Фонд модернизации ЖКК: коррупция, незаконное распределение средств, завышенные цены
Сегодня журналист Ulnovosti.ru вместе с экспертами попытался подвести итоги года работы этой госструктуры. Результаты, признаемся, просто шокируют и могут потянуть не на одно уголовное дело: лифтовая афера, махинации на конкурсах по выбору подрядных организаций на проведение капитального ремонта домов, неэффективное и нецелевое расходование средств, завышение стоимости работ… Это лишь малая часть выявленных нарушений, подтвержденных в том числе как специалистами УФАС, так и региональной прокуратурой.
Начнем с того, что с апреля 2013 года и по настоящее время Фонд в качестве «регионального оператора» действует незаконно, не имея на то законных полномочий. Напомним, Фонд был создан в декабре 2012 года, а закон Ульяновской области №108-ЗО, регулирующий вопросы создания регионального оператора, был принят только 05.07 2013 года. Распоряжение Министерства энергетики и жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области «О возложении обязанности регионального оператора по финансированию капитального ремонта на Фонд модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области» №53-од было принято 05.04 2013 года, а Правительство Ульяновской области приняло Постановление №484-п «О наделении Фонда модернизации жилищно-коммунального комплекса Ульяновской области полномочиями регионального оператора» только 29.09 2015 года, однако в устав необходимые изменения не внесены до сих пор.
Таким образом, с декабря 2014 года Фондом незаконно собрано с населения 661 млн. 251 тыс. 967, 51 рублей и незаконно израсходовано 534 млн. 586 тыс. 837, 24 рубля.
В 2015 году Фонд заключил депозитные договоры с кредитным учреждением под процентную ставку 6,5%. Согласно статистическим данным, уровень инфляции в 2015 году составил почти 13%, а реальное обесценение российского рубля составило около 30%. Несколько ульяновских банков при этом предлагали свои услуги по размещению денежных средств фонда больше, чем под 10% годовых, но выбран был почему-то тот, кто предложил одну из самых низких ставок.
Между тем, по подсчетам специалистов, неэффективность управления собственными финансами в данном случае привела к потере около 10 млн. рублей. Фонд Модернизации ЖКК, наверное, мог бы получить первое место в списке номинантов на звание главного подозреваемого по разбазариванию денежных средств собственников квартир, потому что суммы, которые им раздавались направо и налево сомнительным фирмам, приближаются к миллиардному исчислению.
В 2015 году Фонд должен был потратить 400 млн. рублей на реализацию региональной программы, однако выплаты подрядчикам из средств, собранных с собственников жилья по строчке капремонта, составили 534,58 млн. рублей. То есть региональный Фонд уже загнал всех ульяновцев в многомиллионные долги, что, безусловно, уже в ближайшее время потребует увеличения стоимости услуги по строчке капитального ремонта.
Деятельность Фонда до сих пор остается весьма закрытой. Несмотря на то обстоятельство, что он полностью подотчетен министерству строительства Ульяновской области и должен быть формально подотчетен собственникам жилья, на чьи средства существует, на деле все оказывается совсем не так. Почему-то собственники, которые, судя по платежкам, перечисляют немалые средства в Фонд, фактически в его деятельности участия не принимают. Так, ни в одном многомиллионном отборе ни разу не участвовал ни один представитель общественности. Все подряды делили кулуарно. Присутствие чужих глаз и ушей считалось недопустимым. Этому в большей степени способствовала закрытость конторы. Ни через СМИ, ни через сайт Фонда информация о предстоящих отборах подрядчиков надлежащим способом не доводилась. В основном все сведения прятались в глубинах сайта, куда без помощи самих сотрудников попасть было очень тяжело.
КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ ПО БЛАТУ
Краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на 2014-2015 годы четко распределял виды и стоимость работ по каждому объекту. Но Фонд при проведении отборов по каким-то причинам выставлял завышенную цену на работы и в процессе исполнения договора еще несколько раз повышал ее. Наглядным примером стал ремонт системы отопления в доме по улице Советской Армии в Заволжском районе. В плане на данные работы было предусмотрено 702 тыс. рублей, при проведении отбора сумма увеличилась до 956 тыс. рублей. При проведении самих работ проект был изменен и сумма составила уже 2,8 млн. рублей. И главное, Фонд ЖКК охотно согласовал данную сумму!
Кроме того, в отборах подрядных организаций становились победителями одни и те же компании. Скорее всего, большинство исполнителей были попросту своими людьми, которые затем могли возвращать откаты распорядителям денежных средств. В пользу данной версии говорит то обстоятельство, что Фонд не подал ни одного искового заявления к подрядчикам. И это при том, что сроки выполнения капитального ремонта были сорваны практически по всем объектам.
