Сб. Апр 20th, 2024

Больницы Ульяновской области признали острую нехватку лекарств. Что скажет «Ульяновскфармация»?

На протяжении почти месяца в редакцию Ulnovosti.ru продолжают поступать звонки от ульяновцев, рассказывающих об отсутствии того или иного препарата в медучреждениях области и аптеках. Звонили из Вешкаймы, где в больнице отсутствует даже физраствор, из Тереньги, Майны… Не лучшим образом обстоят дела и в большинстве больниц областного центра, в том числе в региональном онкодиспансере и областной больнице. Региональный минздрав пока пытается разруливать проблемы в ручном режиме.

Между тем подобная ситуация, как выяснили Ulnovosti.ru, сегодня характерна для абсолютного большинства российских регионов. Это тот самый кризис в здравоохранении, связанный с поставками лекарств, о котором предупреждали экономисты еще в ноябре-декабре прошлого года. Причины сегодняшней ситуации можно рассматривать лишь в комплексе: от введенных в отношении России санкций, роста евро и доллара и перехода на импортозамещение до кардинальной реформы в области госзакупок медпрепаратов.

Хронология событий, которые привели к сегодняшнему перебою в поставках лекарств, в принципе, ясна и понятна. Почти двукратный рост курса евро в ноябре-декабре прошлого года вызвал осложнения в ценообразовании. Главным образом — в отношении импортных препаратов, в связи с чем поставщики лекарств и оптовики банально закрыли склады, решив таким образом выдержать паузу. Затянулась она, как выяснили Ulnovosti.ru, до конца января, когда ни один поставщик лекарств не мог выдать ни ценовое предложение, ни организовать поставку. Многие крупные дистрибьюторы фармпрепаратов не торговали лишь потому, чтобы каким-то образом понять и попытаться предугадать ценовую политику. Только 1 марта произошла перерегистрация цен на жизненно важные лекарства, и только с этого момента можно проследить хоть какое-то движение по госзакупкам.

На региональном уровне проблема усугубилась еще и переформитированием работы главного оператора по поставке медпрепаратов – областного учреждения ОАО «Ульяновскфармация». В принципе, сама идея реформы – здравая, но, как обычно, «хромает» ее исполнение.

Напомним, до недавнего времени закупку лекарственных препаратов осуществляли сами больницы. «Ульяновскфармация» в свою очередь выполняла чисто складские функции, выставляя больницам счета на сумму 7% от стоимости хранящихся там мертвым грузом лекарств. Отныне у областного учреждения совершенно новые функции: оптовая закупка медпрепаратов для всех медучреждений региона, что должно существенно снизить или — как программа максимум — сохранить их стоимость на уровне цен прошлого года, контроль за качеством лекарств и бесперебойное распределение по лечебным учреждениям.

И тут важно сказать, что сегодняшней ситуации могло бы не случиться, если бы чиновники поторопились и провели конкурсный отбор организации-исполнителя еще в ноябре-декабре прошлого года, а не двумя месяцами позже. В итоге «Ульяновскфармация» приступила к выполнению возложенных на нее обязанностей лишь в феврале. Тогда же начали собирать потребности лечебных учреждений в медикаментах, формировать годовые заявки и планировать закупки на конкурентоспособной основе, подготавливать аукционную документацию и размещать ее на госзакупках. Расторговать в сжатые сроки – всего за месяц — полтора миллиарда рублей с номенклатурой в несколько тысяч наименований невозможно чисто физически. Тем не менее, на сегодняшний день проведены или в стадии завершения находятся аукционы на поставку лекарственных препаратов на сумму 1 млрд. 200 млн. рублей.

Те, кто когда-либо сталкивался с проведением аукционов, знают про бюрократические нюансы: даже если аукцион состоялся вчера или позавчера, его организатору необходимо по закону выдержать паузу в 10 дней, и в случае, если не вмешается ФАС или проигравшие участники аукциона со своими жалобами, только тогда можно будет заключать контракт. Прибавьте к этому дней пять на поставку медпрепаратов и получите задержку по поставкам как минимум в две недели.

