Вт. Окт 8th, 2024

Инвестиционная привлекательность Ульяновской области ниже среднего. Новый столичный рейтинг разрушает главный миф губернатора Морозова

Целью этого рейтинга, который в дальнейшем планируется сделать ежегодным, стало выявление российских субъектов федерации, являющихся наиболее привлекательными с точки зрения реализации инвестпроектов на их территории. Наш портал с удивлением обнаружил в этом без сомнения объективном исследовании Ульяновскую область в самом хвосте группы со вторым уровнем средней инвестиционной привлекательности. Ведь не далее как в конце лета текущего года губернатор Морозов в ходе аппаратного совещания заявлял, что «наш регион наряду с Калужской областью и республикой Татарстан получил наиболее позитивные отзывы инвесторов и вошел в тройку лидеров по созданию благоприятного инвестиционного климата». Возможно у главы региона и составители рейтингов свои – ручные. Разберемся…

В августе губернатор ссылался на исследования Российского союза промышленников и предпринимателей и международной сети фирм, предоставляющих аудиторские, налоговые и консультационные услуги. «Это объективная оценка той огромной работы, которая стала краеугольным камнем в развитии потенциала региона, – уверял собравшихся Сергей Морозов. – Я выражаю слова благодарности специалистам блока развития».

А вот рейтинг НРА отличается от других проектов, посвященных аналогичной тематике, тем, что в процессе его составления использовались сразу три источника информации о факторах инвестиционной привлекательности регионов России. Это и статистические данные, и экспертные оценки, и результаты опросов предпринимателей. Эксперты уверены: такой подход позволяет получить наиболее достоверную и всестороннюю оценку инвестпривлекательности. В экспертах у разработчиков рейтинга – ведущие представители инвестиционного и научного сообщества в области региональной экономики.

В новом рейтинге 80 из 85-ти регионов РФ представлены в порядке уменьшения инвестиционной привлекательности. Она здесь определяется как совокупность факторов, влияющих на целесообразность, эффективность, доходность и уровень рисков вложений инвесторов. Всего факторов семь. Если не вдаваться в специфические подробности, вот эти основные факторы: обеспеченность природными ресурсами и качество окружающей среды, трудовые ресурсы, инфраструктура региона, внутренний рынок, производственный потенциал региональной экономики, институциональная среда и социально-политическая стабильность и, наконец, финансовая устойчивость регионального бюджета и предприятий региона. Столь же серьезно подошли составители рейтинга и к источникам опроса, на основании показаний которых он составлен. Использовались официальные публикации статистических органов и федеральных органов власти. А также – данные, предоставленные Росстатом; Банком России; Генеральной прокуратурой; министерствами финансов, связи и массовых коммуникаций, а также природных ресурсов и экологии РФ. Среди принявших участие в опросе – «Газпромбанк», ИФК «МЕТРОПОЛЬ», управляющая компания «КапиталЪ», группа компаний «ПИОНЕР», НПФ «Телеком-Союз» и другие. Научную поддержку проекту обеспечили ведущие сотрудники экономического факультета МГУ.

Все эти подробности к тому, чтобы стало понятнее, насколько серьезными были предварительные исследования, проходившие в три этапа. Результат – три укрупненные категории – IC – и, соответственно, девять групп инвестиционной привлекательности, выделяющие внутри основных по три вспомогательных уровня. Главная десятка – высокая инвестиционная привлекательность – выглядит следующим образом:

IC1 (первый уровень) – Москва и Сахалинская область;

IC2 (второй уровень) – Белгородская и Московская области, Татарстан, Санкт-Петербург и Тюменская область;

IC3 (третий уровень) – Калининградская и Калужская области, а также Камчатский край.

Ульяновская область оказалась в числе 19-ти регионов из группы IC5 (средняя инвестиционная привлекательность – второй уровень). И то третьей с хвоста. Впереди нас лидирующие в этой подгруппе Астраханская, Владимирская и Волгоградская области. А еще куряне, мурманчане, новгородцы, саратовцы, смоленцы, тамбовцы, туляки и удмурты. Наш регион в своей – отнюдь не почетной – категории оставил позади себя только Челябинскую и Ярославскую области.

А ведь и года не прошло с тех пор, как в заказном интервью «Интерфаксу» губернатор Сергей Морозов рисовал радужные картины инвестпривлекательности региона:

— За последние несколько лет нам удалось пройти очень большой и сложный путь: от территории-«середнячка» с, мягко говоря, плачевным состоянием экономики, к региону-лидеру… И это не наше мнение, а ведущих мировых рейтинговых агентств, таких как Всемирный банк и Европейский банк реконструкции и развития. На территории Ульяновской области действует самое современное и либеральное инвестиционное законодательство, обеспечивающее нашим партнерам поддержку не менее привлекательную, чем в федеральных Особых экономических зонах. Нам удалось создать один из самых эффективных индустриальных парков на территории России — промзону «Заволжье». Право создать единственную в стране аэропортовую зону также было предоставлено именно нашей области. Мы являемся одним из трех регионов России, на территории которых развиваются сразу два высокотехнологичных кластера: авиационный и ядерно-инновационный.

Одно из двух: или Сергей Иванович лукавил еще тогда, в январе этого года, или продолжает недоговаривать сейчас. Во всяком случае, долгие годы наблюдая за «грандиозными прожектами» главы региона, многие из которых становятся по сути «мыльными пузырями», охотнее верится непредвзятому рейтингу НРА, нежели заинтересованному «пиар-менеджеру» возглавляемого им региона Морозову. И дело уже даже не в природных скепсисе и сарказме…

Николай Владимиров

фото с dibing.ucoz.com