СУ СК не отпустил Латыпова на СВО, а суд – под домашний арест
Предновогоднего чуда для основателя сети магазинов «Погода в доме» Нурали Латыпова сегодня не случилось. Судья Ленинского районного суда Хайруллин три часа (!) совещался наедине с собой в совещательной комнате, но все-таки встал на сторону следствия, продлив бизнесмену заключение в СИЗО еще на один месяц и два дня. Доводы стороны защиты были настолько убедительны, что если бы это был суд присяжных, последние бы хором закричали «Свободу Юрию Деточкину!».
Ленинский районный суд Ульяновска сегодня вновь избирал меру пресечения для Латыпова. Напомним, владельцу сети «Погода в доме» Нурали Латыпову вменяют целый «букет» уголовных статей: от участия в незаконной банковской деятельности — обналичивании средств в составе организованной группы в особо крупном размере (пп. а и б ч.2 ст.172 УК РФ) до создания преступного сообщества (ч. 1 ст. 210 УК РФ, от 12 до 20 лет лишения свободы). Последнюю подтянули с чуть более месяца назад. Вероятно, чтобы не смог воспользоваться законным правом приостановления следствия в связи с уходом на СВО. Хотя, как стало известно Ulnovosti.ru, контракт с Минобороны Латыпов заключил еще в конце августа.
Следователь регионального СУ СКа Екатерина Лашина ходатайствовала о запрете присутствия в заседании прессы, попросив закрыть процесс по причине тайны следствия. Латыпов вместе со стороной защиты и прокуратурой оказались против. Более того, разрешили журналистам фото-видеофиксацию журналистам. Впрочем, как и стоило предположить, ничего сверхсекретного Екатерина Лашина не озвучила. Ее речь была весьма лаконичной и статичной. Следствие упорно трудится, добавляя бизнесмену новых эпизодов и уголовных статей. Из нового: на сегодняшний день их уже шесть. Завершить уголовное дело не успевают, хотят допросить еще 15 директоров неких юрлиц.
— Находясь на свободе, Латыпов может скрыться от следствия, может оказать давление на проходящих по делу свидетелей, подозреваемых и иных лиц. Прошу продлить меру пресечения в виде содержания в СИЗО сроком на один меся и двое суток, — заключила Екатерина Лашина.
— Скажите, за то время, что Латыпов находился дома, он пытался куда-нибудь скрыться? – обратилась с вопросом к следователю адвокат Латыпова Евгения Гобенко.
— Нет.
— Он являлся к вам на допросы по первому требованию?
— Да.
— Он давал показания?
— Да. Заключил досудебное соглашение, но прокуратура посчитала, что он их не выполнил.
— Латыпов добровольно предоставлял документы?
— Да
— А ранее или в период досудебного соглашения он сообщал всю информацию по делу, которую вы запрашивали?
— Да. Он признавался в том, что действительно ведет незаконную банковскую деятельность
— А каким образом Латыпов может помешать расследованию дела, если он будет находиться под домашним арестом, под наблюдением со стороны ФСИН, не будет выходить из дома, не будет общаться ни с кем? Как он сможет оказать давление?
— Скорее всего, будет. Либо на тех, с кем знаком, либо через третьих лиц.
Адвокат Евгения Гобенко заявила, что так и не услышала от следствия причин для изменения меры пресечения для ее подзащитного. Лишь общие фразы: может скрыться, может оказать давление..
— Ответов на свои вопросы, чем он может помешать следствию, находясь под домашним арестом, я так и не получила, — заявила Евгения Гобенко. — За год расследования уголовного дела следствие отдельных лиц так и не установило. Более того, Латыпов на допросе сам вам выдал весь полный список из тех юрлиц, которые просили обналичить деньги. И после этого вы говорите, что он может противодействовать следствию? Доказательство обоснованности нахождения его в СИЗО не представлено. Все доводы следствия носят форму предположения, которые не имеют законную силу. Меж тем есть практика Верховного суда, которая опровергает законность предположений при вынесении решений об избрании меры пресечения. Мне очень бы хотелось, чтобы эта практика, наконец-то, дошла до Ульяновского суда. Следствие должно оперировать достоверными свидетельствами и доказательствами, а не предположениями. Латыпову ранее избирался домашний арест, и следствие само сказало, что он не пытался никуда скрыться. Так на основании чего сейчас вы строите свои предположения о том, что он обязательно скроется?
