Более 1 млрд. ущерба. Рослесхоз выявил масштабные хищения в лесах Ульяновской области
Сумма ущерба гослесфонду по предварительным подсчетам оценивается более чем в 1 млрд. 100 млн. рублей.
Две недели работы комиссии Рослесхоза в Ульяновской области выдали перечень нарушений на более чем 300 страницах. Причем, несмотря на то, что комиссия проверяла региональную лесную отрасль за 2017-2018 годы, по сути, в итоговом документе дана оценка ведения лесного хозяйства в Ульяновской области за все последние 10 лет. Когда лесным хозяйством области сначала рулил Кублик, потом Чепухин при поддержке супруги Кублика, впоследствии передав бразды правления действующим министрам Семенкину, а вслед за ним — Федорову.
По имеющейся информации, на минувшей неделе все эти действующие лица, получив итоговый АКТ №4/2019 из Рослесхоза, имели весьма бледный вид и находились в панике. Самый «профессиональный» министр Чепухин, дважды проваливший экзамен по знанию Лесного кодекса в профильном министерстве РФ, на совещании с лесниками заявил о некомпетентности приезжавших ревизоров http://ulnovosti.ru/content/1/30968/ .
Меж тем компетентность проверявшей комиссии не вызывает сомнение, а чтобы не быть голословными, приводим ее полный состав:
Пожалуй, единственный, кто действительно осознал серьезность всей ситуации и возможных последствий, – экс-министр лесного хозяйства г-н Кублик. На этот раз он напрочь забыл свое коронное выражение «да все равно мы их нае..ем!».
Обмануть комиссию, созданную из специалистов Рослесхоза, самых компетентных проверяющих, причем собранных из разных регионов, не получилось и вряд ли получится. В итогом акте – вопиющие нарушения, доказывающие сокращение лесов в Ульяновской области за последние 10 лет в два раза. В том числе в особо защитных участках леса, так называемым ОЗУ, которые региональные чиновники раздавали под вырубку налево и направо. А чтобы скрыть следы своего преступления – вносили изменения в государственный реестр Ульяновской области в части исключения из него особо защитных участков. Только в 2018 г. были проведены рубки лесных насаждений в ОЗУ на площади 60,8 га, объем срубленной древесины составил 5681 м³, что привело к причинению ущерба в сумме 243 621 013 руб. Причем подмахивали свои подписи под такими документами все – от Кублика до Чепухина с Семенкиным.
Описать все выявленные комиссией нарушения в одном материале просто невозможно. Здесь и нарушения правового режима лесов, из-за чего только в 2017-2018 годах региональное министерство во главе с Семенкиным допустило вопреки всем законам вырубку лесных насаждений в объеме 3812 кубов, что в свою очередь повлекло причинение ущерба в размере 247 млн 128 тыс 325 рублей.
Здесь и просто ужасающие своими многомиллионными цифрами нарушения лесовосстановления, которые вылезли благодаря тому, что в регионе принимаются фактически заниженные объёмы по искусственному лесовосстановлению. На этом фоне вчерашнее заявление губернатора Морозова по поводу ульяновских лесов выглядит просто нелепым. Среди прочих нарушений – подписанные всеми прежними и существующими министрами допсоглашения с арендаторами лесных участков, практически по каждому из которых оказалась снижена ставка арендной платы. А это в свою очередь – недополучение многомиллионных доходов в бюджет. Ну и вишенкой на торте — более 150 договоров аренды на вырубку лесов, как и предоставленных под рекреационную деятельность, имеют признаки недействительной сделки и в соответствии со статьей 166 ГК РФ договоры подлежат расторжению.
Итоговый акт проверки – повод для написания целого цикла статей о том, как варварски в Ульяновской области при непосредственном участии первых лиц региона разворовываются лесные угодья. Но, пожалуй, начнем мы этот цикл с темы единственного в регионе приоритетного инвестиционного проекта, лоббируемого всеми – от экс-министров лесного хозяйства Кублика с Чепухина и до губернатора Морозова – Инзенского ДОЗ.
