Пт. Апр 19th, 2024

В cеле Мордово-Озеро в честь подводника назвали улицу

Новая дорога уже появилась на генплане, а поселятся здесь многодетные семьи

Капитан 3 ранга ВМФ СССР, ветеран спецслужб и подразделений особого риска Николай Мошин родился в селе Мордово-Озеро.

Подводному флоту России он отдал 27 лет своей жизни, 18 из них провел в боевых походах. Теперь на окраине села появится улица с его именем, а поселятся на ней многодетные семьи. Им выделены бесплатные участки для строительства домов.

Мероприятия, связанные с присвоением улице имени земляка, пройдут летом этого года. Вдова моряка-подводника Надежда Васильевна, ныне живущая в Санкт-Петербурге, хочет установить в самом начале улицы гранитную плиту с выгравированной в камне информацией о муже.

— Молодые должны знать знаменитых земляков, гордиться ими, — считает супруга моряка-подводника.

В зерносовхозской школе есть музей, где хранятся личные вещи Николая Викторовича. В том числе — китель и кортик. Все это в дар школьникам передала Надежда Васильевна. В Новоселках ему установили памятную доску.

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

А недавно произошло еще одно очень важное для вдовы подводника событие. Вышла в свет Симбирско-Ульяновская флотская энциклопедия, в которой есть главка, рассказывающая о ее муже. Правда, в текст вкралась досадная ошибка, а важную информацию туда не включили.

— Мой муж прослужил в подводном флоте с октября 1958 по ноябрь 1985-го, — говорит Надежда Васильевна. — В море, в плотном режиме походов, им проведено 18 лет, а не 8, как написано в энциклопедии. Не отражено и его непосредственное участие в маневрах ВМФ «ОКЕАН». Даны только юбилейные медали — 50, 60, 70 лет ВС СССР. А про более значимые поощрения даже не упоминается. А у мужа есть грамоты за подписями председателя КГБ СССР Андропова (17.12 1973 г.), зампредседателя КГБ СССР Цинева (31.12 1976 г.), командира воинской части 6 военно-морской бригады, капитана 1 ранга Бочковского (19.12 1978 г.), командира Ленинградской ВМБ, Героя Советского Союза, адмирала Михайловского… Их не всем давали! И все равно я очень благодарна, что статья о моем муже есть в энциклопедии. Это история Ульяновской области.

СУДЬБА ЧЕЛОВЕКА

Николай Мошин родился в многодетной крестьянской семье. Свою маму Ольгу Дмитриевну, награжденную медалями Материнства первой и второй степеней, боготворил. Когда она была при смерти и лежала в одной из больниц Ленинграда (шел 1985 год), Николай Викторович в режиме строгой секретности готовился к очередному походу. Из клиники позвонили на корабль, попросили передать, что маму перевели в реанимацию, но она успела сказать, что очень хотела бы увидеть сына перед смертью. Принявший это сообщение дежурный не передал его Мошину — якобы было нельзя. Николай Васильевич узнал о состоянии своей матери только благодаря супруге, которая смогла «достучаться» до командования. Бросился на берег. Слава богу, успел попрощаться.

Позже Николай Викторович признался жене, что будь у него при себе пистолет — пристрелил бы этого вахтенного. «Просто нервы у него уже были сильно расшатаны», — объясняет Надежда Васильевна. Кстати, того бездушного вахтенного потом с корабля сняли…

Его супруга, как и многие жены моряков, тоже служила в ВМФ — в подразделении высокочастотной правительственной связи и в торпедотехническом подразделении.

— Только в 2019 году я узнала всю правду о той аварии, которая сильно подкосила здоровье моего мужа, — рассказывает Мошина. — Он сам никогда ни о чем не рассказывал. В сентябре 1967 года он участвовал в ликвидации аварии на ПЛАРК К-116. Это — подводная атомная лодка с крылатыми ракетами. На ракетном крейсере вышли из строя холодильные машины, что привело к перегреву оборудования. Создалась реальная угроза жизни личного состава. Многие тогда заболели, отравились. С того времени Николай Васильевич и начал, как тогда говорили, «таять». Но все последующие врачебные комиссии писали, что он годен к военной службе.

Год спустя — в 1968-м — ему предложили стать оперуполномоченным особого отдела ГКБ СССР. В последующие годы в его судьбе было много походов — и на подлодках, и на наземных кораблях. В том числе дальних. В августе 1972-го он принимал участие в ликвидации еще одной радиационной аварии — на подводном ракетоносце К-389. Участвовал и в крупных учениях, и в экспедициях, в приемке, испытаниях и перегоне кораблей ВМФ к портам приписки. С 1977 по 1985 годы проходил службу в органах контрразведки.

А в 1978 году, находясь с экипажем в районе Кубы, Мошин спасал греческий танкер «Кассиопея». Он загорелся на ходу. В эфире зазвучал сигнал SOS. Советские моряки оказались ближе всех. Счет шел на минуты.

— Как и положено, моряки послали радиограмму в Москву, и им дали добро на помощь грекам, — вспоминает Надежда Васильевна. — Экипаж танкера спасли, а вот судно затонуло.

Был бы жив Николай Викторович мог бы после снятия грифа «секретно» поведать еще много интересного. Но 28 сентября 2004 года его не стало. А супруга Надежда Васильевна сегодня делает все от нее зависящее, чтобы память о муже осталась в умах и сердцах потомков и особенно земляков.

На фото: Надежда Мошина

Источник: mv-news.ru