Взять хотя бы Ульяновский областной онкодиспансер, нехватка химпрепаратов здесь просто катастрофическая, причем началась еще в ноябре-декабре прошлого года. В основном здесь используют такие препараты, как «Лэнц» компании «Вера-фарм» или «Вторурацил», которые являются базовыми в химиолечении онкобольных. Но проблемы с поставками этих лекарств сегодня ощущают все регионы, выстроившись в очередь у производителя. На протяжении последних двух месяцев «Ульяновскфармация» судорожно искала его по всем российским регионам, выкупая по 200-300 флаконов. По заверениям председателя совета директоров ОАО «Ульяновскфармация» г-на Ежкова, в России его у производителей еще никто не получил: «Ульяновская область, успев разыграть аукцион, сегодня первая в очереди и то всего лишь на 1000 флаконов, которых хватит на 2 недели – максимум месяц. Потом поставки будут осуществляться по строго согласованному графику».

Между тем, как выяснилось, сегодня уже есть положительные примеры централизации при госзакупках. Несмотря на скачок цен на лекарства и медоборудование, тот же каронарный стенд, широко используемый в ангиографии при экстренных операциях, в результате проведенных госзакупок оказался дешевле, чем в прошлом году: 15 500 вместо 18 000 рублей в прошлом году, и это уже с учетом маржи, которую получила «Ульяновскфармация».

Или взять хотя бы глазные капли «Луцентис» 10 мг. В этом году «Ульяновскфармация» поставила их в медучреждения по цене 45 тыс. рублей. В прошлом году больницы закупали их по 41 900 рублей, но платили вдобавок за складское хранение 6,9% от стоимости препарата. В итоге для больницы цена за упаковку этого препарата выливалась в 44 275 рублей. Как видим, рост цены оказался всего 2%.

Г-н Ежков заверяет, что в результате только 12 проведенных аукционов учреждение сэкономило бюджету 20 млн. рублей, закупив лекарственные препараты дешевле. Всего таких аукционов было проведено 79.

— Мы готовы раскрыть любому проверяющему или аудитору все документы и показать на цифрах все сэкономленные средства. Мы их не забираем себе, это – сэкономленные средства лечебных учреждений, которые они могут потратить и далее на приобретение лекарств или закупку оборудования. Кроме того, благодаря проведенным аукционам и уже заключенным контрактам нам удалось зафиксировать эти цены на год вперед. Теперь больницы и пациенты гарантировано застрахованы от скачков цен, роста валют и прочих экономических факторов.

Раскрывая карты, на чем все-таки планирует заработать «Ульяновскфармация», г-н Ежков говорит: «Отныне мы не берем с больниц почти 7% за складские услуги, но будем зарабатывать на снижении цен на аукционах и заключении контрактов по возможности напрямую с производителями. Наши проценты уже заложены в цене медпрепаратов, которые мы поставляем в лечебные учреждения. Максимальная наценка за нашу работу по поставкам медицинских изделий — 9%, лекарственных препаратов — 12,1. Но ее мы прибавляем строго к цене товара от производителя. Не к цене поставщика. Если поставщик во время поставки препарата уже применил какую-то надбавку, то мы можем получить только разницу. То есть если поставщик уже накрутил на цену производителя свои 5%, то «Ульяновскфармация» получит всего 4%. Проще говоря, нам выгоднее работать напрямую с производителем или их дилерами, которые берут с заводов лекарства уже по сниженным ценам».

Стоит признать, что для рядового ульяновца все эти госзакупки, системы и реформы, мягко сказать, по барабану. Тот же инсулин нужен здесь и сейчас, и ни часом позже. Как рассказали нам в «Ульяновскфармации», с января по сегодняшний день организация, наряду с проведением аукционов, продолжает работать в «ручном» режиме, прибегая к экстренным заявкам, в том числе и в отношении инсулинозависимых больных. Но это, согласитесь, не выход из ситуации, тем более, что масштабы поставок лекарств настолько огромны, что справиться с этой проблемой может только четко отлаженная система. Ее-то и пытаются выстроить, но пока она дает сбои. Председатель совета директоров ОАО «Ульяновскфармация» заверяет, что перебои в поставках медпрепаратов исчезнут уже в ближайшее время: «Думаю, полмесяца нам хватит, чтобы все устаканилось. Поставки лекарств уже сейчас приходят в плановость» .

Пока поверим на слово, но через две недели Ulnovosti.ru обещает обязательно вернуться к этой теме.

Ирина Казакова