КАК ЛЕСА УЛЬЯНОВСКОЙ ОБЛАСТИ СТАЛИ СОБСТВЕННЫМИ ИНВЕСТИЦИЯМИ БИЗНЕСМЕНА КУПРИЯНОВА
Об этой глобальной лесной афере Ulnovosti.ru писали в прошлом году http://ulnovosti.ru/content/2/39434/ . И, по сути, мы оказались правы, попав в точку. Все упомянутые нами в статье факты в полной мере подтвердили проверяющие Рослесхоза, задокументировав в акте и потребовав ИСКЛЮЧИТЬ «Инзенский ДОЗ» из перечня инвестиционных проектов, с досрочным расторжением договоров аренды лесных участков. Хотя на деле речь должна идти о возбуждении уголовного дела в отношении всех причастных к этой глобальной лесной афере, завуалированной под мегапроект совершенно нового этапа в развитии региональной лесной отрасли. Вплоть до губернатора Морозова.
Идейным вдохновителем сего проекта был экс-министр Вячеслав Кублик, который до сих пор является заместителем генерального директора ООО ПФ «Инзенский ДОЗ». Главным куратором, под чьим непосредственным руководством реализовывался этот «мегапроект», был экс-министр лесного хозяйства Александр Чепухин. Проект подписывался как чиновниками федерального уровня, так и регионального, а также непосредственно руководством Инзенского ДОЗ. На уровне области ответственным за его исполнение считается губернатор Морозов, хотя фактически свои подписи под ним и приложениям к проекту поставили и бывший министр сельского и лесного хозяйства Чепухин, и его зам Братяков. Причем последний почему-то вместо Чепухина расписался под самым скандальным проектом освоения лесов, согласно которому вырубать лес оказалось возможно на особо защитных участках. В проекте освоения лесов оказались запроектированы в рубку лесные участки, запрещенные для рубки нормативно-правовыми актами РФ, а также лесохозяйственным регламентом Новочеремшанского лесничества, ОЗУ Тереньгульского и Мелекесского районов области. Но это никого не волновало: региональные чиновники почувствовали себя полновластными хозяевами ульяновских лесов.
Уже на начальном этапе проекта, который региональные чиновники проталкивали с огромным трудом и втихаря через федералов, связанные с лесной отраслью люди говорили о нем, как о чистой воды мошенничестве, сравнимом с громким скандалом с участием эк-главы Кировской области Никиты Белых и «Нововятского лыжного комбината». И это, собственно говоря, произошло уже при подписании договора, когда сотни га лесных угодий были переданы Инзенскому ДОЗ под мизерные 0,5 попенной платы! Причем леса – абсолютно не подходящие под производство фанеры, поскольку березы в них было – кот наплакал. Инзенскому ДОЗ без торгов и аукционов оказались переданы «лакомые» сосновые леса Барышского и Тереньгульского районов, Мелекесского и Новомалыклинского районов, где в основном произрастают осина и липа.
С 2016 по 2018 годы Инзенский ДОЗ обязался влить в модернизацию 346 млн. рублей собственных инвестиций, в результате чего должны были появиться более 200 новых рабочих мест, налоги. Ничего этого не случилось, при этом ульяновские леса гослесфонда для самого инвестора Куприянова стали теми самыми инвестициями в собственный бизнес. Еще раз оговоримся, за 0,5 попенной платы!