Тут не выдержал и вставил свои «пять копеек» находившийся за решеткой бизнесмен:
— Помните, Екатерина Юрьевна, когда вы меня допрашивали около четырех часов? Вы тогда мне прямо сказали, что меня в СИЗО посадят. Я после допроса поехал домой, супруге сказал, что меня посадят, взял вещи и поехал в суд. Никуда скрываться я не намеревался. В перерыве суда, когда мы с вами, Екатерина Юрьевна, пошли вместе курить… Вы тогда еще стики курили… Помните, мы вместе курили? Я ж никуда от вас не скрылся. У меня и мыслей таких нет. Буду сидеть дома, помогать воспитывать детей, их у меня четверо, уроки делать.
Далее все происходящее в судебном заседании напоминало финальную картину из фильма «Берегись автомобиля», в котором для следствия Юрий Деточкин — хитроумный преступник, для простого обывателя – Робин Гуд. Перечисление благотворительных дел бизнесмена Латыпова и его компании «Погода в доме» вторым адвокатом Андреем Елистратовым заняло не менее 40 минут. Это более 100 Почетных грамот и Благодарственных писем за организацию многочисленных турниров по футболу как для взрослых, так и детей, оказание спонсорской помощи в проведении соревнований по художественной гимнастике, закупку и предоставление экипировки, спортинвентаря, призов при проведении фестивалей. В том числе, ежегодного популярного фестиваля патриотической песни «От Афгана до Чечни». Среди благодарственных писем: «За развитие тяжелой атлетики», оказание помощи детскому дому «Планета», популяризацию мини-футбола, проведение межрегионального турнира по греко-римской борьбе, Диплом за сотрудничество и развитие футбола в ПФО за подписью Президента всероссийской федерации футбола, благодарности от федераций тхэквондо, кикбоксинга, борьбы и дзюдо за многократную спонсорскую помощь в проведении соревнований, за спонсорскую помощь в организации участия ульяновских спортсменов в Чемпионатах Европы и Азии. Несколько грамот за помощь в восстановлении храма в Арском и проведении ежегодных Арских чтений, спонсорство ко Дню молодежи, за что Латыпову дважды вручали грамоты за подписью Главы города, благотворительная помощь при проведении Дельфийских игр, проведение Марша чистоты по уборки улиц города, открытие Первой лицензионной школы в Ульяновске по фигурному катанию, оказание спонсорской помощи в проведении легкоатлетического праздника, Всероссийских соревнований по бодибилдингу, Кроссу наций… Открытие и полное финансирование во всех районах города детских футбольных команд, расходы на аренду залов, полную экипировку, выезды на соревнования в другие города полностью оплачиваются за счет компании бизнесмена. Сегодня в ней тренируется более 300 детей. Отдельное направление – оказание материальной помощи нашей ульяновской 104 бригаде ВДВ, которую Латыпов и «Погода в доме» доставляли в зону СВО с самого начала ее проведения. Это и моторные лодки, и автомобили, и генераторы, стройматериалы, квадрокоптеры… Все это на миллионы-миллионы рублей.
Весь этот толмут из копий грамот и благодарственных писем суд приобщил к делу. Защита вновь просила изменить обвиняемому Латыпову меру пресечения на домашний арест, аргументируя это тем, что тот признает инкриминируемую ему статьи по обналичиванию денежных средств, самостоятельно излагает обстоятельства совершенных им преступлений, называет фамилии, размер денежных средств, которые выдавались так называемым заказчикам обнала, а соответственно и не собирается скрываться от следствия.
По словам адвоката Андрея Елистратова практически все представители адвокатского сообщества считают, что вменять за экономические правонарушения статью 210 УК РФ необоснованно.
— Коммерческие фирмы не обладают главной отличительной чертой преступных сообществ: их действия не носят насильственный характер, и они не представляют собой повышенной опасности для общества. Приравнивать экономические правонарушения к настоящим ОПГ неправильно, — говорит Елистратов.
Как ни странно, но вынесение решения по, казалось бы, рядовому делу, которое обычно занимает минут 10 для проформы, у судьи Хайруллина заняло целых три часа. Здание суда к его оглашению уже давно закрылось, но чуда для Латыпова не случилось, последний отправился в СИЗО до 1 февраля.