Вс. Июн 13th, 2021

«Игры в конкуренцию». 1:0 в пользу бизнеса, но против пациентов ульяновских больниц

Апрельский скандал с хроническим недофинансирование системы здравоохранения и, как следствие, нехваткой лекарств в медучреждениях области выплеснул с собой массу других проблемных вопросов. Общественная палата во главе с Чепухиным собирала совещания, на которых неграмотные общественники пытались вникнуть в тему, вместо того, чтобы ее разруливать. Ульяновские антимонопольщики объявили о своей победе в кассационной инстанции в Казани над министерством здравоохранения области, потребовав создания конкурентной среды при организации госзакупок лекарственных средств, глава региона сделал оргвыводы в виде отставок главврача облбольницы Дегтяря и замминистра по закупкам. Шашкой, как говорится, помахали. Что в итоге?

А результат таков, что на сайте госзакупок за месяц после тех разбирательств – ни одного аукциона на приобретение лекарств или медизделий. Медучреждения продолжают выкручиваться из ситуации прямыми контрактами на мизерные 100 тысяч, и, похоже, никаких перспектив по организации работающей системы по обеспечению учреждений здравоохранения не предвидится. И это при том, что уже через месяц наступит второе календарное полугодие. Не исключено и то, что сосудистый центр ульяновской облбольницы будет простаивать еще какое-то время: УФАС признал аукционную документацию на приобретение стентов внутрисосудистых и катетеров баллонных на общую сумму более 3,5 млн. рублей с нарушениям и вынес решение отменить протоколы заседания комиссии. Едва не сорвалась закупка необходимой вакцины для профилактики пневмококковой инфекции для нужд чердаклинской райбольницы. Сумма госзакупки небольшая – 138 тыс. рублей, но и она подверглась торпедированию в ФАС со стороны конкурентов, тем самым отсрочилось приобретение вакцины на месяц.

Единственные, кто в сегодняшней ситуации все-таки оказался спасенным от существующих проблем, – это льготники. Причем и в прямом, и в переносном смысле. Арбитражный суд Казани все-таки встал на сторону минздрава Ульяновской области в споре с УФАС за схему обеспечения ими льготников, заявив, что в данном случае важнее конкуренции может быть только социальная важность и оперативность.

Напомним, предметом рассмотрения стали прошлогодние аукционы начальной максимальной стоимости контракта – более 392 млн. рублей. Результатом проведенной тогда ульяновскими антимонопольщиками проверки на основании поданной жалобы стало решение о нарушении Закона о контрактной системе и Закона о защите конкуренции. Региональный УФАС тогда наложил штраф, поскольку контракт на тот момент был уже подписан. Тем не менее, решение антимонопольного органа могло стать прецедентом для дальнейшей работы регионального минздрава по обеспечению льготников медпрепаратами. По мнению ФАС, в эту цепочку обязательно должны были вписаться несколько юрлиц: одно, которое бы производило поставки, второе – которое бы занималось отпуском через аптечную сеть. Результат – чехарда и несогласованность в действиях, а вот последствия могли быть плачевными, и прежде всего, для самих льготников. Решение казанского суда поставило точку в споре между Минздравом и антимонопольщиками, гарантируя срочность закупок, снижение стоимости лекарственных средств. Более того, теперь оплата за поставленное лекарство минздравом будет проходить за конечный результат: получил человек рецепт, а затем лекарство в руки, только потом оно оплачивается, а не как раньше, когда закупил минздрав лекарства, оплатил в течение 15 дней, сбросил на склад и они лежат мертвым грузом. Говорят, были и такие случае, когда медпрепараты, приобретенные для льготников, уходили в просрочку.

Понять УФАС, борющегося за создание конкурентной среды при обретении лекарств для нужд системы здравоохранения, можно. Есть законодательство, есть ФЗ-44, но ни для кого не секрет, что и в больницах с закупкой лекарств творился настоящий беспредел. Известны случаи, когда коммерсанты, специализировавшиеся на поставках лекарств в то или иное медучреждение, в кабинете главврача чувствовали себя как в своем личном офисе. Официально с откатами никого за руку не ловили, но такие случаи имели место быть. Хотя достаточно вспомнить уголовное дело по закупке через аффилированные юрлица в ульяновской облбольнице. Преступная схема заключалась в искусственном завышении покупной цены при организации и проведении электронных аукционов и торгов, заключении государственных контрактов и гражданско-правовых договоров на поставку и аренду для нужд больницы медицинского оборудования, товаров и изделий. Главный подозреваемый – хирург облбольницы г-н Григорьев.

Если вспомнить, то чуть более двух лет назад в закупке лекарств пытались навести порядок. В принципе, сама идея реформы – здравая: оптовая закупка медпрепаратов для всех медучреждений региона, что должно существенно снизить или – как программа максимум – сохранить их стоимость на уровне цен прошлого года, контроль за качеством лекарств и бесперебойное распределение по лечебным учреждениям. Причем контракты на поставку того или иного препарата по итогам аукциона заключались на год вперед, что обеспечивало фиксацию цены лекарства даже в случае, если она к декабрю выросла. Из цепочки поставок медицинских препаратов исчезли мелкие перекупщики, их место заняли дистрибьютеры предприятий-производителей. Более того, все расценки на закупаемые через централизованные аукционы лекарства и медизделия, как через сито начали проверяться Счетной палатой Ульяновской области и при участии комиссии, в которую входят как представители минфина, счетной палаты, так и регионального минздрава.

Сегодня ситуация в региональном здравоохранении такова, что сами медучреждения не могут выйти на торги из-за огромной дебиторской задолженности. Круг замкнулся, и разорвать его могут только решительные действия руководства области, а не круглые столы с участием непонятных общественников, не увольнение клерков и не разрулирование главврачами больниц перебоев с лекарствами в ручном режиме путем заключения «в темную» прямых контрактов на 100 тысяч. Хотя, может быть, такая ситуация кому-то и выгодна. К примеру, тем же мелким коммерсантам и главврачам, которым организация централизованных госзакупок наступила «на горло» их небольшому бизнесу. Но главные проигравшие в этих нешуточных «играх в конкуренцию» и многочисленных пустых разговоров за круглыми столами – пациенты всех ульяновских больниц.

Ирина Казакова

фото: moskva.bezformata.ru