Пт. Апр 19th, 2024

Доверенное лицо президента РФ Юрий Латышев: «Сомневаюсь в том, что мы стали бы лучше и сильнее, не будь Октябрьской революции»

Алексей, Верхняя Пышма Свердловской области, журналист:

— Юрий Иванович! История не имеет сослагательного наклонения, но все же, как могла бы развиваться Россия, не будь Великой Октябрьской социалистической революции? Учитываем ли мы сегодня ошибки периода начала прошлого века?

— На самом деле сослагательное наклонение в отношении истории – это гадание на кофейной гуще. Я, например, сомневаюсь в том, что мы стали бы лучше и сильнее, не будь Октябрьской революции. Если весь мир признавал, что мы преодолели за десятилетие столетнее отставание в образовании, в грамотности, – этот факт говорит о том, что навряд ли мы сделали бы такой рывок, который был сделан после революции 1917 года. Ведь без образования все равно движения вперед не будет.

Алексей , Москва: Как сегодня, на ваш взгляд, должна преподаваться история в школе?

— Я уже давным-давно об этом говорил и продолжаю говорить: при преподавании истории необходимо акцентировать внимание именно на героическое прошлое страны, на успехи и достижения. Именно тогда мы сможем воспитать у подрастающего поколения любовь к родине, чувство патриотизма. Да, надо показать недостатки, но не акцентировать на них внимание. В советское время мне нравилось, что, когда говорили о полководческом таланте Суворова, не делали акцент на том, что он участвовал в подавлении Пугачевского восстания. Мы говорили о полководце, о его таланте. А сейчас у нас задача одна: найти и показать все негативные стороны, например периода после 1917 года. Да и не только этого, но и даже времени Ивана Грозного. История не должна быть складом причин поражений, неудач, имен негодяев. Мы должны акцентировать свое внимание на достижениях.

Посмотрите, в школьных учебниках сразу четыре параграфа посвящено началу Великой Отечественной войны, 1941 году, и из них – два параграфа, в которых идет речь только о неудачах первого года войны, а на Сталинградскую и Курскую битвы отводят по полстраницы. Этот акцент верен? Я думаю, нет. Скажи человеку сто раз, что он свинья, так он начнет хрюкать. Это желание захрюкать есть у нашей интеллигенции, которая всегда знает, что нужно делать. Именно такие люди готовили всегда в стране революции, а потом не узнавали то, что свершилось, и вновь строили свои планы. Поэтому история должна поднимать человека, заставлять гордиться своей страной. А нас все время заставляют каяться и извиняться. Это ненормально. В истории каждого народа есть негативные моменты, но не они сделали нашу страну великой державой и империей.

Виктория , Ногинск: Как вы считаете, «Архипелаг ГУЛАГ» – полезное чтение для школьников?

— Сейчас произошла какая-то гиперболизация ГУЛАГа, особенно в цифровых данных, которые не совпадают с данными, которые представил в своих книгах Солженицын.

Но проблема не только в этом. Я считаю, что преподавать в школе эти работы Солженицына не стоит. Это может навредить психике ребенка и его мировоззрению. С другой стороны, наряду с невинно погибшими была большая группа той пятой колонны, которая была готова свергнуть существовавший режим. И навряд ли бы мы выиграли Великую Отечественную войну, если бы не были ликвидированы и они.

Более того, и сегодня эта проблема существует. Пятая колонна всегда будет за то, чтобы ГУЛАГ в сознании россиян существовал в качестве жуткого предупреждения.

Если же говорить о «ГУЛАГе» как о литературном произведении, то его ценность не так велика. Чтение этих томов сложное и не создает художественного восприятия, лишь политический оттенок, и не более того. Сейчас, к сожалению, выброшены из программы те произведения, которые как раз и формируют положительный образ нашей страны. Вот это жаль.

Олеся , Москва: Почему сейчас возник интерес к фигуре царя Ивана Грозного?

— Толчком стало установка памятника в Орле, я думаю. Ведь интерес к любому историческому периоду всегда возникает не на пустом месте, и трактовки всегда идут с акцентом на те вехи, которые в данный момент активно обсуждаются в обществе.

