«Умные весы» для «умного региона». В Казани за 46 миллионов, в Чечне за 30, Ульяновске – за 128!
«Сравнительно честных» способов отъема чиновниками денег у государства можно насчитать столько, что позавидует Остап Бендер. Это и инвестиционные проекты, и распил бюджетных средств благодаря завышенным сметам…
Сегодняшний материал Ulnovosti.ru – об очередной схеме возможного воровства бюджетных средств.
Речь идет о лизинге, благодаря которому ульяновские власти уже до конца этого года планируют внедрить на трассах автоматическую систему весогабаритного контроля. Региональный Департамент автомобильных дорог объявил аукцион невиданной щедрости, с начальной максимальной ценой аж в 642 млн. 441тыс. 801 рубль: http://zakupki.gov.ru/epz/order/notice/ea44/view/common-info.html?regNumber=0168200002419007404 .
Бюджетные средства на покупку и установку автоматизированных систем весогабаритного контроля движения транспортных средств (АСВГК) выделены в рамках нацпроекта «Безопасные и качественные автомобильные дороги». В общем-то цель установки подобных пунктов весового контроля, казалось бы, благая – сохранить по максимуму муниципальные дороги, установив контроль за большегрузами, которые, чтобы минимизировать свои затраты на оплату роттенберговской системы «Платон», стали объезжать федеральные трассы. Напомним, штрафы за перегруз грабительские — от 150 тыс. до 500 тыс. рублей, но они – источник пополнения регионального дорожного фонда.
Установить пять АСВГК региональные планируют на следующих региональных трассах:
1. Димитровград-Узюково-Тольятти Мелекесского района
2. Ульяновск-Димитровград-Самара-Старая Майна-Матвеевка-граница Старомайнского района
3. Инза-Оськино-граница области Инзенского района
4. Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области Тереньгульского района
5. Солдатская Ташла-Кузоватово-Новоспасское-Радищево-Старая Кулатка-граница области
Согласно аукционной документации, установят АСВГК уже до 31 декабря 2019 года. Расплачиваться же с лизингодателем будут вплоть до 2024 года, начиная со следующего года. Здесь же, в аукционной документации можно найти и то, как высчитывалась сумма, которую региональные чиновники направляют на оказание услуг по финансовому лизингу. За основу взяты предложения трех анонимных лизингодателей, из которых, собственно говоря, и выбрано наименьшее предложение. Как видим, вроде бы все законно. Если бы не несколько огромных «НО» во всей этой закупке.
Первое, что насторожило редакцию Ulnovosti.ru, — это беспрецедентно огромная сумма объявленного аукциона в 642 млн. рублей. Рабочие функции у абсолютного большинства производимых в стране АСВГК практически одни и те же: это регистрация всех фактов проезда большегрузов в режиме безостановочного движения ТС, без снижения их скорости и стеснения транспортных потоков, автоматическая фиксация фактов нарушений ПДД РФ, в части несоблюдения установленного скоростного режима, выезда на полосу, предназначенную для встречного движения, и движения по обочине всех ТС, проходящих через зону контроля Системы; автоматическая передача информации обо всех фактах проезда ТС, в том числе с признаками нарушений правил движения ТКТС и ТС, по защищенным каналам связи; определение нарушений правил движения ТКТС в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами и регламентами Министерства транспорта Российской Федерации и МВД России; сбор данных о соблюдении, установленных действующим законодательством Российской Федерации ограничений в области перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов…
Система должна автоматически выявлять все нарушения в области перевозки крупногабаритных и (или) тяжеловесных грузов, и передавать все данные в центр обработки данных. Кроме того, система позволяет создавать и вести базы данных нарушений перевозок крупногабаритных и/или тяжеловесных грузов на автомобильном транспорте, передавать автоматически информацию о фактах проезда с признаками нарушений ПДД РФ… Время хранения сведений в базе данных подсистемы составляет:
— пять лет – о выявленных административных нарушениях;
— три месяца – о проходящем через зоны контроля комплексов потоке транспортных средств
— 10 суток – информация с камер видеонаблюдения за местом установки оборудования комплексов.
Ничего нового и сверхъестественного в автоматизированных системах весогабаритного контроля движения транспортных средств нет. Но, судя по анализу госзакупок с приобретением подобных АСВГК, к примеру, в ближайшем Татарстане, информация шокирует не нас одних.
Наши соседи с 2017 года устанавливают на региональных трассах подобные системы весового контроля. Но суммы, которые значатся в аукционных документациях, куда меньше стоимости объявленного ульяновским департаментом автомобильных дорог аукциона. Согласно данным сайта госзакупок, в 2018 году на создание сети «умных весов» (то есть на строительство первых четырех пунктов) было потрачено около 187 млн рублей, в 2019-м еще столько же весовых постов обошлось бюджету РТ в 175 млн рублей.
Отметим, что в обоих случаях победителем тендера стало ООО «Казань-Телематика». Компания, одним из учредителей которой является владелец «Платона» Игорь Роттенберг, зарегистрированная в 2015 году в Татарстане. Здесь же, собственно говоря, и производятся автоматизированные системы весового контроля. Выручка ООО «Казань-Телематика» составила 2,6 млрд рублей, показав чистую прибыль в 566 млн рублей.
