Вт. Дек 3rd, 2024

Феномен Андрея Кильдина: преступление есть, а дела нет

Второй отдел по расследованию особо важных дел во главе с Андреем Кильдиным, явно засидевшимся в своем кресле, в упор не разглядел лоббизма и коррупции в деятельности высокопоставленных чиновников «Ульяновскоблстройзаказчика» и регионального МинЖКХ и строительств при выборе подрядчиков на многомиллионные стройки и капремонт объектов, которые в 2020-2022 годах проходили с одним участником, а победителями которых каждый раз становились лишь «Тандем», «Технология» и ТСНРУ. Если бы не ЦА СК России, самостоятельно расследующий уголовное дело в отношение бывшего замгубернатора области Игоря Эделя, то и это громкое уголовное дело под руководством доблестного майора Кильдина оказалось бы слито. И это несмотря на то, что оба уголовных дела являются звеньями одной коррупционной цепи и фактически имеют общие корни.

Ulnovosti.ru еще три года назад писали о вопиющих нарушениях антимонопольного законодательства в региональной системе госзакупок в строительной сфере. Тогда мы проанализировали госзакупки «Ульяновскоблстройзаказчика» всего за какие-то полгода. Удивительным образом, победителями самых «жирных» из них оказались четыре ульяновские компании: «Ульяновскцентргазстрой», казанское АО «ТСНРУ»,  ООО «Тандем» и «Технология». Общая сумма разыгранных «Облстройзаказчиком» конкурсов – примерно 3 млрд. 224 млн 628 тыс. рублей, из которых почти 2,5 млрд. рублей были разыграны с одним участником и соответствующим падением цены – ноль рублей. А это значит, что ни о какой экономии бюджету, никакой конкуренции речи быть не может.

Из 466 миллионов рублей, выставленных с января 2021 года на аукционы, причем, в 90% случаях муниципалитетами, удалось сэкономить почти 66 миллионов, то есть более 12% от начальной максимальной цены. Из почти 3, 5 млрд. рублей, прошедших через конкурсы, объявленных Ульяновскоблстройзаказчиком – экономия для бюджета составила 2 млн. 950 тысяч. 

На самом деле финты с конкурсами, где победу одерживали определенные, близкие к власти строительные фирмы, чиновники регионального минстроя и «Ульяновскоблстройзаказчика» проворачивали годами еще со времен бывшего губернатора Морозова.  В Ульяновской области все строительные сферы были попилены между основными игроками этого рынка, остальным – крохи с барского стола: либо копеечные муниципальные госзаказы, либо субподряды за откаты в «черную кассу» «Единой России» и так называемый «строительный профсоюз». Схема работала давно и успешно, а Эдель с Большаковым погорели на ней лишь из-за потери чувства страха и разросшихся аппетитов. Об откатах в 10-12% в небольшом Ульяновске знали все. Равно как и о том, что модераторами строительного рынка при распределении подрядов еще со времен Морозова был семейный подряд Алексич-Кротова, собственно говоря, и разрабатывавшие всевозможные схематозы, при которых победы на торгах вне конкуренции одерживали лишь определенные ОООшки.

Всего три маленьких нюанса, включенные в техдокументацию к аукциону, блокировали любую конкуренцию на конкурсах от «Ульяновскоблстройзаказчика». Говоря простыми словами, последний требовал предоставить в составе заявки опыт работы за последний год. Но, во-первых, опыта  столь дорогих торгов, которые обозначены сотнями миллионов или миллиардом при выполнении строительных или капитальных ремонтных работ, ни у кого, кроме «ТСНРУ» или «Тандема» в Ульяновской области не было, да и по России они единичны. Как правило, подобные контракты двух, а то и трехлетние, то есть переходящие из года в год. Ни одна школа, детский сад, ФОК или медучреждение… за год не строятся. И, во-вторых, есть законное Постановление Правительства РФ, где черным по белому написано: опыт фирмы рассматривается до пяти лет. Последнее говорит о стабильности коммерческой организации.

