Пн. Янв 20th, 2025

Финал ликвидации нефтезагрязнения Винновской рощи: уголовное дело и возврат федеральных средств

Реализация национального проекта «Экология» в Ульяновской области командой губернатора Русских провален. Федеральные деньги попилены, украдены, проекты не доведены до конца и завершаются громкими уголовными делами. Будь-то рекультивация мусорного полигона в Красном Яре или строительство очистных в Барыше. 2024-ый год завершается еще одним громким скандалом в отношение последнего проекта – Винновской рощи. Как стало известно Ulnovosti.ru, в недрах регионального УМВД возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий и хищении федеральных денежных средств. Пока по ч 3 ст 159 УК РФ, то есть в крупном размере, который имеет все шансы дорасти до особо крупного, вылившись в десятки похищенных миллионов федеральных средств. Более того, ФГБУ«Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» вынесло отрицательное заключение по итогам выполненных работ. Последнее означает, что ООПТ «Винновская роща» из Госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, исключено не будет, а Ульяновская область обязана вернуть в федеральный бюджет 196 миллионов рублей.

Ни один из объектов, на которые выделялись федералами средства в рамках федерального нацпроекта «Экология», в Ульяновской области не обошелся без скандалов. Как и следовало ожидать, исключением не оказалась и Винновка, проект очистки которой еще до начала реализации многие называли ничем иным, как аферой по отмыву федеральных денег. Против его реализации выступала не только общественность, но и ульяновский профессор кафедры биологии и химии УлГПУ Андрей Масленников, считавший, что проект необходимо корректировать, потому что в этом виде он может нанести «еще больший ущерб». По его мнению, нефтепродукты уже почти прекратили просачиваться, а сама природа уже самостоятельно начала бороться с загрязнением. Как заявлял Андрей Масленников, выемка грунта может привести к дальнейшей деградации экосистемы, которую будет трудно восстановить, и лучше использовать биологические методы ликвидации нефтепродуктов. И самое главное — надо устранить первопричину — попадание нефтепродуктов из подземной линзы, которую до сих пор не нашли.

Аналогичного мнения придерживался и  кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры зоологии УлГПУ Михаил Корепов, заявляя, что «Винновская роща, как и любая другая экосистема, так или иначе, способна справляться с загрязнениями.

«Сейчас там все визуально растет, живет. Пусть это называют заменой, но по факту произойдет полное уничтожение пойменного и придонного слоя, и нам никто не гарантирует, что это не повторится. В результате не решив первопричину, мы можем получить две проблемы – нарушить экосистему и допустить новое загрязнение», – говорил Корепов.

Но как это обычно случается: бабло и стоящие за ним интересанты в очередной раз победили разум. Подрядчик – димитровградское ООО «Димстройинвест», у которого до Винновки вообще не было опыта работы по ликвидации накопленного вреда, начал вырубку в роще, прокладку бетонных плит даже несмотря на то, что Центральный аппарат Росприроднадзора четыре раза отклонял план производственных работ (ППР).  ликвидации объекта накопленного вреда, а все обещания ответственных за рекультивацию Винновки проводить здесь работы вручную и без вырубки деревьев, были просто слиты. Итог, на территорию ООПТ заехала техника, вырублены примерно под полтысячи деревьев, а срыв сроков исполнения госконтракта зафиксирован еще в ноябре прошлого года.

Кстати, судя по истории компании-подрядчика – она далеко не простая и не просто так, а явно по чьей-то протекции сверху появилась на объекте, стоимостью в более 250 млн. рублей. Связана с саплевско-спортивной братвой, за которой стоит областная федерация кикбоксинга во главе с депутатом Гордумы Владимиром Шеяновым и представителем этой же федерации в Димитровграде, по совместительству тоже депутатом местной Гордумы Алексеем Трифоновым. Оба до недавнего времени значились в учредителях ООО «Димстройинвест». Все работы завершить подрядчик должен был к ноябрю прошлого года. Из работ — очистка ручьев, устроиство водоочистной установки, обустройство поймы ручьев, вывоз загрязненного грунт на утилизацию, его замена на новый, очистка пруд от донных отложений и его полное благоустройство.