Спустя три года реализации инвестиционного проекта на базе Инзенского ДОЗ собственники влили в него сущие копейки. Причем отставание от графика началось еще в первом квартале 2017 года. При этом в сумму вложенных инвестиций ульяновские чиновники незаконно зачли даже оборудование, купленное Инзенским ДОЗ до начала осуществления проекта – в 2014-2015 годах на сумму в 72 млн. рублей. Аналогичным сомнительным образом в сумму якобы вложенных инвестиций оказались включенными транспортные средства и оборудование, не соответствующие проекту инвестсоглашения, подписанного всеми сторонами. Сумма таких инвестиций – еще 169,271 млн. рублей. Это ли не мошенничество чистейшей воды?
Заметим, что об этом были осведомлены все – от министра Чепухина до замгубернатора Тюрина. Но не только скрыли все данные факты, но и продолжали лоббировать инвестпроект, который, согласно п. 32 Положения о подготовке и утверждении перечня приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.02.2018 № 190 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов и об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» и в связи с возникновением оснований, предусмотренных пп. «д» п. 19 Положения (нарушения инвестором (арендатором) исполнения поквартального графика реализации инвестиционного проекта более чем на 1 год), должен быть закрыт еще тогда же, в 2017 году.
Итак, к 2017-году Инзенский ДОЗ должен был выйти на 100% переработку, вложив все 346 млн. рублей, но этого не случилось. Вся ульяновская чиновничаья камарилья, включая губернатора Морозова, лоббировала сомнительную затею вплоть до сегодняшнего дня – проверки Рослесхоза. Более того, подключив к лоббированию еще и сенатора Рябухина, который ходил по высоким министерским кабинетам и выбивал согласование внесения, по сути, незаконных и имеющих все признаки мошенничества изменений в проект Федеральным агентством лесного хозяйства, чтобы продлить сроки его реализации.
Все эти три года региональное министерство сельского хозяйство на пару с замгубернатора области Тюриным тоже покрывало Инзенский ДОЗ, пустив реализацию инвестпроекта на самотек. На 19 июня прошлого года недовложение инвестором собственных инвестиций составило более 280 млн. рублей из 326 обещанных миллионов!
Проведенная специалистами Рослесхоза проверка выявила вопиющие факты и нарушения освоения лесов. Как мы и писали год назад – практически в полном объеме предоставленный в аренду Инзенскому ДОЗ лес не перерабатывался, а просто вырубался на корню арендаторами, с которыми «инвестор» заключил договоры, и перепродавался. Причем при анализе договоров аренды вскрылось еще одно нарушение — во всех договорах аренды лесных участков ОТСУТСТВУЮТ пункты оснований о досрочном расторжении таких договоров!
Проанализировали проверяющие из Рослесхоза и само освоение лесов, благо сделать это сегодня не представляется трудным благодаря системе ЛесЕГАИС. В соответствии с формой № 1-ИЛ отчета об использовании лесов, предоставленной ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» в ГКУ «Лесничества» Ульяновской области, за период октябрь 2016 года – декабрь 2018 года объем фактически заготовленной древесины составляет 242,3 тыс. куб. метров. За период с октября 2016 года по декабрь 2018 года в системе ЛесЕГАИС, во вкладке «сделки с древесиной», содержится информация о 1136 сделках с древесиной, подписанных обоими контрагентами, по продаже ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» древесины общим объемом 254,6 тыс. куб. метров. Древесина в общей массе продается в виде сосновых, березовых, липовых хлыстов и дров. В деталях происхождения продаваемой древесины ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» указывает реквизиты договоров аренды лесных участков, заключенных в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта.
За период с начала текущего года по настоящее время в системе ЛесЕГАИС содержится информация о 137 аналогичных сделках с древесиной, по продаже ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» древесины общим объемом 40,9 тыс. куб. метров.