Что касается второго маленького нюанса, обеспечивавшего победу ООО «Технологии» на торгах – это такой критерий, как «оценка заявок на участие в закупке, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в закупке», где предельное необходимое заказчику значение показателя по цене исполненного контракта специально завышалось. По отдельным закупкам более чем в три раза превышало НКМЦ.

Ну, и третьим нюансом был, конечно же, откровенный лоббизм и коррупция. Тот же бывший замгубернатора области Игорь Эдель без стеснения на строительных часах и совещаниях в своем кабинете четко указывал, какая компания какой объект получит. На всех совещаниях присутствовали и тот же Алексич, и его зам Шканов, и Ганин, руками которых, собственно говоря, и проводились конкурсы под конкретного подрядчика. Подрядчики были в курсе, каждый оставался при своем жирном куске, счастливый и довольный. Больше всех счастлив был тот же Артур Фахрудинов, которого новые власти попросили подарить им «Технологию» взамен обеспечения «Тандема» дорогостоящими подрядами.

По сути, проверка, проведенная ФАС России подтвердила незаконность первых двух нюансов, благодаря которым строительные подряды на сотни миллионов, и ценой в более миллиард рублей в Ульяновской области забирали четыре порядчика: «Тандем», «Технология», «ТСНРУ» и «Ульяновскцентргазстрой». Кстати, все фирмы являются конкурентами друг другу, но никогда не выходили на торги, где участвовал кто-то из его конкурентов. Что может говорить лишь об одном: договаривались как между собой, так и с чиновниками, распределявшими дорогостоящие подряды, чтобы не сбивать цену.

 Итогом проверки ФАСовцев стало не только выписанное предписание и штрафные санкции на каждого члена комиссии. По 50 тыс. рублей штрафа выписали председателю комиссии Элле Кротовой — супруге экс-министра регионального строительства  Константина Алексича, номинальному директору Облстройзаказчика Олегу Ганину, который без согласования с тем же Алексичем боялся с кресла встать, не то, чтобы техдокументацию к торгам согласовывать,  и сотрудница организации Мария Горохова. Главным же результатом вполне можно считать вердикт: «Ульяновскоблстройзаказчик» при проведении конкурсов не законно ограничил доступ к участию другим компаниям.

Документы ФАС России попали в Генпрокуратуру, которая потребовала возбудить уголовное дело. Казалось бы, на скамье подсудимых наряду с Эделем просто обязаны были оказаться все те, кто обеспечивал победу на торгах компаниям, работавшим за откаты власти. Как стало известно Ulnovosti.ru, на основании материалов прокуратуры Ульяновской области был возбуждено уголовное дело по ч 1 ст 285 УК РФ (злоупотребление должностными полномочиями). Подозреваемыми по нему на скамье подсудимых должны пойти Константин Алексич с супругой Эллой Кровой, а также Ганин как руководитель «Ульяновскоблстройзаказчика». Но расследованием занялся наш доблестный второй отдел по расследованию особо важных дел во главе с Андреем Кильдиным. Про который говорят: если дело туда попадет, то там и пропадет. Не случайно же ГСУ ПФО забрали уголовное дело по факту недоплаты почти 12 млрд. рублей налогов пивзаводом «Трехсосенский» в Нижний Новгород. Ну, а, глядя на то, как за четыре года расследования с ульяновского спиртзавода «Альфа Люкс» не взыскано ни копейки в бюджет из 6, 6 млрд. рублей задолженности, а его зиц-председатель гуляет на свободе, удивляться в сегодняшнем нулевом результате расследования уголовного дела в отношение троицы чиновников, годами пилившими с нарушением закона федеральные миллиарды на региональных стройках, не стоит. Там, где коррупция и злоупотребление должностными полномочиями были очевидными, для Кильдина оказались невероятными.

