Ср. Май 1st, 2024

О новом генплане. Много пурпурного, мало сиреневого, недостаточно изумрудного

Согласно Градостроительному кодексу РФ, генплан города – это один из ОСНОВНЫХ ДОКУМЕНТОВ территориального планирования, определяющих градостроительную политику. Основанием для разработки генплана является Техническое задание, предоставленное заказчиком. Заказчиком актуализации Генплана и Правил землепользования и застройки г.Ульяновска является Министерство имущественных отношений и архитектуры Ульяновской области. От качества Техзадания на проектирование зависит качество разрабатываемого документа. В каком формате и с кем обсуждалось Техзадание к Генплану – неизвестно. В среде профессиональных архитекторов такого обсуждения не было.

Также не было встреч и с проектировщиками «Красноярскгражданпроекта» (разработчик генплана), не было и поэтапного обсуждения графических материалов, за исключением одной неформальной встречи на Комиссии по градостроительству в сентябре 2023 г., где архитекторами были высказаны ряд замечаний. Учтены они или нет, опять же, неизвестно.

Как обещают СМИ, скоро нам всем предстоит этот документ увидеть и, быть может (а может и не быть), обсудить.

Проанализировать новый генплан города – сложная задача, требующая большого количества времени и наличия градостроительных, архитектурных, инженерных и правовых знаний.

Несколько слов навскидку…

ПУРПУРНЫЙ

Первое впечатление от основной графической схемы генплана – обилие пурпурного цвета, обозначающего зоны смешанной ЗАСТРОЙКИ.

Новая застройка появилась:

— на рекреационных зонах вдоль р.Свияги по ул.Шолмова,

— на территории парка «Чёрное озеро»;

— на части бывшей территории Суворовского училища (ниже ул.Л.Толстого);

— в пойменной части р.Свияги при впадении в неё р.Сельдь (пос.Сельдь);

— большой массив в пойменной части р.Свияги — параллельно ул.Фасадной в сторону р.Свияга — без дорог, общественных зон и озеленения;

— на участках сталинской застройки по улицам Автозаводской, Доватора;

— огромные массивы южнее, юго-западнее и западнее окружной трассы М-5 (п.Плодовый, с.Луговое, с.Баратаевка) — без дорог, общественных зон и озеленения;

— вдоль пр.Нариманова;

— на Нижней и Верхней Террасах;

— вдоль ул.Академика Трёшникова в водоохранной зоне р.Волги;

— по пр.Авиастроителей, проект которого «обсуждался» на Градостроительном совете только 28.02.2024 г., но внесён в генплан почти годом ранее;

— на участках шумового воздействия от аэропорта, и др.

Т.е., для строительства жилья появилась масса территорий. Основные направления: правобережье – юго-западное, северо-западное; левобережье – восточное направление.

Но, в отличие от жилья, развитие НОВЫХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ЗОН и новых парковых пространств генпланом НЕ ПРЕДУСМОТРЕНО!

Ульяновский регион сильно отстал в вопросах градостроительства. Вектор социального развития страны уже изменился в сторону формирования комфортной среды проживания – с детскими садами и школами в пешеходной доступности, поликлиниками, общественными пространствами, парками и т.п. В Ульяновске же новый генплан ориентирован исключительно на строительный бизнес без учёта баланса интересов всех жителей. 

СИРЕНЕВЫЙ

Сиреневым цветом в новом Генплане обозначены существующие зоны специализированной общественной застройки (отдельно стоящие здания и группы зданий общественного назначения). Проектируемые сиреневые зоны на чертеже отсутствуют.

Подчеркну, что развитие города, как показано на схеме генплана и в условных обозначениях, НЕ ПРЕДПОЛАГАЕТ новую ОБЩЕСТВЕННУЮ застройку! И это ещё один признак неактуальности генплана к современным реалиям.

В июле 2023 г. на одной из Комиссий по градостроительству рассматривался довольно основательный труд — Комплексное аналитическое исследование потенциала развития Ульяновско-Димитровградской агломерации (на 169 страницах), выполненное «Урбаникой». В работе, вместе с другими исследованиями, были представлены 3 сценария развития г.Ульяновска:

  1. Компактный город – редевелопмент промплощадок, ВУЗовский кампус, экопроизводства в промышленных зонах, модернизация авиа- и строительных отраслей.
  2. Большой Ульяновск – КРТ (комплексное развитие территорий), индустриальные парки, удобная сеть общественного транспорта по всей территории, освоение новых территорий по берегам р.Волги и создание новых городских центров.
  3. Два города в одном – двухъядерная система (Исторический центр и Новый город) с доращиванием общегородских функций, ВУЗовский кампус в левобережье, индустриальное развитие на существующих промплощадках, мало- и среднеэтажная застройка в целях создания комфортной среды проживания.

