перенести заседание всего на один день, когда они вернутся из Нижегородской области, однако Фемида оказалась слепа и глуха, чем, по словам адвоката Евгении Гобенко нарушила права обвиняемого на защиту.

Продление меры пресечения Латыпову не первое, не второе и даже не третье. По словам адвоката, неоднократно в обосновании своего ходатайства о продлении меры следователь докладывала одни и те же основания для продления, не подтвержденные какими-либо основаниями. Последнее судебное заседание оказалось не исключением.

Сторона защиты неоднократно заявляла, что избрание меры пресечения и продление содержания под стражей не может из раза в раз основываться на одних и тех же основаниях, но у следствия из раза в раз они одни и те же, базирующиеся на «трех незыблемых китах»: якобы Латыпов в 2023 году скрылся от следствия, улетев в Турцию и может скрыться вновь. Еще Латыпов может оказать давление на неких свидетелей, а следствию нужно проводить следственные мероприятия.

В свою очередь, стороне защиты из раза в раз ходатайство следователя Лашиной приходится опровергать одними и теми же очевидными фактами. Никуда Латыпов в 2023 году не скрывался. На момент его поездки в Турцию, о которой из раза в раз в судах заявляет следователь, в отношении бизнесмена вообще никакой меры пресечения не существовало. Он имел полное право передвигаться куда хочет. Более того, по словам адвоката Евгении Гобенко, следователь знал, что Латыпов уезжает, видел билеты и был уверен, что бизнесмен вернется 18 числа.

По возвращению из Турции следователем была избрана в отношение него  подписка о невыезде,  что свидетельствует о том, что следователь знал, где был Латыпов, и когда он вернется, — говорит адвокат. — Соответственно, у следователя до этого не было сомнений в том, что он вернется. И он не думал, что тот может скрыться от органов следствия и суда. Почему спустя почти два года факт вполне законной поездки моего подзащитного  начали ставить в обоснование продления меры пресечения – не понятно. Хотя до этого, когда было продление меры пресечения, следователю задавали вопрос: «Были ли случаи, когда Латыпов не являлся к ней для проведения следственных действий, на что последняя заявляла отрицательно. Следователем было сказано: «Нет, Латыпов всегда являлся по первому требованию, Латыпов никогда не скрывался от проведения следственных действий». Во-вторых, у следователей неоднократно спрашивали, а оказывал ли на кого-нибудь давление Латыпов, когда был под подпиской о невыезде? Он может быть документы какие-то скрывал или свидетелей каких подговаривал? Нет, ничего этого не было. Документы не прятал, а наоборот, предоставлял следствию. Почему сейчас голословно следствием заявляется, что Латыпов намерен это сделать, а судом первой инстанции это принимается без каких-либо доказательств?

Как стало известно в ходе процесса, по уголовному делу владельца «Погоды в доме» в настоящее время проходит 14 обвиняемых, но лишь один Латыпов почему-то находится в следственном изоляторе и лишь ему одному инкриминируется ст 210 УК РФ (создание и участие в преступном сообществе). Последнюю, по мнению стороны защиты, предпринимателю вменили лишь по причине того, что все другие предъявленные статьи он признал еще в самом начале предварительного следствия, и все они носят исключительно экономический характер.

«Проявлял дерзость, жажду личной наживы, противопоставлял себя государственным интересам в условиях западных санкций при проведении СВО», — эту фразу из ходатайства следователя зачитала вслух Евгения Гобенко с особым выражением, потому как уже третье заседание по продлению меры пресечения пытается доказать суду ее абсурдность:  

Латыпов – это бизнесмен, который организовал и спонсировал первые соревнования по фигурному катанию в Ульяновской области, полностью эту школу финансировал, теперь у нас детишки имеют возможность заниматься и участвовать во всероссийских соревнованиях. Латыпов в каждом районе Ульяновска создал футбольную спортивную школу, у нас дети из малоимущих и многодетных семей получили бесплатную возможность заниматься спортом, потому что начиная от аренды помещения до покупки экипировки, поездок на соревнования, зарплату тренеров оплачивалась им. Помимо этого он спонсировал массу других соревнований, по кикбоксингу, боксу, фестивали… Этот человек, который спонсировал всю культурно-спортивную жизнь в регионе. Не оплачивал целиком, но вкладывал в нее очень много сил, возможностей, энергии и финансов. По финансовому отчету 1С, который есть в материалах дела на благотворительность в 2024 году им потрачено более 8 млн. рублей.

Далее в сторону судьи полетели один за другим аргументы об оказанной Латыповым помощи для нужд СВО на миллионы и миллионы рублей: 42 поставленных для нужд ульяновской 104-ой гвардейской десантно-штурмовой ордена Кутузова дивизии стиральных машины, моторные лодки, двигатели, генераторы, продукты питания… От Латыпова на СВО отправлялись фуры…

То есть все необходимое, что нужно нашим бойцам на СВО. У нас много людей, кто поддерживает СВО, каждый в меру своих возможностей, и он делал в огромных масштабах, потому говорить сегодня о том, что Латыпов такой-сякой, в период СВО противодействовал государственным интересам? Именно это характеризует Латыпова, а не то, что он два года назад, предупредив следователя и в отсутствии подписки о невыезде, уехал в отпуск в Турцию, — заявила Евгения Гобенко.  

Второй адвокат обвиняемого Андрей Елистратов вновь напомнил суду о том, что его подзащитный в условиях санкций, кроме оказания помощи СВО, совершил большую работу по импортозамещению – открыл в Ульяновске новое производство  газоотопительного оборудования.

В материалах дела есть цифра – порядка 22 млн. рублей – возможный преступный доход не только Латыпова, но и всех 14 обвиняемых. И если уж говорить о соразмерности вины моего подзащитного, то нужно принять во внимание и то, что даже по самым скромным объемам только в 2024 году он направил более 8 млн. рублей на благотворительность.  Плюсом, порядка 3 млн. рублей на поддержку бойцов на СВО, а это уже более 10 млн. рублей, — заявил Елистратов. — Защита считает, что преступление как изначально было экономическим, так и в суде рассматривается как экономическое. В связи с чем хотел бы обратить внимание суда на соразмерность предъявленного Латыпову обвинения и избранной в отношение него меры пресечения.

Бизнесмен Нурали Латыпов доводы апелляционной жалобы своих адвокатов поддержал:  

— Считаю, что полгода в СИЗО достаточно, можно, наверное, и дома мне подождать суда.

Но суд вновь посчитал иначе. Вообще, после того, как следствие вместе с гособвинением отправило в СИЗО 62-летнего ректора ульяновского политеха, на лояльность и объективность при избрали или продлении меры пресечения ульяновской Фемиды можно не рассчитывать. Хотя, бывают и необъяснимые чудеса: свобода под залог для друзей губернатора Русских, обвиняемых в хищении более 35 млн. рублей на рекультивации полигона в Красном Яре, или домашний арест для директора ООО «Фарос» Михаила Киселева, подозреваемого в хищении 40 млн. рублей…