Естественно, ни Ганин, ни Алексич, ни Кротова в том, что нарушили закон и обеспечивали победы в конкурсе определенным компаниям на допросах не признались. Не совсем идиоты, чтобы рыть себе яму. Каждый «лепил горбатого», и следствие им поверило. Поверило в то, что тот же бывший директор ОГКУ «Ульяновскобластройзаказчик», а потом министр ЖКХ и строительства области Константин Алексич никакого отношения к торгам не имел от слова вообще. Когда возглавлял «Ульяновскобластройзаказчик» — якобы не имел полномочий давать какие-либо указания по осуществлению деятельности контактной службы и ее функционала. А когда возглавил МинЖКХ, так вообще курировал «Ульяновскобластройзаказчик» исключительно с точки зрения эффективного расходования бюджетных средств. Зуб давал, что вообще не мог повлиять на проведение закупок, способ выбора подрядчика и результат закупки.

Ганин, правда, в ходе следствия признался, что критерии, которые были признаны незаконными и противоречащими федеральному законодательству, придумала супруга Констатина Алексича г-жа Кротова. Кстати, поговаривают, она в схематозах шарит куда лучше своего мужа. Кротова с легкостью смогла убедить отдел по расследованию особо важных дел (!!!) в том, что критерии создавали здоровую конкуренцию. Ганин Кротову естественно поддержал, заявив, что якобы подобные критерии сложились и были приняты не специально. Удивительным образом при подготовке техзадания просто сложилась закономерность: в случае НКМЦ менее 100 млн. рублей указывали показатель оценки наибольшее количество контрактов. А в случае с НКМЦ более 100 млн. рублей – наибольшую цену контрактов. По утверждению Алексича-Ганина-Кротовой, установив данную закономерность, ОГКУ создали отнюдь не ограничение, а здоровую конкуренцию, дав возможность участвовать и побеждать в конкурсах организациям с различным опытом работы. Лоббирование чьих-либо интересов отрицали чуть ли не хором. А железная логика всей этой троицы: если в торгах участвовал единственный поставщик – то ущерб иным организациям не причинен – оказалось лучшей защитой. Про интересы государства, которое в результате полноценных аукционов могло бы сэкономить не один миллион рублей – никто при расследовании данного уголовного дела не задумывался.  

Для отдела по расследованию особо важных дел регионального СУ СКа и г-на Кильдина, видимо, мнение и решение ФАС России о том, что введение предельных значений показателей является недопустимым, а победителями при таких критериях становились либо «Тандем», либо «Технология» оказалось не авторитетными. Не рассмотрели или не хотели расследовать коррупцию там, где от нее за версту тянет шлефом. А что супруга еще одного чиновника Минстроя – Сергея Шканова — все то время, что «Тандем» выигрывал тендеры на миллиарды рублей, в этой же фирме работала бухгалтером якобы на аутсорсинге — тоже случайность? Или все-таки коррупция? Равно как и то, что постфактум своего увольнения из Минстроя тот же экс-министр Константин Алексич вдруг на работе в «Тандеме» оказался.

Уголовное дело, которым можно было бы привлечь к ответственности должностных лиц, чьими руками незаконно были приведены к победе в конкурсах без конкуренции, пара-тройка строительных компаний, закрыто самым главным отделом, стоящим на страже борьбы против государственной власти и в сфере экономики в региональном СУ СКе, руководит которым Андрей Кильдин. Нахапав подрядов, сегодня эти компании сорвали строительство целого ряда проектов, стоимостью на миллиарды рублей. Включая модернизацию очистных сооружений в Ульяновске и Барыше. Региональный СУ СК во главе с генералом Михайловым, получив указание от Александра Бастрыкина, на прошлой неделе возбудился уголовным делом, хотя обязан был сделать это еще полтора года назад. Именно тогда вышел наш первый материал о хищениях и незаконном конкурсе по выбору подрядчика данного объекта.