Заметим, что согласно техдокументации к аукциону, из порядка 250 миллионов бюджетных средств половина – примерно 120 миллионов закладывалась как раз на вывоз и утилизацию загрязненного нефтепродуктами грунта. По сообщению источника Ulnovosti.ru, именно с выполнением этого вида работ связано возбужденное по материалам доследственной проверки уголовное дело.

По имеющейся информации, весь загрязненный нефтепродуктами грунт должен был вывозиться  на территорию заволжской компании ООО «Польза» по адресу 34-й проезд Инженерный. За оказанные услуги по утилизации 28 000 тонн загрязненной земли ООО «Польза» должно было получить 119 миллионов. При этом, согласно проекту был предусмотрен вывоз порядка 23 тонн на сумму примерно 97 миллионов. Как это обычно бывает, никто грузовики с землей не считал, не говоря уже о том, что увеличение объема вывоза грунта подразумевает под собой новую госэкспертизу. Которой, судя во всему, опять же, не было.

Посчитали в грузовиках. Даже с учетом загрузки самых больших 20-тонников землей, получается, что из Винновки всего за полгода – с июня по декабрь 2023-го — подрядчик должен был вывести 1 тысячу 400 больших КАМАЗов, и столько же завести! А это вереницы грузовиков с землей, которые никто не видел.

Более того, все эти 1 тыс.400 КАМАЗов земли ООО «Польза» должно было обезвредить на своей термодеструкционнной установке Фактор ТДУ 500, предназначенной для термической утилизации нефтешламов и замазученных грунтов. Согласно техническим характеристикам установки, на последней можно обезвредить от 200 до 1200 кг загрязненного грунта в час. Методом математического подсчета даже при непрерывной работе установки в сутки на ней можно очистить примерно 28 тонн. То есть на то, чтобы обеззаразить 28 тыс. тонн загрязненной нефтепродуктами земли, компании потребовалось бы тысяча суток! А это три года работы установки в круглосуточном режиме. Но так не бывает, нужно время на загрузку – выгрузку, выходные-праздничные, обслуживание установки…. С учетом того, что в компании, согласно размещенной на сайте rusprofil.ru информации, числится трое человек – даже за три года уложиться не реально, это смешно. Зато найти похищенные миллионы вполне реально.

Сегодня у многих инициаторов этого проекта от страха трясутся руки, и, собственно говоря, есть от чего: нефтяные ручьи как текли, так и продолжают течь по Винновке. Конечный результате не достигнут.

Все ответственные, кто в Минприроды продвигал эту аферу,  уже там давно не работают.  Загородников Рахматулина, Кирпичников, кураторы от Минприроды в правительстве Когтев, Вашенцев…. Все эти личности исчезли с горизонта к моменту окончания работ, полностью отстранившись от ответственности. И только один эколог-коммерсант Левитас пытается защитить свой проект, на который он же и делал экспертизу. Ищет причины, новые очаги заражения и новые деньги. Ждет, когда заработает система очистки, на содержание которой только на один квартал нужно 3 млн. рублей, в год – примерно 12.

Меж тем, как стало известно Ulnovosti.ru, ФГБУ«Центр лабораторного анализа и технических измерений по Приволжскому федеральному округу» вынесло отрицательное заключение по итогам выполненных работ в рамках исполнение госконтракта на 256 млн руб. по устранению накопленного вреда от нефтепродуктов в ООПТ «Винновская роща». Последнее означает, что загрязнение не устранено, а часть работ не соответствует проектным. С такими показателями Винновская роща из Госреестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, исключено не будет.  Для команды губернатора Русских и Ульяновской области, находящейся в реестре шести российских регионов, которые полностью провалил нацпроект «Экология» — это очередная «бомба», последствиями «взрыва» которой станет обязанность вернуть 193 млн федеральных денег, выданных региону на условиях софинансирования.