Вся вышеуказанная информация лишь подтверждает: ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» фактически заготовленную древесину за период октябрь 2016 года – декабрь 2018 года, в объеме 242,3 тыс. куб. метров (согласно отчетов), полученную на арендованных лесных участках, предоставленных для реализации приоритетного инвестиционного проекта, на производство продукции, запланированной приоритетным инвестиционным проектом, не использовало, а реализовало в круглом виде, что подтверждается информацией, содержащейся в системе ЛесЕГАИС во вкладке «сделки с древесиной». ООО ПФ «Инзенский ДОЗ», получая лесной ресурс в рамках реализации приоритетного инвестиционного проекта за 50-процентную стоимость от минимальных ставок, реализует древесину «на корню» в виде хлыстов по рыночной цене, получая при этом сверхприбыли.
В тоже время, в системе ЛесЕГАИС, во вкладке «сделки с древесиной», за период октябрь 2016 года – декабрь 2018 года, содержится информация о 81 сделке с древесиной, по покупке ООО ПФ «Инзенский ДОЗ» древесины, в виде «бревна березовые для выработки лущеного шпона», в общем объеме более 600 тыс. куб. метров. Древесина закупалась как с территории Ульяновской области, так и с других регионов Российской Федерации.
Из вышеуказанной информации следует вывод, что ООО ПФ «Инзенский ДОЗ», как закупал древесное сырье для своих производственных мощностей до реализации приоритетного инвестиционного проекта, так и продолжает закупать сырье в период реализации приоритетного инвестиционного проекта. Соответственно, древесина, получаемая на арендованных лесных участках на производство продукции запланированной приоритетным инвестиционным проектом, не используется. По сути, подтверждается наше предположение о том, что леса гослесфонда и Ульяновской области стали собственными инвестициями бизнесмена Куприянова.
И не знать этого ответственные чиновники Правительства Ульяновской области не могли. Но закрывали на всю эту вакханалию глаза. Как закрывали глаза на лесовосстановительные работы и охранные мероприятия, которые «Инзенский ДОЗ» обязан был проводить в рамках подписанного инвестпроекта.
«С учетом выявленных нарушений и отсутствии обязательной информации, предусмотренной п. 9, 12 Приказа Рослесхоза от 29.02.2012 г. № 69 «Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки», на основании п. 10 приказа МПР России от 26.09.2016 № 496 «Об утверждении порядка государственной или муниципальной экспертизы проекта освоения лесов» положительное заключение государственной экспертизы на проект освоения лесов подлежат отмене», — говорится в акте проверки Рослесхоза.
Для всех как действующих, так и бывших чиновников Ульяновской области, ответственных за сохранение и использование лесов гослесфонда, наступил момент истины. В том числе и для губернатора Морозова, который ставил свою подпись под инвестсоглашением, утвержденным распоряжением Министерства промышленности и торговли РФ, и который несет полную ответственность за его исполнение. Который, как и экс-глава Кировской области Никита Белых, оказывал покровительство и попустительство по службе при осуществлении Правительством Ульяновской области контроля за ходом реализации предприятиями инвестиционных проектов. Белых – уже в местах не столь отдаленных. Более того, практика показывает, что подобные инвестпроекты – лазейка для мошеннических схем по освоению лесов. Из 12 аналогичных Инзенскому ДОЗ проектов уголовные дела были возбуждены по 9-ти проектам. Так что, следуя логике, ответить за вырубленный лес в рамках ульяновского приоритетного инвестпроекта должны и все его главные инициаторы. Кто вернет государству сотни миллионов рублей, вырученных Инзенским ДОЗом с продажи древесины, по сути, подаренных чиновниками Ульяновской области бизнесмену Куприянову и его заму экс-министру Кублику? И какой оказалась сумма откатов, которые областные чиновники могли получить на лоббировании данного «мегапроекта», сравнимого с харловским автодромом?
Ulnovosti.ru обращается в УФСБ по Ульяновской области, СК РФ по Ульяновской области с просьбой провести проверку по указанным в статье фактам, а также дать должную правовую оценку, вплоть до возбуждения уголовных дел в отношении каждого из участников, на наш взгляд, самой настоящей «лесной аферы», получившей статус приоритетного инвестиционного проекта.
Продолжение следует.