Пт. Мар 29th, 2024

Европейская победа «Фила». Как и куда «прикометились» атомщики из НИИАРа

Но до сих пор мало кому известно, что «Фил» оснащен уникальным радиоактивным источником на основе изотопа кюрия-244, который производится в димитровградском НИИАРе. Ulnovosti.ru узнали об этом одним из первых. И из первых же уст.

ВЫЙТИ ИЗ ТЕНИ

— Кюрий-244 – это длинноживущий изотоп (его период полураспада – 18 лет) с радиоактивностью 370 миллибеккерелей, — пояснила нашему порталу руководитель пресс-службы НИААРа Галина Павлова. Широко не распространен, производится только строго в специальной лаборатории НИИАРа и в ограниченных дозах. Им и «начинен» альфа-протонно-рентгеновский спектрометр, с помощью которого «Филу» предстоит изучить грунт на трехкилометровом ядре кометы. НИИАРовская разработка госкорпорации «Росатом» заинтересовала университет немецкого города Майнца еще десять лет назад. Тогда же туда и отправилась кремниевая пластина диаметром 8 и толщиной 0,3 миллиметра с напылением изотопа кюрия-244.

— Мы им ее выслали и забыли, а недавно нам позвонил со словами благодарности ведущий сотрудник института химии общества Макса Планка при университете Майнца Гёстер Клингельхофер, – вспоминает начальник радиохимической лаборатории НИИАРа Михаил Рябинин. – Я уже о том их заказе десятилетней давности и думать забыл. А он поздравил меня с… Вот ведь нет даже такого слова в русском языке. Короче с «прикомечиванием» «Фила» на ядро Чурюмова-Герасименко. Правда, сам прибор, в котором используется спектрометр с нашим кюрием, пока не работает. Комета сейчас в тени. Но как только на нее попадет солнечный свет, можно будет начать изучать и анализировать грунт ядра и содержащиеся с ним породы.

О, СКОЛЬКО НАМ ОТКРЫТИЙ ЧУДНЫХ…

Михаил Александрович как можно проще и популярнее постарался объяснить, как именно «работает» кремниевая пластина с радиоактивным напылением. По его словам, изотоп кюрия-244 способен с ювелирной точностью определить состав любой породы по отраженному сигналу. Происходит это следующим образом: альфа-частицы рентгеновского излучения APXS ударяются о поверхность в данном случае кометы. В результате возникает вторичное излучение, по которому можно судить о составе элементов в грунте. Ведь у каждого из них своя длина отраженного сигнала, который и распознает альфа-протонно-рентгеновский спектрометр.

Это новый пример участия димитровградских атомщиков в международных проектах по исследованию космических объектов. Хотя далеко не первый. Ведь уникальное производство кюрия-244 ведется в НИИАРе уже около 50 лет. Михаил Рябинин рассказывает, что произведенный в институте изотоп кюрия «используется в программах космической тематики» как в нашей стране, так и за рубежом. Это и отечественные межпланетники «Фобос-1» и «Фобос-2», потерявшиеся где-то в просторах Вселенной. И российский же семитонный разведчик Марса, запущенный в 1996 году, но сгоревший и упавший к западу от Чили, в районе острова Пасхи.

С 1997 года изотопом из Димитровграда заинтересовались исследователи «красной планеты» из НАСА. Кюрием-244 был начинены «марсоходы» в трех американских экспедициях. Крайняя по времени случилась в 2012 году. Ее инициатор, профессор Канадского университета Ральф Гиллерт не устает говорить димитровградским атомщикам русское «спасибо», ведь этот аппарат исследует химический состав марсова грунта до сих пор. Спектральный анализ, проведенный с помощью НИИАРовского кюрия, позволил даже сделать научное открытие – с большой вероятностью предположить, что когда-то на Марсе действительно была вода в виде снега, наледи или инея.

НЕ ВСЕ ТО ЗОЛОТО, ЧТО БЛЕСТИТ

Уникальность изотопа не только в том, что он способен не только отличить, допустим, воду от алюминия, но и сделать это на расстоянии десятков километров. «Это все равно, что за километр попасть в мишень диаметром 0,01 миллиметра» – сравнивает Рябинин. Впрочем, он не только способен изучать другие планеты. Но используется и в сугубо «мирных, практических земных целях. Михаил Александрович продолжает:

— В земных условиях наш изотоп кюрия-244 применялся для исследования металлолома, например. Он позволяет безошибочно распознать в груде металлического хлама железо, медь, алюминий да и любые другие известные в природе металлы и сплавы. А однажды к нам обратились с просьбой о помощи в анализе достоверности сотрудники одного из музеев Германии. Им потребовалось максимально точно подтвердить подлинность экспоната работы одного известного немецкого скульптора. Это была золотая статуэтка. А мастер использовал в работе строго определенное содержание золота в своих скульптурах. Кюрий 244 безошибочно определил, сколько драгоценного металла в статуэтке. И на основе этих данных подлинность уникального экспоната и его отношение именно к этому скульптору было подтверждено…

Сейчас атомщики из НИИАРа вместе со всей Европой ждут первых сведений, полученных при помощи прибора на кюрие-244 и расшифровки полученных данных специалистами Землю. Их изотоп снова не подведет, уверены в Димитровграде.

Николай Владимиров