Пн. Янв 20th, 2025

Исмаилов банкротит МУП «УльГЭС»

Исковое заявление в Арбитражный суд с требованием банкротства стратегически важного для Ульяновска МУПа – это уже не предостережение со стороны энергосбытовой компании как случалось ранее, а реальный шаг, который может привести к краху по принципу домино целого ряда других муниципальных предприятий, связанных с городской системой ЖКХ. Похоже, что на этот раз спасать «УльГЭС» от долгов власть не собирается. Более того, своими действиями накидывая удавку на шею МУПа, с потрохами сдает предприятие и его имущество в руки двух монополистов – «Ульяновскэнерго» и «Россетям», хотя спасение от банкротства лежит на поверхности.    

Арбитражный суд Ульяновской области принял к рассмотрению исковое заявление АО «Ульяновскэнерго» к МУП «УлГЭС» с требованием его банкротства и суммой долга в более 134 миллиона рублей. Первое заседание по иску состоится уже 19 декабря, но вот принимать экстраординарные меры ни мэр города Александр Болдакин, ни глава региона Алексей Русских, по всей видимости, не собираются.

Меж тем, решение проблемы лежит на поверхности: это срочное возвращение многомиллионной суммы необходимой валовой выручки в оборот предприятия, которую Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области недодавало на протяжении последних трех лет, по сути, самостоятельно вводя предприятие в банкротство. К слову сказать, недодавали требуемое в полном объеме НВВ МУПу как минимум последние десять лет, но в этом году предприятие наконец-то вышло в Ульяновский областной суд с требованием отмены Приказа Агентства о тарифном регулировании за 2024 года, которым исключались якобы необоснованные тарифы на сумму в порядка 150 миллионов рублей за три последних года. Опротестовывали сразу пять (!!!) нормативных актов, которыми Агентство планировало оставить муниципальное предприятие «без штанов». В итоге, юристы МУПа выиграли не только в Ульяновском областном суде, но и в апелляционной инстанции в Нижнем Новгороде, доказав, что за последние три года предприятие недополучило в виде необходимой валовой выручке порядка 260 млн. рублей.

Как стало известно Ulnovosti.ru, распределение тарифов между электросетевыми компаниями в регионом Агентстве по регулированию цен и тарифов на прошлой неделе проходило под чутким контролем представителей «Россетей», а делиться деньгами явно не в интересах последнего. Одно дело – вернуть незаконно недоданные, а, по сути, украденные у МУПа за последние три года примерно 260 миллионов сразу, другое – размазать их в течение всего следующего года. А еще лучше, — ближе к концу, когда «Ульяновскэнерго» уже поставит своего конкурсного управляющего на «УльГЭС». Такое решение – прямой путь к банкротству, но, по всей видимости, именно такова на сегодня позиция Агентства во главе с г-жой Добровольской.

Порядка 750 млн. рублей на 2025 год и плюсом к ним примерно 260 млн. рублей НВВ, но выданных в этом и первом квартале 2025 года,  выигранных по суду — сумма – колоссальная для предприятия, возвращение которой вполне могло бы сейчас решить проблему банкротства. Но возникает стойкое ощущение, что отдельным лицам в облправительстве, участвующим сегодня в переделе регионального рынка электросетевого хозяйства в сговоре не только с «Россетями», но и с «Ульяновскэнерго», спасение «УльГЭСа» не выгодно. Либо, как вариант, не понимают всей сложности и скандальности ситуации.

«Ульяновскэнерго» на этот раз, по всей видимости, настроено действовать жестко, поставив своего конкурсного управляющего на предприятие, и не готово вновь возвращаться к каким-либо рассрочкам и договоренностям по возврату долгов. При таком раскладе ситуация просчитывается на раз-два. Установление контроля «Ульяновскэнерго» над МУПом – это, во-первых, наложение ареста на все счета, имущество и дебиторскую задолженность предприятия. То, к чему энергосбытовая компания шла долгие годы. И не столько из-за долга в чуть более 130 миллионов рублей, сколько по причине давней, уже просуженной вплоть до Верховного суда задолженности города Ульяновска долгу в размере 900 млн. рублей. Речь идет, напомним, о долге, который образовался в период с 1999 по 2001 год, когда компания «Ульяновскэнерго» еще являлась поставщиком тепловой энергии. Долги, перед которым накопило МУП «Городской теплосервис», являвшимся кредитором ДЕЗ. В 2015 году «Ульяновскэнерго» выкупило его у ДЭЗ за 500 миллионов долг, а уже в 2018-ом начало требовать с города почти миллиард. Решением арбитражных судов город Ульяновск привлечен по этому долгу двадцатилетней давности к субсидиарной ответственности. Три года назад региональное УМВД возбуждало уголовное дело по факту попытки хищения денежных средств, принадлежащих МБУ «ДЕЗ», путем обмана и предоставления недостоверных актов сверки (159 УК РФ), но перспективы его завершения и передачи в суд пока не просматриваются.

С вероятностью до 100% одновременно свой шаг в рамках банкротства предпримут и «Россети», получившее официальный статус СТСО. Последнему в связи с банкротством МУПа сначала в управление, а затем и в собственность уйдет все сетевое хозяйство предприятия. Таким образом, у «Россетей», а вернее сказать, у ее «дочерней компании» — ФСК, перед которой у МУПа тоже огромные кредиторские обязательства, на пару с «Ульяновскэнерго» появляется великолепный шанс опротестовать в рамках банкротного процесса сделку по выводу электросетевого хозяйства в МУП «Горсвет», признав ее незаконной, забрать сети, а одновременно и закрыв существующие долги.

Стоит предположить, что банкротный процесс затронет не только «УльГЭС», но и все остальные МУПы, включая «Ульяновскводоканал», долг которого перед предприятием составляет 169 млн. рублей. Выйти к последнему с требованием банкротства тоже не составит труда, а тот в кредитах как в шелках. Следом под банкротство из-за долгов попадут и другие МУПы. 

Банкротство «УльГЭС» – это принцип домино, но кое-кто во власти, по всей видимости, этого  просто недопонимает, подыгрывая коммерсантам. Удивительно, что не понимает этого и сама руководитель Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области Галина Добровольская. Казалось бы, как бывший начальник ФССП г-жа Добровольская должна вполне трезво оценить и свои собственные перспективы. К примеру, привлечение ее в рамках банкротного производства со стороны какого-нибудь кредитора к субсидиарной ответственности как контролирующее должностное лицо, которое своими действиями, в случае размывания тарифного долга перед «УльГЭСом» на весь 2025 год, наносит ущерб МУПу.

Времени спасти МУП, сохранив коллектив из порядка 600 рабочих, еще есть, но его катастрофически мало.