Сейчас период правления Ивана Грозного все чаще сравнивают с кровавым режимом Сталина, причем нередко заявляют, что это у нас, у страны и ее правителей наследственное – уничтожать людей. Но любые исторические эпохи можно сравнивать друг с другом. Например, сравните период правления Ивана Грозного с действиями английских королей или Варфоломеевской ночью во Франции? Или возьмите того же Маннергейма, который в Финляндии за одну ночь уничтожил десятки тысяч человек – неугодных идеологических противников.

С другой стороны, Иван Грозный остается фигурой, который создал многонациональное государство. И именно это сейчас становится почвой для определенных националистических тенденций. Даже присоединение Казани. Кстати в захвате Казани участвовали не только русские, но и татары, которые находились в составе войск Ивана Грозного, но об этом почему-то предпочитают помалкивать.

Дмитрий, Челябинск: На примере Украины мы видим, в считанные годы можно переписать учебники истории. Как быть в такой ситуации? Как можно разоблачить историческую ложь?

— Наш Ульяновск является городом-побратимом Феодосии, и я был там на встрече с учителями истории. И тогда я сразу сказал, что сегодня для Крыма важно, чтобы учителя во время преподавания в школе как можно больше апеллировали фактами. В свое время на уроках истории я спрашивал у детей: Сталин — это гений или злодей? Вот вам аптекарские весы: на одну чашу кладите достижения Советского Союза, а на другую погибших советских граждан и делайте выводы. И я не навязывал им свою точку зрения. Также и в Крыму надо идти по такому пути. Быстро изменить то, что преподавали детям невозможно. Это уже все в головах.

Я все время говорю, почему мы помним Лермонтова, Пушкина, Некрасова? Потому что они были в наших букварях. Поэтому в случае с Крымом только одно: медленное, кропотливое и с фактами в руках.

Ирина , Санкт-Петербург: Бытует мнение, что те, кому история не нужна, закончив школу, забудут все, что было в едином учебнике. А те дети, кому история интересна, залезут в интернет и найдут еще несколько точек зрения.

— Вопрос отношения к школе нужно ставить по-другому. Национальные идеи образования я бы сформулировал словами преподавателя высшей школы: «Школа, дайте нам образованного ученика, а математика мы из него сделаем сами». Сегодня стоит задача сделать учеников образованными, способными ставить перед собой вопросы, находить пути их решения, аргументировать, доказывать и убеждать. Человек обязательно забудет то, что чувствами не пережил. Поэтому преподавать сегодня нужно так, чтобы затронуть чувства учеников. А причем тут единый учебник истории, не понимаю. Пуст их будет несколько. В одном одна деталь есть, в другом – другая. Дело в том, что история нашей страны одна, как и страна у нас одна. Проблема заключается только в противоречии некоторых фактов. Но эти вопросы возникают на каждом этапе развития нашей страны. Причем, такие же проблемы есть и в других странах.

Мария , Москва: Если в учебниках по-разному трактуются многие исторические события, то есть опасность, что к ЕГЭ школьники подойдут с разными знаниями?

— Я согласен с таким утверждением. Когда говорят о том, что необходимо много учебников для того, чтобы учитель был свободен в выборе, то это не совсем так. Это подмена понятий. Учитель выбрал один из учебников и становится его апологетом. Поэтому свободы здесь нет. Надо предоставить свободу выбора ученику: пусть в учебнике будет несколько трактовок одного события, что даст возможность развернуть дискуссию, в ходе которой искусство учителя будет заключаться в том, чтобы эту дискуссию он направил в нужное русло. Поэтому учебник должен иметь некоторые суждения разного направления.

Что же касается ЕГЭ, то и вопросы там должны пройти корректировку, учитывая, что по части исторических событий нет однозначного решения. Я вспоминаю один из вопросов: брат Степана Разина? Вопрос некорректный в каком отношении: у Степана Разина было два брата. А те, кто задает вопрос, имеют ввиду того брата, который был казнен вместе со Степаном Разиным.

