Чт. Май 2nd, 2024

Беззаконные собаки

Впервые Общественная палата Ульяновской области (ОП УО) не пожелала давать положительное заключение на законопроект, подготовленный чиновниками, и отказала Агентству ветеринарии в согласовании законопроекта, которым планируется внести изменения в региональный Закон № 158-ЗО о передаче муниципалитетам госполномочий по обращению с безнадзорными животными, — пишет kommersant.ru. Сам Закон 158-ЗО, устанавливающий правила финансирования работ по обращению с животными, отменен решением суда по иску зоозащитницы Наталии Лазаревой и уже более полугода считается недействующим. Члены ОП УО отмечают, что намерены также провести дополнительное широкое обсуждение законопроекта, которое, судя по всему, добавит новые замечания. О своих претензиях к Агентству ветеринарии ОП УО сообщила в прокуратуру и намерена также известить депутатов ре­гионального заксобрания. Зоозащитники считают, что законопроекту необходимо «самое широкое обсуждение», чтобы не повторять ошибки прошлого. В Агентстве ветеринарии с доводами общественников не согласны.

Как стало известно «Ъ», Общественная палата Ульяновской области отказала региональному агентству ветеринарии в согласовании законопроекта о внесении изменений в региональный Закон № 158-ЗО (от 7.10.2010) о передаче муниципалитетам госполномочий по обращению с животными без владельцев. Об этом ОП УО сообщила в ответ на обращение к палате зоозащитницы Наталии Лазаревой, в котором она просила при обсуждении законопроекта учесть и ее многочисленные замечания по документу. сообщила ОП УО в своем ответе, законопроект уже был рассмотрен палатой, и 18 марта главе Агентства ветеринарии Ульяновской области Нине Пелевиной «было направлено официальное письмо об отказе в согласовании законопроекта в связи с его несоответствием нормам федерального законода­тельства».

Ранее при обсуждении законопроектов Общественная палата иногда сообщала разработчикам документа о своих замечаниях, но, как признают сами члены Общественной палаты, отказ дать положительное заключение и согласовать законопроект — такое происходит впервые.

Закон 158-ЗО, о котором идет речь, регулирует отношения в части передачи муниципалитетам госполномочий по обращению с безнадзорными животными (детализируя основы, заложенные Федеральным законом 498-ФЗ «Об ответственном обращении с животными»). В нем оговорены методика расчетов субсидий на исполнение таких полномочий и перечень основных работ. Согласно Закону № 498-ФЗ (от 27.12.2018), животных без владельцев (собак и кошек) необходимо отлавливать, стерилизовать, вакцинировать, а затем выпускать в среду обитания (принцип ОСВВ); агрессивные и больные животные должны содержаться в приютах для животных пожизненно, эвтаназия запрещена, но может быть применена только для прекращения страданий нежизнеспособных животных при наличии заключения ветеринара. Средства на ОСВВ и содержание животных в приютах должны выделяться из регионального бюджета. Владельцы приютов их получают, заключая на конкурсной основе контракты на исполнение услуги. В конце марта прошлого года ульяновская зоозащитница Наталия Лазарева подала иск в областной суд с требованием признать недействующим региональный Закон № 158-ЗО в связи с допущенными принципиальными ошибками и несоответствием требованиям Федеральному закону 498-ФЗ. Среди замечаний (всего их было 37) в иске указывались отсутствие финансирования пожизненного содержания в приютах животных, которых нельзя возвращать в среду обитания после ОСВВ, непредусмотренность обязательных работ по вакцинации, чипированию и т.д. Одна из главных претензий — бессмысленность формулы расчета субсидий на переданные полномочия. Все это, по мнению зоозащитницы, вело к «хроническому недофинансированию в этой сфере».

Облсуд согласился с основной частью доводов и в мае прошлого года признал закон недействующим. Заксобрание и агентство ветеринарии с решением не согласились, направив апелляционные жалобы, но 3 октября 2023 года апелляционная инстанция согласилась с решением облсуда. В феврале этого года Шестой кассационный суд отказал правительству Ульяновской области, заксобранию и Агентству ветеринарии в удовлетворении кассационных жалоб и оставил в силе решение облсуда.

Между тем уже с октября прошлого года региональный закон не действует. Нового закона, который заменил бы отмененный, до сих пор нет. Лишь 28 февраля этого года Агентство ветеринарии разместило на странице общественной и антикоррупционной экспертизы интернет-портала облправительства законопроект, который должен внести изменения в Закон 158-ЗО. На обсуждение был дан минимально возможный срок — семь дней, включая выходные.

Как пояснил «Ъ» зампред Общественной палаты Владимир Малинин, в согласовании законопроекта было отказано, поскольку Общественная палата выявила принципиальное расхождение с требованиями федерального законодательства: согласно закону 498-ФЗ, приюты обязаны проводить вакцинацию животных, однако региональным законом вакцинация животных от бешенства не предусмотрена. ОП УО направила свои замечания в Агентство ветеринарии, приложив предлагаемый вариант изменений законопроекта. Свои доводы о несоответствии документа федеральному законодательству ОП УО также направила в прокуратуру. Однако агентство не согласилось с палатой, сообщив, что якобы это госполномочия, которые не могут быть переданы в связи с тем, что вакцинация от бешенства идет отдельным федеральным финансированием, этим будет заниматься само агентство, и что если проводить эту вакцинацию за счет средств региона, то это может привести к дополнительной нагрузке на бюджет. Общественная палата, по данным «Ъ», подготовила и направляет в агентство новое письмо, настаивая на необходимости внесения изменений, тем более что выводы ОП УО о том, что именно владельцы приютов обязаны проводить вакцинацию от бешенства, подтвердили и в Минсельхозе РФ. По словам Владимира Малинина, проводить вакцинацию силами специалистов агентства удается в немногих случаях, и чтобы соблюдать требования Федерального закона, ответственные приюты проводят ее за свой счет. «Если не внести в законопроект изменения, то такая вакцинация, как и прежде, ляжет на приюты дополнительной финансовой нагрузкой»,— сказал зампред ОП УО. Он также отметил, что Общественная палата намерена в ближайшее время все же организовать широкое обсуждение законопроекта с приглашением зоозащитников, представителей приютов, Агентства ветеринарии, прокуратуры и т.д. «И такое обсуждение явно добавит к законопроекту немало новых замечаний»,— сказал Владимир Малинин, заметив, что в последующем палата направит весь перечень замечаний депутатам заксобрания, «чтобы не случилось повторения прежних ошибок».

Глава Агентства ветеринарии Нина Пелевина в беседе с «Ъ» не ответила на вопрос, будут ли приняты замечания палаты. «Обсуждать их замечания будем, а вносить их или нет, не знаю. Будем изменять так, как посчитаем нужным»,— сказала глава агентства.

Наталия Лазарева, по иску которой и был отменен региональный закон, сказала, что многие несоответствия прежнего закона в той, или иной мере в документе учтены, но претензий все равно много. Она отмечает, что направила в агентство, а также в Общественную палату и депутатам заксобрания большой перечень замечаний и намерена настаивать «на проведении самых широких обсуждений документа», а затем — повторной общественной и антикоррупционной экспертизы, как того требует федеральное ­законодательство.

«А пока в законопроекте слишком много размытых понятий. В таком виде это правовая неопределенность, а не закон»,— добавила зоозащитница.

Сергей Титов, https://www.kommersant.ru/doc/6617854?from=glavnoe_63

Фото: Общественная палата Ульяновской области