Ни одной из этих моделей, увы, проектировщики Генплана не воспользовались. Нет на чертеже ни нового ВУЗовского кампуса, благодаря которому, как спрогнозировала «Урбаника», население может увеличиться на 3-4%; ни новых общественных подцентров в районах города, которые способствовали бы улучшению комфорта проживания населения.

Т.е., в новый Генплан города не заложено НИКАКОЙ ИДЕИ ЭВОЛЮЦИИ ГОРОДА как развивающейся системы социально-функционального расселения жителей и создания комфортной среды проживания.

К сожалению, и ранее разработанная Транспортная схема, и проект развития набережной р.Свияги, а теперь ещё и предложения по развитию Ульяновско-Димитровградской агломерации ушли в «корзину». Оплаченные регионом труды различных специалистов снова не нашли применения.

Парадоксально также и то, что Стратегию социально-экономического развития региона планируется разработать вдогонку уже почти законченному генплану, хотя она должна была быть ОСНОВОЙ документа территориального планирования.

От такого хаоса в градостроительной документации и непоследовательности их разработки комфортная среда проживания граждан уж точно не появится.

ИЗУМРУДНЫЙ

Красивым изумрудным цветом в новом Генплане обозначено озеленение. Экологическая составляющая генплана города – это одна из наиболее больных тем, в прямом и переносном смысле. По данным ВОЗ 20% здоровья человека зависит от экологии той местности, в которой он проживает.

Но количество озеленённых пространств на новом генплане значительно уменьшилось. Проектные решения генплана минимизировали или уничтожили совсем зоны рекреационного назначения:

— исчезли городские бульвары по ул.Гончарова, Новому Венцу, пр.50-летия ВЛКСМ, ул.Автозаводской, ул.Камышинской, ул.Волжской и др.;

— озеленение пойм рек Свияга, Сельдь и др.;

— санитарно-защитные зоны от магистралей, ж/дорог, предприятий;

— охранные зоны ЛЭП;

— фрагментарно прибрежные полосы водных объектов, и т.п.

Озеленение города, являющееся неотъемлемой характеристикой его благополучия, из СИСТЕМНОГО превратилось в дискретное, рваное, фрагментарное. 

ул.Гончарова без озеленённого бульвара

РЕКА СВИЯГА

Городу Ульяновску повезло, что в правобережье имеется внутренняя река, долина которой выполняет аэрационные и рекреационные функции.

Городу Ульяновску повезло, что р.Свияга имеет причудливую конфигурацию с озёрами, прудами, болотцами, что является экологическим и визуальным богатством правобережья.

Городу Ульяновску НЕ повезло, что региональным природным достоянием хотят распорядиться так недальновидно.

Казалось бы, чего проще – террасировать долину реки, сохранив её природную составляющую, включая ООПТ«Свияжская эколого-рекреационная зона», высадить дополнительное озеленение и организовать вело-пешеходный променад со спортивными и детскими площадками. Тем более, что есть Федеральная поддержка благоустройства набережных. А впоследствии эти озеленённые общественные пространства наполнить услугами малого бизнеса (общепит, прокат и др.), что также будет являться позитивным фактором в развитии областного центра.

Вместо этого берега реки планируется отдать на откуп строительным инвесторам, которым, по словам одного из них, достаточно 8-ми метровой бетонной набережной, отгороженной от реки высокой подпорной стеной. А дальше – забор и частная закрытая территория…

Надо отметить, что проект «Новая жизнь-3», уже имеющий место на чертеже генплана, был внесён в него задолго до общественных обсуждений этой территории, которые проходят в настоящее время. 

Общие градостроительные принципы развития прибрежных территорий давно сформулированы и известны.

Пример 2-х уровневой набережной с общественными пространствами и доступом к воде

Приоритетная цель развития прибрежных территорий — социальная. Набережные – слишком ценный городской актив, чтобы позволить девелоперам диктовать условия их обустройства. В основе преобразований «Свияжской эколого-рекреационной зоны» должна лежать идея набережной как ОБЩЕСТВЕННОЙ и ПРИРОДНОЙ ЦЕННОСТИ города.