У меня негативное отношение к ЕГЭ. Подобный экзамен, на мой взгляд, не расширяет кругозор учеников. Напротив, экзамен не дает возможности ученикам рассуждать.

Андрей , Москва: В феврале 2013 года на заседании Совета по межнациональным отношениям президентом Путиным была выдвинута идея создания единого учебника истории с официальной оценкой исторических событий. На ваш взгляд, почему до сих пор эта идея не реализовалась?

— Пока создана единая концепция. И здесь важно, что написали и что не написали. Сейчас в учебнике истории за 10 класс 17 параграфов отведено на изучение периода Древней Руси, которые посвящены сказкам и мифам. Причем, акцент делается на неблаговидные поступки русских князей, а на Великую Отечественную войну отведено всего лишь 4 параграфа. В то время, как изучая этот период истории можно было бы детям рассказывать о подвигах человека, простых советских солдат. Это говорит о том, что учебник написал ученый, специализирующийся на периоде Древней Руси. Кстати сказать, написать учебник прибыльное дело, поэтому никто от этого отказываться не хочет. Выступая в Пензе перед президентом России Владимиром Путиным, я сказал: «Если победит типографское лобби, которые выпускают новый учебник истории каждые 3-4 года, то мы никогда не будем иметь богатый бюджет».

Анна, Нижний Новгород: Какую историческую литературу посоветуете школьникам?

— Меня с детства привлекала историческая художественная литература. Необходимы читать те книги, которые воспитывают в человеке благородные качества. А что касается авторов, то это дело вкуса.

Олег , Подольск: Какие события российской истории наиболее трудны для преподавания в школе?

— Для девочек всегда были сложными военные периоды. Поэтому я даже вел специальный курс «Военные страницы истории России».

Кроме того, трудно восприниматься стали вопросы культуры, причем как для мальчиков, так и для девочек, потому что мы потеряли потенциал, который был свойственен советским детям. Они много читали, много знали.

Марина, Москва: Как вы считаете, в связи с сегодняшней ситуацией в мире, может быть, стоит в школах проводить классные часы, тематические уроки о международной ситуации вокруг России?

— В 2013 году наш губернатор Сергей Морозов выдвинул такую идею на педагогическом форуме. Он говорил о том, что нам необходимо политическое просвещение. В апреле этого же годы мы создали региональное движение «За советскую школу». Понятно, что в советскую школу вернуться уже невозможно, но нельзя забывать положительный опыт воспитания. Если перефразировать слова Бисмарка о том, что франко-прусскую войну выиграли прусские учителя за школьной партой, то точно можно сказать, что Великую Отечественную войну выиграли советские учителя, воспитав патриотов. Политинформация необходима, потому что дети не должны быть инфантильными людьми. Лично я начинаю урок с политинформации. Никак не могу убедить учителей, что первые 5 минут не принадлежат учителю. Сначала надо заинтересовать учеников. Я это делаю на примере газетного материла или телевизионного сюжета. Главное – кратко высказать свою точку зрения по тому или иному вопросу. Было бы неплохо, если бы у нас возродилось общество «Знание». В свое время оно сыграло положительную роль.

Алексей , Москва: Как вы относитесь к установке памятника Ивану Грозному в Орле?

Как относиться к памятникам основателей городов? Мы установили памятник боярину Хитрово. Вы думаете он был абсолютно невинным человеком? Ничего подобного. Он был всяким. Но мы его чтим, потому что он был основателем города. Или в Костроме на площади поставлен памятник Ярославу Мудрому, основателю города. Вы думаете он был идеальным? Нет абсолютно идеальных людей. И акцентировать вдруг отрицательные качества человека – основателя города, это ненормально.

Вика , Москва: Юрий Иванович, на ваш взгляд, праздник 4 ноября — День народного единства, — сможет вытеснить из общественного сознания праздник 7 ноября?

— Сегодня праздник 4 ноября еще сложно укладывается в сознании людей. Но это только пока.

doverennielitsa.ru