Журналисты Ulnovosti.ru проанализировали техническую документацию к последнему аукциону, заказчиком которого выступило Татарстанское ГБУ «Безопасность дорожного движения». Предъявленные к самим комплексам характеристики – практически один в один совпадают с теми, что выставлены в аукционной документации Департаментом автомобильных дорог Ульяновской области. При этом Татарстан закупил 4 комплекса «умных весов» для своих региональных дорог. Правда, два из них рассчитаны на двухполосную, еще два – на четырехполосную дорогу, где, соответственно, количество некоторых датчиков в два раза больше. Ульяновская область закупает 5 комплексов, но все – для двухполосных дорог. Зато каков разбег в ценах!
Судя по техдокументации и сметам, размещенным к аукциону в Татарстане, стоимость одного АСВГК, поставка, установка, ввод в эксплуатацию на автомобильных дорогах Республики Татарстан четырех комплексов аппаратно-программных автоматических весогабаритного контроля «Бизмен 7» составляет 147 млн. рублей. То есть по 36 млн. 750 тыс. рублей за штуку. В оставшиеся 40 млн. рублей от цены контракта входит организация технической возможности предоставления доступа к услугам связи по оптоволокну и устройство сети систем весового контроля, плюс непредвиденные расходы.
Кстати, в Чечне стоимость «умных весов», судя по анализу госзакупок, обошлась республиканскому бюджету в 32 млн. рублей, в Карачаево-Черкессии – в 30 млн. рублей.
Стоимость одного приобретенного АСВГК в Тыве и вовсе 19 млн. 800 тыс. рублей. Белгородская область за пять приобретенных комплексов заплатила 190 млн. рублей. То есть опять же по цене, близкой к тем АСВГК, что закуплены в Татарстане — 30-40 млн. рублей за один комплекс. В связи с чем вполне логичной для аукциона, организованным ульяновским департаментом автодорог, рулит которым г-н Холтобин, была бы цена в 233 млн. 750 тыс. рублей за пять «умных весов». Тогда откуда эта дикая сумма в 645 млн. рублей, и кто те лизингодатели, коммерческие предложения которых сравнивали организаторы аукциона?
Узнать это может лишь следствие и УФАС, куда Ulnovosti.ru отправили запросы на проведение проверки по фактам, изложенным в публикации. Хотя не стоит исключать и того, что наши доблестные следователи никаких фактов коррупции и завышенных цен могут не найти. Причина лежит на поверхности: Ульяновская область закупает не оборудование и его установку, а лизинг. Чиновники облправительства сделали все от них возможное, чтобы придать данной сомнительной закупке черты законности. Об эффективности расходования в данном случае речи и не идет.
Традиционно финансовый лизинг воспринимается как возможность приобрести автомобили или оборудование по процентной ставке, ниже банковских. Обычно такая услуга предоставляется под 12-15% годовых. Но в нашем случае именно услуга лизинга может оказаться, скорее всего, лазейкой для нечистой на руку команды Морозова, которая напоследок, находясь во власти, решила урвать жирный куш. Тем более что в регион потекли миллиарды федеральных денег, выделенных на нацпроекты.
Все до банальности просто: лизингодателем может выступить любая ОООшка, у которой среди прочих видов деятельности значится финансовый лизинг. Никакая лицензия на лизинговую деятельность. Более того, проценты по лизингу устанавливает сам лизингодатель. То есть любые. Для близких чиновникам коммерсантов или самих чиновников, связанных с таковыми предоставление лизинга, – прекрасная инвестиция. Дать в долг государству не под 8-10% годовых, а под 30-40%.
Кстати, в случае с аукционом, организованным Департаментом автомобильных дорог Ульяновской области, и исходя из цены «умных весов» в Татарстане, ставка финансового лизинга может оказаться 62,95% годовых. Мавроди отдыхает.
За приобретенные лизингодателем комплексы АСВГК областной бюджет может расплатиться в течение полутора лет. Еще два с половиной года бюджетные деньги будут просто капать чистой прибылью на счет ОООшки-победителя аукциона. Тут и откаты, и распилы. Чистой прибыли за минусом стоимости рамок автоматического контроля и весов – 412 миллионов. Минус обслуживание этих комплексов. Услуга, которую согласно аукционной документации, почему-то оказалась вменена лизингодателю. В том же Татарстане их обслуживает, кстати, фирма-продавец. То есть ООО «Казань-Телематика». В Ульяновской области данные функции можно возложить на то же АНО «Цивилизация», которая, кстати, уже значится в аукционной документации как участник системы.
Результаты аукциона на оказание лизинговых услуг, стоимостью в 645 млн. рублей будут известны уже в ближайшее время. Не удивимся, если победителем данного аукциона вновь может стать одна из фирм, близких бизнесменам Коротинам, уже замешанным в скандале с АНО «Цивилизация». Последняя как бездонная бочка, закупки которого вообще никак не возможно проконтролировать. Нечто аналогичное сегодня можно наблюдать и с лизингом «умных весов», состоящих, грубо говоря, из автоматизированной рамки да весов, уложенных под дорожное полотно. Но в отличие от той же Казани, Чечни и целого ряда других регионов, каждый комплекс АСВГК может обойтись нашему региону в три раза дороже – в 128 миллионов. А это более походит на банальное разворовывание денег, спущенных из федерального центра на реализацию национальных проектов.