Схема «Бизнес нам поможет» (по аналогии с лозунгом 90-х годов «Заграница нам поможет») не работает. Бизнес высасывает из земли и её природных ресурсов всё и даже больше, невзирая на ст.9 Конституции РФ:

1. Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

ТРАНСПОРТНАЯ СХЕМА

Ключевым элементом генплана города являются объекты транспортной инфраструктуры – СИСТЕМА автомобильных дорог (федеральных, региональных, местных) вместе с мостовыми переходами;  железных дорог, водных и воздушных путей; ТПУ (транспортно-пересадочные узлы), включая все виды вокзалов, станций и привокзальных комплексов.

Судя по новой схеме генплана, в ближайшие 15-20 лет (срок, на который рассчитан генплан) дороги, вместе с автомобильными пробками, останутся теми же.

Трасса М-5 фактически становится внутригородской. А новая окружная дорога западнее с.Баратаевка, с.Кувшиновка, с.Луговое трактуется в условных обозначениях схемы как муниципальная (?).

В таком случае каков статус в перспективе Центрального аэропорта – внутригородской?

Таинственный выгрыз вблизи д.Михайловка на схеме старого генплана перекочевал в новый, где планируемая окружная автомобильная дорога прерывается.

На схеме транспортной инфраструктуры «потерялись» существующие автовокзалы и железнодорожные станции, априори являющиеся транспортно-пересадочными узлами (ТПУ). Но появились три (?) новых причала (объекты федерального значения) между волжскими мостами в правобережье, причём, не соединённые между собой и городом дорогой соответствующей категории.

Также не отражена и необходимость размещения удерживающего контрбанкета между мостами, по которому могла бы пройти дорога. Перераспределение транспортных потоков со старого моста на  нижний ярус нового при почти ежедневных автомобильных пробках — суперактуальное для города.

Во внутренней структуре города взору представлены восемь ТПУ:

ТПУ 1 — около вещевого рынка по ул.Московское шоссе (автомобиль + трамвай);

ТПУ 2 — на пересечении ул.Шевченко и ул.Ж.Дивизии (автомобиль + трамвай);

ТПУ 3 — вблизи ул.Хваткова и ул.Ефремова (?);

ТПУ 4 — на пересечении пр.Нариманова и ул.Юности (автомобиль + трамвай) – вероятно, на месте бывшего трамвайного кольца, а ныне — недавно построенного нового входа в парк «Победа»;

ТПУ 5 — на ул.Гая около ул.Обувщиков (автомобиль + трамвай);

ТПУ 6 — на ул.Академика Павлова;

ТПУ 7 — на пересечении пр.Туполева и пр.Созидателей (автомобиль + троллейбус);

ТПУ 8 — на пересечении ул.Вр.Михайлова и ул.Оренбургской (автомобиль + троллейбус + трамвай).

Чаще всего ТПУ размещены на трамвайных разворотных кольцах, что делает их малофункциональными и никак не связанными с внешним транспортом для использования рычагов агломерационных процессов, предложенных «Урбаникой».

Много вопросов и по маршрутам общественного транспорта:

— новая ж/д ветка ведёт из ниоткуда в никуда;

— не предложены планировочные идеи по ликвидации автомобильных пробок (дублирующие магистрали и др.);

— не понятны решения (точки притяжения) по маршрутизации новых трамвайных линий, в том числе, появившиеся в левобережье;

— недостаточно линий общественного транспорта на Нижней Террасе, и т.п.

Удивляют и предложения по некоторым магистральным перекрёсткам. Так, реконструируемое в настоящее время автомобильное кольцо на западном выезде из города в сторону аэропорта показано как планируемая разноуровневая развязка. А находящийся всего лишь в полукилометре от неё выезд с ул. Камышинской на трассу М-5 показан как кольцевое пересечение, усложнённое трамвайным кольцом.

И эти недоумения только навскидку…

Складывается впечатление, что городу выгоден такой непродуманный, разрабатываемый в секретности генплан. Чтобы, как и сейчас, градостроительную сферу оставить в «серой зоне»; постоянно вносить изменения в генплан, нарушая какую-никакую системность документа; провоцировать точечную застройку; продолжать уничтожать зелёные легкие города.

Примечание: Краткий анализ нового генплана города выполнен на материалах, предоставленных СМИ.

Ирина Владимирова, архитектор, эксперт ЦОК Национального агентства развития квалификаций

Фото: yablor.ru/blogs/ulyanovsk-s-visoti-rodina-lenina/7104488