Итак, больше половины всех отборов проводились при участии одной подрядной организации, которая и становилась победителем. Завсегдатаями торгов и победителями становились:
ООО «Благоустройство» — контракты на 22,4 млн., 53,6 млн., 49,6 млн. рублей,
ООО «Инженерные системы» — контракты на 15,4 млн., 56 млн., 37,3 млн. рублей,
ООО «Атлант» — контракты на 23,2 млн. и 17,2 млн. рублей.
Эти организации в единоличном порядке отхватывали сотни миллионов рублей, несмотря на все нарушения в сфере конкуренции. Например, ООО «Атлант» оказалась победителем в отборе на выполнение ремонта в домах по улицам Металлистов,20, Спортивная Площадь, 8, Рабочий переулок, 12 и др. Сроком окончания работ являлся конец сентября. Но до 1-го октября ООО «Атлант» даже не приступил к ремонту. Казалось бы, должны были начаться разногласия между Фондом ЖКК и данным подрядчиком, но вместо разбирательств в конце сентября ООО «Атлант» становится победителем другого конкурса на ремонтные работы в 2016 году на более чем 40 млн. рублей.
Аналогичная ситуация с ООО «Инженерные системы», которое тоже сорвало сроки ремонта, но также было допущено к отбору и выиграло каким-то образом подряд еще на 90 млн. рублей.
«ЛИФТОВАЯ АФЕРА» ГУБЕРНАТОРА МОРОЗОВА, или КАК УЛЬЯНОВСКИЕ ЛИФТЫ ОКАЗАЛИСЬ ДОРОЖЕ МОСКОВСКИХ
Следует напомнить про избитую тему лифтовой аферы, которая не могла обойтись без хорошей поддержки на самом верху областной власти http://ulnovosti.ru/content/2/30636/ Подряд отдали московской компании ООО «Модтфил» с многочисленными нарушениями и вопреки возмущению общественности http://ulnovosti.ru/content/6/30982/ Впоследствии нарушения вскрылись http://ulnovosti.ru/content/6/31734/ , но вернуть деньги так и не удалось. Максимум, чего смогла добиться прокуратура Ульяновской области, так это расторжение миллиардного контракта между Фондом и ООО «Модтфил». При проведении отбора подрядчика для замены 600 лифтов в Ульяновске и Димитровграде в конкурсной документации отсутствовали основания замены лифтов, экспертизы их состояния, проекты, сметы, требования к качеству – все лепилось на коленке, по-быстрому.
Документальное подтверждение о необходимости замены лифтов в регионе имелось только на два объекта, по остальным 598 заключения отсутствовали. Рыночная стоимость замены одного лифта в 2015 году составляла примерно 1,2 млн. рублей, однако по факту ООО «Модтфил» брал 2 млн. рублей за единицу без ремонта шахты и замены направляющих. То есть стоимость лифтов для ульяновцев может оказаться завышенной на 60%.
Для сравнения, отметим, в той же Москве на 2016 год предельная стоимость замены 1 лифта (в том числе с ремонтом шахты) в 9-этажном доме утверждена в размере 1 млн. 480 тыс. рублей. (Постановление Правительства Москвы №821-ПП от 1.12.2015г). При этом в постановлении правительства Ульяновской области от 19.02.2014 г. №51-П в приложении №3 к региональной программе капитального ремонта установлена предельная цена на замену лифта вместе с ремонтом лифтовой шахты на 2015 год должна составлять не более 1,7 млн. рублей!!!
Эпопея еще не закончилась, команда губернатора Морозова уже заявляет, что них имеется желание дальше продолжить работу по замене лифтов с московскими коммерсантами http://ulnovosti.ru/content/2/32809/ Кстати, саму замену лифтов можно считать нецелевым расходом средств собственников помещений, поскольку в денежные средства в размере 1,1 млрд рублей не были предусмотрены в региональной программе капитального ремонта в многоквартирных домах Ульяновской области на 2014-2044 годы.
Ульяновский Фонд ЖКК без опаски заключал договоры на суммы, превышающие 25% от балансовой стоимости активов, без согласования своих действий с попечительским советом, что являлось прямым нарушением устава. В 2015 году Фонд заключил в обход согласования попечительского совета больше двух десятков таких сделок на общую сумму 2 млрд. рублей. А с учетом того, что на каждом из объектов происходило увеличение стоимости работ и дополнение их иными услугами, без решения собственников жилья, можно уже сейчас предположить, что региональный оператор создал убытки собственникам помещений МКД Ульяновской области, формирующих фонды капитального ремонта в Фонде модернизации ЖКК.
Нарушения, как видим, настолько вопиющи, что видны невооруженным глазом. И тут впору в деятельность регионального Фонда модернизации ЖКК пора вмешаться ФСБ.
Алексей Шувалов